search
main
0

Факультатив. Высококачественная духовная пища

По календарю наступила весна, и хотя еще сохраняются морозы, весеннее солнце настраивает на оптимистичный лад, на возрождение не только в природе, но и в общественной жизни России. Такому настроению способствовали события на ХХ зимних Олимпийских играх в итальянском городе Турине. В течение двух недель это было центральным событием мирового масштаба. Особое внимание уделяли ему в тех восьмидесяти странах, посланцы которых приняли непосредственное участие. Россия направила в Турин спортсменов по всем 15 видам спорта, представленным на этом ристалище. Хотя Олимпиада – не война, о спортивных состязаниях почему-то принято сообщать, пользуясь военной терминологией: «соперники сражаются», медали «завоевывают». У нас 22 медали разного достоинства: 8 – золотых, 6 – серебряных, 8 – бронзовых. Российские СМИ справедливо выражают радость по поводу такого «урожая», несмотря на огорчения поклонников отечественного хоккея и одиночного женского фигурного катания. Меня же при этом утешает одно обстоятельство – на самый высокий пьедестал поднимаются воспитанники российских тренеров, которые работают во многих странах, в том числе и в Финляндии, и в Японии, и в США. В стиле катания призеров по фигурным конькам явно подчеркнут творческий почерк наших маститых воспитателей. В чем это проявляется? В построении программ, в первую очередь, в их цельности, завершенности, в раскрытии художественной идеи выступления с помощью музыки. Музыка является, как объясняет нам энциклопедический словарь, видом искусства, отражающим действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующих на психику человека.

Выступления всех фигуристов сопровождает музыка, но многие ли отдают должное ее способности конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей? К сожалению, ответ будет отрицательным: редкие программы и спортсмены демонстрируют органичное сочетание катания и музыкального сопровождения. Высший пилотаж такого слияния смогли увидеть зрители на показательных выступлениях в катании Евгения Плющенко. Многомиллиардная аудитория телезрителей тоже имела возможность присутствовать на этом мастер-классе фигурного катания, который дал наш олимпионик. В музыке, звучавшей «в живую» на ледяной арене, он подчеркивал ее настроение и создавал пластический образ арсеналом средств, доступных фигуристу как спортсмену. Эмоциональное воздействие на людей трудно переоценить. Вот такое сочетание и делает фигурное катание не только спортом, но и искусством. Именно в этом характерная особенность российской школы катания, приверженцами которой становятся тренеры и спортсмены многих стран. Благодаря ей и высоким достижениям наших талантливых спортсменов Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова и их тренеров Е.Чайковской и Т.Тарасовой танцы на льду пополнили семью олимпийских видов спорта.

Обстановка в перестроечной России вынуждала выдающихся тренеров предлагать свои услуги в других странах. И мы наблюдаем теперь, какое влияние русская школа фигурного катания на льду оказывает на тех спортсменов, которые с ней соприкасаются, – она выводит их на лидирующие позиции. С одной стороны, такой результат приятен, с другой – возрастает конкуренция российским спортсменам. Можно сказать: «не было бы счастья, да несчастье помогло» обрести уверенность в своих талантах. У нас исторически сложилось: признавать свои достижения после того, как они оценены на Западе. Возможно, обретя теперь признание мирового сообщества, мы начнем ценить «своих пророков» и создавать им условия для работы на Родине. Но не те, что были в Советском Союзе, а творчески переосмысленные с учетом приобретенного опыта в новых условиях. Ибо человек, который отрицает достижения прошлого, не имеет сердца, но тот, кто призывает вернуться назад, не имеет разума.

Хорошо ли иметь амбиции?

Настороженность в признании заслуг на Родине знакома и нашему отечественному музыканту, теперь прославленному альтисту, Юрию Башмету. Проводя параллель с фигурным катанием, можно сказать, что Юрий Башмет, подобно упомянутым выше танцорам на льду, вывел альт отдельно от других инструментов на сцену. В двадцать пять лет он поставил перед собой задачу – доказать, что альт – инструмент сольный, способный собирать залы и доставлять удовольствие публике не хуже скрипки или фортепьяно. И начал он свое утверждение, не более и не менее, как с Франции. Первый сольный концерт молодой музыкант дал в Париже. Это было событие для музыкального мира – сольные концерты на альте считались невозможными в принципе. До Башмета альт был забытым оркестровым инструментом – и вдруг соло на большой сцене. В большом зале. Перед тысячами людей… А дальше надо было подтверждать свое имя в разных странах и аудиториях.

