search
main
0

Факультатив. Язычество ХХI века

В России основой менталитета послужили дохристианские верования наших предков – славянское язычество. Отголоски древних верований окутывают нашу жизнь до сих пор: будь то темные предания старины, волшебный мир песен и сказок, величественные былины и летописи или наш повседневный быт – везде встречаем более или менее явственные следы язычества. Понимание древних воззрений наших предков – это путь к пониманию нынешнего менталитета русского народа, того, что называют «русской душой», и путь к осознанию будущего.

В Москве и по всей России в настоящее время появились люди, которые считают себя язычниками. Но являются ли эти люди последователями древней славянской веры или их появление связано с культурными изменениями, происшедшими в нашем обществе? Насколько близко эти люди находятся к традиционной славянской вере, как сегодня нередко называют славянское язычество?

С середины 80-х годов двадцатого столетия начинает меняться социально-экономическая и идеологическая структура российского общества. Эти изменения породили глубинные перемены в сознании людей. С развалом Советского Союза окончательно рушится старая система ценностей, построенная на «строго научной» картине мира и атеизме. Но идеологический вакуум существовать не может, поэтому на смену одной системе ценностей (атеистической) приходит любая другая (религиозная в том числе). Это первая причина – идеологическая. В то же время изменения в сознании общества тесно связаны с социально-экономическими изменениями.

Возвращение к религиозности (прежде всего нетрадиционной) связано также с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности, психологической устойчивости перед лицом проблем, порождаемых современным этапом развития, таких как отчуждение от природы, утраты связи с традицией.

Как один из альтернативных вариантов и выступило неоязычество. Это связано прежде всего с повышенным интересом к отечественной истории в переломный момент развития общества. Обращение к своему прошлому – естественное явление в период поиска новой системы ценностей, а также индивидуального и национального самоопределения.

Одной из отправных точек возникновения неоязычества стал поиск национальной идеи. Корни возрождения язычества кроются в ослаблении идеологического давления в 1970-х гг. и тогдашней слабости Православной церкви. Отсюда и повышенный интерес к истокам национального самосознания и национальной религиозности.

Другой предпосылкой возникновения славянского неоязычества стало неприятие подавления личности современным технократическим обществом, поиск выхода из экологического тупика, психологического дискомфорта, вызванного жизнью в городе. Подчас это перерастает в отрицание современного уклада жизни. Позже одним из факторов, способствующих привлечению людей к движению, стало появление нового направления популярной фантастики «фэнтези», построенного на языческом мировоззрении, воспринятом современным человеком.

В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ века одной из особенностей становления неоязычества в России стала его тесная связь с так называемым толкинизмом – движением, возникшим на базе творений английского писателя Дж. Р.Р.Толкиена, повествующего о воображаемом мире Средиземья. Это движение было наиболее популярно среди молодежи и подростков, искавших там спасения от серости будней. Толкинизм близок к направлению «реконструкторов», только в качестве идеологии были избраны идеи, заимствованные у Дж. Р.Р.Толкиена. Многие толкинисты, повзрослев, плавно переходили к язычеству, предпочитая, как правило, скандинавскую традицию. На данном этапе развития явления толкинисты совершенно не ассоциируются с язычеством, выделившись в отдельное движение.

Термин «язычество» возник в церковной среде в период введения на Руси христианства. Он первоначально означал все дохристианские и нехристианские верования. В современной научной терминологии под словом «язычество» понимается весь комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, мифологических сказаний, предшествующих христианству.

Новые религиозные течения языческого толка чаще всего обозначаются термином «неоязычество».

Формирование современного язычества можно разделить на три основных периода. Первый период начинается с середины 70-80 гг. ХХ в. Язычество определялось наличием интереса к дохристианскому прошлому России и к дохристианскому мировоззрению. Широкое признание и распространение получают работы академика Б. Рыбакова. Резкое ослабление давления советской идеологии, слабость в тот период православия приводят к созданию небольших групп исследователей фольклора и людей, интересующихся историей России.

Главными фигурами этого этапа были: Николай Сперанский (Велимир), физик по образованию, один из первых стал разрабатывать славянские мистические практики, тяготея к шаманизму, призывающий возвращаться к «естественной» жизни, отказываясь от современных технологий и городской цивилизации; Анатолий Рядинский (Берендей), будучи в свое время партийным функционером, стал директором турбазы в Подмосковье, которую переделал в своеобразный уголок языческой Руси со своей архитектурой, порядками и уставами, создав свою общину. Берендея в отличие от многих интересует внутреннее совершенствование человека, развитие заложенных природой способностей. Эта община стала единственной, постоянно живущей согласно языческому мировоззрению.Основным разработчиком обрядов, одним из главных идеологов современной языческой обрядности стал Григорий Якутовский (Всеслав Святозар), профессиональный психолог. Его ученики составили костяк лидирующей в этом направлении общины «Коляда вятичей».

Несколько особняком стоит фигура Алексея Добровольского (Доброслав), бывшего диссидента, который придерживается откровенно профашистской позиции и является одной из самых уважаемых фигур в наиболее радикальном крыле неоязыческого движения (процентное соотношение фашиствующих радикалов в современном языческом движении составляет не более 10%, которые, как правило, «варятся в собственном соку»). Доброслав основал свое движение в Вятской области, сам переселился в село Весенево Шабалинского района. Свою идеологию он называет «русский национал-социализм», основными положениями которого являются: принятие язычества в качестве природного славянского мировоззрения, признание христианства (или, как его называет сам Доброслав, «жидохристианства») за чуждую, насильственно внедренную религию. В июле 1999 года Доброслав был избран верховным волхвом союза славянских общин Вадима Казакова. Политическим идеалом его является приход к власти русских национал-социалистов, воспитанных на работе Доброслава «Природные корни Русского Национального Социализма».

Следующий этап оформления этого движения начался во второй половине 80-х гг. ХХ в. и завершился ориентировочно в середине 90-х гг. ХХ века, хронологически совпав с перестройкой в стране. Безусловно, его предпосылками стали большая открытость общества, возможность свободно выражать свою позицию, а также увлечение значительной части интеллигенции восточными религиями, йоговскими практиками, которые во многих случаях пробудили интерес к аналогичным системам в России.

В это же время появляется большое число неофашистов, взявших на вооружение языческую идеологию, склонных к крайним формам политических действий, что компрометировало языческое движение в целом.

В славянском язычестве существует множество различных течений, которые можно характеризовать и дифференцировать по различным критериям. Не стоит смешивать и отождествлять различные течения и направления, так как они могут представлять разные, а зачастую и противоположные точки зрения. Очень важно помнить, что среди язычников нет единства. Это обусловлено прежде всего разными подходами к проблеме, разной степенью понимания вопроса.

Среди многообразия языческих течений выделяется радикальное националистическое течение – так называемые нациоязычники. Основная отличительная черта этого направления – довольно четкая организация, объединение в политические партии, активная политическая деятельность, наличие политической программы. По сути дела это не языческая община, а политические партии, одним из постулатов которых является возвращение к язычеству. Как правило, этот пункт включен в политическую программу этих партий. Но не все ультраправые партии и движения берут на вооружение язычество. Среди националистических партий просматривается общая тенденция к спекуляции на религиозных чувствах верующих. Однако выделяются два основных направления: христианское (например, «Черная сотня») и языческое. Одним из основных идеологов данного движения является В. Истархов. Основные постулаты своей идеологии он выразил в книге «Удар Русских Богов». В качестве примера подобных организаций можно привести «Русское освободительное движение».

Русским освободительным движением называется политическое крыло неформального сообщества санкт-петербургских националистов, связанных общим происхождением от Ленинградского клуба психической культуры (ЛКПК) и группы «Россы» ЛКПК, возникшей в 1987 г. Возглавлял ее философ Сергей Семенов, основатель учения «Аутентизма» и «Русской веды». В рамках ЛКПК, примыкавшего тогда к демократическому движению, предполагалось создать еврейское и русское общества, но было создано только русское – «Россы».

Одним из крупнейших нациоязыческих организаций Санкт-Петербурга является «Союз Венедов» – неоязыческая группировка в Санкт-Петербурге, ныне называющая себя общественным Институтом истории культуры. Лидер («дед») «Венедов» – Виктор Безверхий. Он начал свою деятельность в середине 80-х годов. Как основатель тайного «Общества волхвов» в 1988 г. получил предупреждение от КГБ за создание отряда боевиков. Написал целый ряд книг по ведизму, то есть по его собственному варианту неоязычества. Собственно «Союз Венедов» стал в 1990 г. преемником русской народной партии, отколовшейся от национально-демократической партии.

В целом движение нациоязычников носит отрицательный характер, так как ориентирует молодежь на крайние формы политических действий и дискредитирует движение возрождения языческих традиций в целом. Кроме того, изыскания идеологов нациоязычества имеют, как правило, минимальную научную ценность.

Фольклористы занимаются возрождением народных промыслов, искусств, восстанавливают фольклор. Интерес к язычеству в основном этнографический, выработка собственно религиозной концепции мало кого интересует.

Основные представители:

Центр «Бузулук» (глава В. Бугров). Объединяет собирателей русского фольклора и русского костюма. Его команда – непременный атрибут крупных собраний.

Община «Сварожичи» (Москва). Возрождает традиционные промыслы, костюм, вышивку.

«Белый Камень» (Москва, руководитель М. Алексеева). Реконструируют традиционную одежду, музыку, игры и т.д.

«Мир Тропы». Включает ряд компаний, организаций, в том числе издательство «Тропа Трояна», училище русской народной культуры и др. Основное направление их деятельности – этнография, этнопсихология. Одним из главных идеологов считается А. Андреев, этнограф, исследователь скоморошьей традиции.

Кирилл МАНЦЕРЕВ, ученик гимназии, Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте