Одной из целей курса граждановедения является обретение подрастающим поколением умения цивилизованно отстаивать в обществе свое достоинство. Об этом прямо заявляет авторский коллектив учебного пособия “Граждановедение. 9 класс”. И хотя я не считаю удачным использование глагола “биться” в предложении “За свое достоинство нужно биться”, но разделяю авторскую позицию, что “достоинство сначала нужно обрести. Для этого необходимо понять, что такое и откуда оно – достоинство – берется”. В таком контексте естественным является разговор о культуре, и особый акцент во втором параграфе “Человек культурный” я бы сделал на следующем абзаце: “Очень важной частью внутренней культуры личности является ее отношение к другим людям”. Но вот, используя слова известной песенки “о чем не говорят, о чем не учат в школе” – так это – о межнациональных отношениях. В том числе русско-еврейских отношениях.
Особым, каленым клином, по выражению Солженицына, являются для общества эти отношения. Потому что, следуя за мыслью Александра Солженицына, “по порывам общественного воздуха, – получается чаще: как идти по лезвию ножа. С двух сторон ощущаешь на себе возможные, невозможные и еще нарастающие упреки и обвинения”. Но как возникла такая проблема? Откуда она взялась?
Возможно, прав был известный русский юрист и общественный деятель, член Государственного совета в царской России Анатолий Кони, когда подчеркивал, что “удивительное незнание по части элементарных сведений об устройстве государства и его функциях, об отдельных проявлениях государственной жизни, о задачах ее, о заветах и уроках своей собственной истории” приводит к темноте и невежеству. Не это ли незнание является почвой для различных форм лжепатриотизма и национализма? И самой распространенной формы – антисемитизма?
“Мы все учились понемногу, чему нибудь и как-нибудь” – эта стихотворная строка из наследия нашего великого классика памятна со школьной скамьи и сохраняет свою злободневность. А что касается исторических сведений, то в этой области наши познания вообще плачевны: советская школа давала их неполно и искаженно, не говоря уже о сегодняшних уроках школьной истории. На собственном опыте я осознала важность исторических сведений для формирования жизненной позиции.
Много лет назад, когда юной супругой я вошла в семью моего мужа-еврея, мне довелось столкнуться со словом “кантонист”. Знакомясь с новой родней, я никак не могла увязать два обстоятельства: черту оседлости и высшее образование родителей мужа, закончивших столичные университеты еще при царизме.
О черте оседлости и жизни в ней мне было известно только из произведений Шолом-Алейхема. Так, его рассказ “Два антисемита” дает представление о некоторых предписаниях для жителей местечек: “Макс Берлянт… ездит из Лодзи в Москву и из Москвы в Лодзь несколько раз в год. …Бывал уже и в глубинных губерниях, где евреям разрешается оставаться не более двадцати четырех часов, истекал потом во всех полицейских участках, натерпелся в пути немало издевательств, не раз огорчался и досадовал – и все из-за еврейства. То есть не из-за того, что еврейство существует, а потому что сам он, извините, еврей. И даже не столько потому, что он еврей, сколько оттого, что выглядит он, простите, как еврей”.
Выясняя у свекрови, на каком основании евреи могли получить столичное образование, я впервые услышала от нее: “Наши отцы были кантонистами”. Слово “кантонист” я тоже встречала только в художественной литературе. Например, у Достоевского в “Записках мертвого дома”. У Новикова-Прибоя в “Цусиме”: “Отец адмирала Макарова был кантонистом, когда-то служил боцманом”. У Чехова в “Крыжовнике”: “Наш отец Чимша-Гималайский был из кантонистов, но, выслужив офицерский чин, оставил нам потомственное дворянство и именьишко”.
Но что оно означает – это слово “кантонист”?
Обратилась к энциклопедическому словарю: кантонисты (от немецкого Kantonist – военнообязанный): 1. В Пруссии в 1733-1813 гг. военнообязанные (рекруты), подлежавшие призыву в одном из округов (кантонов), каждый из которых комплектовал свой полк. 2. В России в 1805-1865 гг. кантонистами назывались солдатские сыновья, числившиеся со дня рождения за военным ведомством.
Каким же образом среди российских кантонистов появились еврейские дети?
Сделаем небольшое отступление и познакомимся сначала с историей несения воинской повинности в царской России.
Когда появились евреи на территории России? Возможно, подсказку многие услышат в названии последнего труда А. Солженицына “Двести лет вместе”, посвященного истории русско-еврейских отношений 1795-1995 гг.
Вообще-то постоянные еврейские этнические группы в границах Российской Империи появились с 1772 г. – первого “раздела” Польши, когда территория государства Речи Посполитой была разделена между Пруссией, Австрией и Россией. Важнейшим правовым актом в отношении евреев России явилось введение в 1791 г. черты оседлости: евреям запрещалось переселяться в те регионы страны, где их раньше не было. Исключение было сделано для Новороссийского края (Северного Причерноморья, захваченного А. Суворовым у Турции), куда переселение евреев даже поощрялось. После присоединения к России в 1815 г. Царства Польского черта оседлости стала включать в себя 25 губерний Украины, Белоруссии, Литвы и Польши. Она охватывала западные губернии России. Тогда евреи, став подданными России, не призывались в войска. Рекрутская повинность, обязательная для всех “податных” сословий (мещан, ремесленников, купцов), заменялась для евреев особым денежным сбором, взимаемым с еврейских общин – кагалов – мест постоянного пребывания евреев. Позднее, в 1826 г., евреям позволили расселяться в Уфимской и Оренбургской губерниях. Еврейским детям было разрешено поступать во все школы, гимназии и университеты. Но этому противились власти еврейских общин, где главенствовали раввины – еврейские священники, строго следящие за тем, чтобы образ жизни местечек соответствовал канонам иудаизма.
При Александре I Аракчеев предложил отбирать еврейских мальчиков 7-9 лет и отдавать их в солдаты (часто, но не всегда в качестве музыкантов). Мальчиков этих причисляли к кантонистам. Властям показалось, что подобные школы вполне пригодны для дальнейшего и долгого отрыва малолеток от их еврейского окружения. Кантонистов чаще всего вербовали среди еврейской бедноты, иногда даже попросту похищали детей на улицах. Еврейских рекрутов отправляли в кантонистские школы, расположенные в местах, максимально удаленных от “черты оседлости” (Урал, Сибирь, Поволжье). Многие из них умирали еще по дороге.
Создание системы государственных еврейских школ в России рассматривалось как фактор ассимиляторской политики царизма. Из них производилось комплектование армии строевыми унтер-офицерами, музыкантами, топографами, писарями и разными мастеровыми с последующим отбыванием 25-летнего срока воинской службы.
При Николае I в 1827 г. порядок был изменен. Появился указ о натуральной воинской повинности евреев, заменившей существовавший ранее денежный налог. Этот указ действовал до 1856 г. За это время в армии отслужило около 50 тысяч кантонистов. Проведение рекрутского набора было поручено властям местечек. Кого сдавать в рекруты, решали сами общины. Правительство требовало только определенное число взрослых, совершеннолетних мужчин, физически здоровых и не старше 25 лет. Кто совершеннолетний, решали раввины. По еврейскому закону совершеннолетие наступало в 13 лет. Отсутствие прямого указания, кого считать совершеннолетним, равно как и право решать самим, кого сдавать в рекруты, открыло широкие возможности для всякого рода злоупотреблений. Эти злоупотребления привели к тому, что вынудили правительство ввести четкие нормативы: 7 рекрутов с 1000 мужчин через год. Но так как в местечках ревизии не проводились и не было известно точного количества мужского населения, а кагалы, пользуясь обстоятельством, показывали, как правило, заниженное число, то упомянутый норматив касался христиан. Для евреев квота призыва составляла 10 рекрутов с 1000 мужчин ежегодно. Во время Крымской кампании (1853-1856) она составила по 30 рекрутов два раза в год. Кагал обрушивал всю тяжесть рекрутчины на спины неимущих членов общины. Возраст для еврейских рекрутов был установлен с 12 до 25 лет, в то время как для молодежи других национальностей – 18 лет.
Считается, что Николай I проводил жесткую антиеврейскую политику. Но доля евреев-кантонистов составляла 2,4% от всех кантонистов в России, то есть не превышала пропорциональной доли еврейского населения в стране, даже по заниженным кагалами данным.
История семьи моего мужа тесно переплелась с периодом реформ Александра II. Его правление, называемое эпохой великих реформ, для российских евреев, как и для страны в целом, являло резкий контраст правлению Николая I. Общие реформы касались и евреев как граждан страны, особенно судебная, городская и военная. При нем уравняли евреев в отношении рекрутской повинности с прочим населением и прекратили прием малолетних рекрутов. Это решение подтверждалось в коронационном манифесте 1856 года: “Рекрут из евреев принимать тех же лет и качеств, кои определены для рекрут из других сословий, и затем прием в рекруты малолетних евреев отменить”. Тут же был вообще упразднен институт военных кантонистов. Отслужившие низшие чины и их потомки до 4-го колена освобождались от обязанности жить в черте оседлости и получали право жить на всей территории Российской Империи. Они обосновывались там, где заставал их конец службы.
Деды моего мужа: по материнской – Фридман и отцовской линии – Ротенберг участвовали в покорении Туркестана, так называлась тогда территория, на которой размещены страны Средней Азии. По завершении полного срока службы демобилизованные получили пенсию и право дать будущим детям образование в столичных университетах. Они сохранили приверженность своей вере – иудаизму. Обосновавшись в Ташкенте, одна семья построила доходный дом на отведенном участке, вторая – общественную баню. В семье Фридман родилось одиннадцать детей: девять девочек и два мальчика. Одна из них – моя будущая свекровь – Фрумма Григорьевна Фридман.
Либеральные реформы в экономике, относительные политические свободы, развитие промышленности – все это создало условия для еврейской ассимиляции. В Россию из Германии стали просачиваться идеи Гаскалы, что на иврите означает “европейское Просвещение”. Это просветительское движение зародилось в Пруссии и было связано с именем берлинского еврейского философа М. Мендельсона. В первое время эти идеи распространялись на немецком языке. В еврейских общинах говорили на идише, а молодежь получала образование в своих школах на иврите. Иврит воспринимался как язык Торы – священного писания, на котором невозможно обсуждать обыденные темы. Идиш в те времена считался обиходным “жаргоном”, малопригодным для целей просвещения. Местечковые власти не поддерживали приобщения еврейской молодежи к светскому образованию.
Среди жаждущих получить светское образование оказались и все одиннадцать детей кантониста Фридмана. А моя будущая свекровь, уже имевшая троих детей, но расторгнувшая брак, уехала из Ташкента в Санкт-Петербург, стремясь получить и специальность. Ей хотелось быть не только образованным, но и независимым человеком. Получив специальность стоматолога, она своей частной практикой обеспечивала материальное содержание своих детей. И только с таким условием она приняла предложение хирурга Ротенберга Григория Александровича и вторично вышла замуж. В сохранившемся брачном свидетельстве, подписанном раввином, в качестве невесты выступает “разведенка”. Эпитет имеет явно негативный оттенок, как бы порицает женщину, взявшую на себя инициативу расторгнуть первый брак и с такой обузой, как трое детей, выйти вновь замуж. Такая ситуация и в наши-то дни воспринимается неоднозначно. Представляю, каково было в те времена “молодоженам” Ротенберг! На меня ситуация произвела сильное впечатление, мне хотелось в ней разобраться, и я использовала для анализа воззрения Г. Гурджиева. Он считает, что в каждом человеке наличествуют две совершенно отдельные части: его сущность и его личность.
Сущность – это “Я”, наша наследственность, наш тип, характер, природа. Личность – случайная вещь: воспитание, образование, взгляды, т.е. все внешнее. Сущность не меняется. Личность способна измениться очень быстро. По Гурджиеву, человек всегда зависит от внешних обстоятельств, но некоторые влияния мешают ему, а некоторые нет. Подходя с такими понятиями к ситуации с моей свекровью, я вижу проявление ее фридманской сущности. Фридман – по-еврейски “веселый человек”, я бы перевела как неунывающий, не поддающийся превратностям судьбы. Как личность она использовала возможности внешней обстановки, чтобы получить специальность. Последняя давала ей возможность проявить свою сущность – независимый характер. Мне кажется, что для учителей очень важно уметь различать проявления ученика, а также и свои собственные: они от личности или от сущности. Чтобы пришло такое понимание, Гурджиев рекомендует наблюдать себя и быть искренним с самим собой. Искренность с самим собой, по его мнению, очень трудна, потому что сущность обросла толстой коркой. От нее постепенно следует освободиться. Используя раздел граждановедения – “Познай самого себя и людей”, я пытаюсь приобщить к подобному анализу и своих учеников.
Как свидетельствует мировой исторический опыт, вырвавшись из культурной изоляции, евреи стали играть видную роль во всех областях общественной жизни мира, в том числе и в России. То, что не удалось школам кантонистов, с помощью которых Николай I хотел оторвать рекрут от густой еврейской среды и способствовать приобщению к общегосударственному порядку жизни, успешно решило светское образование. Последователи Гаскалы зачастую порывали с еврейскими традициями, к прошлому своего народа относились равнодушно.
В заключение упомяну о Всемирной паутине – интернете. Я обратилась туда в поисках материала о кантонистах и обнаружила, что интерес к этой теме существует и даже возрождается. Сейчас идет как бы обратный процесс, направленный на изучение истории своего народа, исследование своих семейных корней. Уже 10 лет как вышла монография Э. Флисфиша “Кантонисты”, а их потомки, живущие сейчас во всем мире, делятся воспоминаниями о своих прадедах.
В частности, любопытен рассказ Рафаила Кашлинского о Еврейском Его Величества Государя Императора полке. Мы упоминали, что Александр II отменил принудительные наборы в школу кантонистов и приказал закрыть их по мере производства последних выпусков. “Накануне русско-турецкой войны (1877-1878) царь узнал, что многие бывшие кантонисты сохранили верность своей религии – иудаизму. Пораженный такой стойкостью еврейских юношей, император выразил желание создать особый еврейский полк из бывших кантонистов, сохранивших свою веру, сказав при этом: “Те, кто был так стоек в своей вере, будут также верны своему государю!”. И действительно, еврейский полк во время русско-турецкой войны храбро сражался. Его солдаты и офицеры (тоже евреи) получили много боевых отличий.
Вот как Р. Кашлинский описывает экспозицию картины. “На плацу на коне император Александр II со своей свитой. Перед ним полк, уже получивший полковое знамя (оно развивается в центре построенного полка), позади строя полка его орудия, готовые произвести торжественный салют, слева видна полковая синагога, где идет подготовка к богослужению, вдали виден мост, по которому полк пойдет в бой с турками освобождать болгар от турецкого ига”.
Прикоснувшись к страницам истории, я как бы удовлетворила потребности разума и потребности сердца – неумирающие потребности человека.
Методическая рекомендация. Рассказывая на уроке о кантонистах и упоминая имена писателей или какие-то исторические имена и факты, желательно их не только произносить устно, но и записывать на доске. Будет работать два вида памяти: слуховая и зрительная.
Вовлечение учеников с активное обсуждение разнообразит ритм урока, эмоционально его окрасит, включит как бы “мускулы мысли”, а не только “страницы” памяти. Смена ритма снимет физическое напряжение, снизит утомляемость. После небольшой разрядки рассказ можно продолжить. В завершение урока желательно задать следующие вопросы.
Кто такие кантонисты, какова роль еврейских кантонистов в формировании Российского государства?
Являются ли антисемитские настроения признаком культурного человека?
Разделяют ли они справедливость награды, которую вручил Президент Российской Федерации молодой женщине за то, что она пыталась убрать с видного места щит с антисемитским лозунгом?
Считают ли они такое поведение в наши дни мужественным гражданским поступком?
Возможно, разговор подтолкнет кого-то из учеников подробнее узнать историю не только русско-еврейских отношений, а также вызовет интерес и к собственным семейным корням. Без сомнения, такой разговор даст новое видение того, что и раньше было перед глазами, но, если можно так сказать, не различалось в целостности деталей. Хотелось бы, чтобы услышанное на уроке позволило молодым людям, цитируя Александра Исаевича Солженицына, “разглядеть на будущее взаимодоступные и добрые пути русско-еврейских отношений”…
Тамара БЕЛОВА
Москва
Комментарии