Мировое признание наших музыкантов подтверждается их приглашением участвовать в культурных акциях международного масштаба. В этом году мировая музыкальная общественность широко отмечает 250-летие со дня рождения австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Отдавая дань музыкальному гению, переосмыслившему и обогатившему все современные ему музыкальные жанры, отечественное телевидение транслирует концерты из крупнейших концертных залов столиц мира. Россияне имеют возможность насладиться высочайшим мастерством исполнителей музыки Моцарта: вокалистов, инструменталистов, симфонических оркестров, дирижеров. Удостоены чести участвовать в музыкальном марафоне и наши артисты. Так, в большом фестивальном дворце в Зальцбурге – на родине Моцарта – прозвучала симфония Концертанте для альта, скрипки и симфонического оркестра, которую исполнили: Венский филармонический оркестр под управлением дирижера Риккардо Мути; партию альта – Юрий Башмет; партию скрипки – Гидон Кремер. Оба выпускники Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, имеющие высочайший мировой рейтинг.

Русский Моцарт

Что же касается выступления в Зальцбурге, то для Юрия Башмета – это не первый его приезд на родину Моцарта. Для него памятно другое, не менее значительное и волнующее событие, о чем выдающийся альтист рассказывает в своей книге «Вокзал мечты». Он обращается к 1990 году, когда на высоком уровне – австрийским и российским правительствами – было принято решение провести концерт на родине Моцарта в Зальцбурге. В программу включили великую «Симфонию-Концертанте», ту, что звучит и сегодня на 250-летнем юбилейном концерте. Тогда предполагалось удостоить исполнителей чести играть на инструментах, принадлежавших самому Моцарту: на альте будет играть Башмет – представитель России, а от Австрии – австрийский скрипач-вундеркинд. Эти инструменты находятся там же, в музее Моцарта, но их никому никогда не давали. Таким образом, в эту феноменальную культурную акцию вносилась политическая нота.

Но Башмет настаивал на том, чтобы партию скрипки исполнил бы тоже представитель России – Олег Каган (1946-1990). Воспитанник Московской консерватории, ученик Давида Ойстраха, обладатель 2-й премии на Международном конкурсе им. П.И.Чайковского (1966), он многие годы выступал в ансамбле с всемирно признанным маэстро Святославом Рихтером. По мнению последнего, Моцарт был композитором Олега Кагана, и он даже называл Олега Моцартом. По этой причине именно Каган должен был сыграть партию скрипки в моцартовском шедевре. Австрийская сторона противилась, Башмет настаивал и тем непреклоннее, что к этому времени Олег Каган был тяжело болен. Его друг надеялся, что участие в таком неординарном событии будет способствовать мобилизации сил, мощным стимулом для выздоровления. «Бой был долгим, – вспоминает Башмет. – В конце концов мне пришлось сказать им (австрийской стороне), что Олег Каган смертельно болен. Они сломались».

Приезд российских музыкантов в Зальцбург, знакомство с городом – родиной Моцарта, с музеем гениального композитора, где лежат инструменты Моцарта, опробование инструментов в музее – все это стало сюжетом для фильма. За трое суток до приезда музыкантов из Москвы в Зальцбург туда направили Анатолия Кочергина, по оценке Башмета, «гениального мастера», который привел в порядок инструменты австрийского композитора, пролежавшие в витрине два столетия. Наконец, состоялся сам концерт в музее Моцарта – Моцартиуме. Смертельно больной Олег Каган исполнил его, вспоминает Башмет, с колоссальной энергетикой.

Но это было, пишет Башмет, не последнее наше с Олегом исполнение «Концертанте». Им еще удалось выступить совместно на первом фестивале в Кройте, это недалеко от Мюнхена, и вот как об этом в книге Башмета: «Я думаю, каждый сидящий в зале, даже те, кто не знал о его болезни, понимал, что происходит что-то необыкновенное. Такое бывает раз в жизни…И вот последний пассаж, который считается очень трудным психологически, на нем ломаются многие исполнители. Первым вступает альт, второй – скрипка, и конец. Олег, видимо, копил силы к этому пассажу и сыграл его идеально по качеству, блестяще! И финал получился оптимистическим…».

Через три дня Олега не стало. Но остался фильм, запись его исполнения на скрипке Моцарта великой «Симфонии – Концертанте» для двух струнных инструментов. Музыканты относятся к записи по-разному. Башмет говорит о том, что «каждое выступление – это лишь этап творчества. Ремесло наше (в отличие от книги, которую можно купить и наслаждаться чтением бесконечно) сродни рисунку на песке: ты отыграл произведение, и вот нахлынула волна и все смыла». Учитель Кагана, знаменитый скрипач Д.Ойстрах, оценивал свои записи как «документ, который с годами превращается в обличительный». Но в случае с Олегом Каганом фильм остался памятью о музыканте, русском Моцарте. Моцарт – это олицетворение чистоты и идеала человека, Человека Земли. Человечество, вошедшее в ХХI век, нуждается в продолжении светлых творческих традиций, направленных на самосовершенствование личности.

«CROSSOVER»

Башмет, вспоминая о том знаменитом концерте в Зальцбурге, пытается передать свое самочувствие: «Когда я взял в руки альт Моцарта, состояние – слов нет, ведь это инструмент, на котором играл сам Моцарт!» Но при этом он: «естественно, сначала посмотрел верхнюю деку, затем нижнюю голову, а потом глянул, что там написано внутри». И оказалось, что этот альт Моцарта – брат инструмента, на котором многие годы играет Башмет! И альт Моцарта, и альт Башмета сделаны мастером Паоло Тестори из Милана с разницей в три года: у Моцарта – 1755 год, у Башмета – 1758 год. Для гениальных исполнителей не имеет особого значения, на каком инструменте они играют, потому что, объясняет Башмет, «работают» совершенно другие категории: тип художественного мышления, построение фразы. Иными словами, по мнению прославленного альтиста, важна идея. А вот сам тембр звука появляется, говорит он, уже в гармонии со всеми вышеперечисленными и вторичен по отношению к идее.

Музыканты всего мира жалуются на то, что аудитория классических концертов стареет, и, если ничего не предпринимать, сегодняшняя публика рано или поздно, увы, перейдет в лучший мир, а артисты останутся без работы. Феноменальный виртуоз Гидон Кремер – ученик выдающегося скрипача Давида Ойстраха – музыкант с особым музыкальным мышлением, которого отличает, по оценке Башмета, миссионерская роль. Миссию свою как выдающегося скрипача Кремер видит в том, чтобы привлекать новую, молодую публику в концертные залы и предлагать им современную музыку в новом стиле.

Возвращаясь к сегодняшнему событию – мировому марафону, устроенному в честь 250-летия Моцарта, – следует подчеркнуть, что в нем принимают участие музыканты, которые отлично играют и классику, и джаз, и даже тяжелый рок.

Отмечая амбиции молодого Юрия Башмета, сделавшего альт солирующим инструментом, следует обратить внимание на его слова об удовольствии, которое испытывают музыканты от игры в ансамбле: «В соединение индивидуальностей есть особая прелесть ансамбля. Ансамблевые музыканты, говорит Башмет, – счастливые люди. Они чаще всего имеют дело с шедеврами, и, кроме того, у них есть шанс встретиться с друзьями и получить радость от совместной игры».

Конец ХХ века ознаменовался для музыкантов появлением музыкальных сочинений в стиле, который вскоре обрел специальное международное название «crossover» – совмещение. Первой в этом ряду Башмет называет сюиту Игоря Райхельсона, написанную для альта, саксофона, рояля, камерного оркестра и джазовой группы. Произведение предполагало, что солисты должны импровизировать в некоторые моменты на написанные темы. Поэтому приглашенные высочайшего класса джазовые музыканты имели возможность показать себя в полном блеске. И порой, отмечает Башмет, мы с ансамблем «Солисты Москвы» оказывались в тени. Но время идет, и на сцене концертных залов все чаще появляются ансамбли, в которых каждому артисту предоставлена возможность проявить свое творческое лицо, будь то рок, джаз или классика. Творческая энергия человека, подчеркивает музыкант, всюду – и в роке, и в джазе, и в классике. Но вот выражение этого лица и его внешний облик меняются в зависимости от того, что исполняется. Для завсегдатаев консерваторских залов привычны элегантные костюмы музыкантов. Сегодня же на сцену исполнители выходят в одежде, привычной для их жанра: рок обращен к более простым эмоциям, и с этим связан определенный стиль одежды – майки и джинсы; джаз взывает, скорее, к разуму, и музыкантам более подходит галстук или жилет.

К стилю «crossover» прибегли устроители музыкального марафона, посвященного творчеству Моцарта. Судя по трансляциям из крупнейших концертных залов мира, публика в восторге от исполнения произведений Моцарта музыкантами разных направлений. Демонстрируемое музыкантами исполнительское мастерство, их импровизации, которые требуют колоссальной смелости, фантазии и обостренного чувства ритма, заставляют забывать слушателей об их внешнем виде и повторять за пушкинским Сальери: «Когда бы все так чувствовали силу гармонии!».

Проходящий музыкальный марафон убеждает, что семья, выражаясь пушкинским слогом, «избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, единого прекрасного жрецов» множится. И если бы приложить еще усилия по музыкальному просветительству, отличному от «фабрики звезд», и пропагандировать серьезные музыкальные знания на языке, доступном широкой аудитории, можно было бы говорить о высококачественной духовной пище для подрастающего поколения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте