Свобода слова подразумевает свободный «рынок идей», который должен вовлекать в свой оборот как можно больше позиций и точек зрения, включая заблуждения, ложные предпосылки и мнения. Еще в древности Аристотель обратил внимание на явление, названное им «софистикой», а сегодня оно известно как «пропаганда».
«Обманщик начинается с того, что маскирует свою ложь под правду, а заканчивает тем, что истина в его устах становится похожа на ложь».
Античный ученый определил ее роль в научном и общественном диалоге. Опасения Аристотеля были связаны с тем, что она очень часто настолько тонкая и незаметная, что большинство граждан не могут ей противостоять, подпадают под ее влияние и не могут принимать решения свободно, компетентно, ответственно и взвешенно. Используя средства пропаганды, можно надолго ввести в заблуждение большую часть населения, и эта опасность сегодня только возросла. Поэтому во внимание следует принять следующие положения. Во-первых, всеобщее избирательное право ставит в зависимость будущее страны зачастую от людей с низкими интеллектуальными способностями, малограмотных, имеющих примитивные интересы и небольшой общественный опыт. Большинство людей не могут в полной мере исполнять свои гражданские обязанности и пользоваться своими правами и свободами. И именно они являются легкой добычей изощренной современной пропаганды. Во-вторых, исторический опыт нашей страны был связан с широким использованием идеологической обработки населения и интенсивным применением широкого набора пропагандистских средств в течение последнего столетия. В-третьих, в мире в настоящее время происходят колоссальные политические изменения, и на отдельные страны, например на Россию, ложится большая ответственность за решения и действия, которые она предпринимает в рамках мирового сообщества. Национальные и мировые проблемы приобретают невиданную ранее сложность и размах, что требует от граждан глубокого понимания происходящего. В-четвертых, эволюция средств массовой информации привела к значительному росту их влияния. Отдельные средства массовой информации достигают национального и даже мирового размаха, все новости моментально распространяются в стране и мире, охватывая массы людей. Несмотря на гигантское количество и разнообразие информации, большинство граждан полагаются на ограниченное число источников. Может быть, еще более важным фактором влияния на общество является относительно малое количество распространителей мировых и национальных новостей. Высокая централизация и концентрация средств массовой информации имеют по крайней мере два важных последствия. Любое влиятельное лицо, которое имеет неограниченный доступ к средствам массовой информации, может оказывать колоссальное влияние на общественное мнение, так как его позиция за считанные секунды станет достоянием мировой общественности. Во многих странах существует относительно небольшое количество организаций, которые контролируют значительную часть средств массовой информации, и узкий круг людей, которые постоянно появляются на страницах периодики, на экранах телевизоров, чьи голоса звучат в эфире, кто напрямую обращается к национальной или мировой аудитории. Именно они имеют значительную власть на формирование общественных позиций. Именно они решают, когда и какая информация пойдет в эфир, какому пропагандисту дать доступ к средствам массовой информации. В-пятых, наблюдаются значительный рост, развитие и распространение исследований общественного мнения. В настоящее время они занимают важное место в политической и экономической жизни общества.
Исследования общественного мнения направлены на изучение реакции общества едва ли не на все значительные проблемы, окружающие человека. Результаты его затем широко используются журналистами и политическими деятелями в процессе формирования повестки общественной дискуссии и формулирования политических программ. И несмотря на то, что своевременная и точная информация необходима для развития любого общества, исследования общественного мнения являются источником ряда специфических проблем. Например, зачастую журналисты и политики заведомо не точно интерпретируют их итоги, вводя общество в заблуждение. Именно это условие позволяет широко применять пропагандистские приемы для достижения непродуманных целей, не направленных на достижение общего блага.
Все вместе взятое помогает понять, что задача изучения природы, условий, приемов пропаганды сегодня является одной из важнейших проблем. Гражданин должен знать, как не позволить манипулировать собой и не попасться на уловки пропаганды. Для этого нужно отличать пропаганду от других средств убеждения. Уметь выделять типичные пропагандистские приемы, объясняя в каждом определенном случае, почему их использование приводит к иррационализму и заблуждениям. Знать источники, причины и цели применения пропагандистских техник, соотнося пропаганду с определенными политическими идеологиями и журналистским контекстом. Уметь преодолевать пропагандистское влияние на основе его анализа.
В течение своей истории эволюционировало и изменялось это слово, приобретало различные значения и оттенки. Понятие «пропаганда» имеет латинское происхождение от propagare, что значит распространять, или propaganda – подлежащее распространению. Пропаганда – распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, взглядов, знаний; идейное воздействие на широкие массы. (Словарь иностранных слов, М., 1984 г.). Пропаганда – «деятельность устная или письменная с помощью средств массовой информации, осуществляющая популяризацию и распространение идей в общественном сознании». (Политология. Энциклопедический словарь, М., 1993 г.). Кроме узкого значения, в советских и российских словарях можно обнаружить «пропаганду буржуазную», «пропаганду коммунистическую», «пропаганду политическую».
Пропаганда явление неизбежное, и ее ценность зависит от идеологической направленности. Необходимость пропаганды обосновывается воспитанием и формированием личности в определенном заданном направлении, или, проще говоря, ее природа связана с манипуляцией. Манипуляция – это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые столь искусно, что создается впечатление, будто человек сам управляет собой.
Проблема «пропаганды» занимала умы еще древних мыслителей. Первые исследования «пропаганды» связаны с именами Платона и Аристотеля и развитием древнегреческой политической демократической традиции. Платон и Аристотель обратили внимание на средства и способы убеждения, которые широко применялись в V и IV веках в демократических Афинах. Если Платона интересовало действие слова на формирование человеческой души, то Аристотель исследовал методы убеждения как таковые. В «Риторике» Аристотель в противовес пессимистическому взгляду своего учителя Платона утверждает, что человек способен отличить правду от заблуждения. Аристотель убежден, что люди имеют от природы качества, которые им помогают отделить правду от лжи и докопаться до истины. Аристотель осуждает своих современников «софистов», которые за плату брались обучать граждан Афин словесным приемам, позволяющим усиливать воздействие их выступлений перед обществом. Софистика была направлена на умелое манипулирование мнением граждан. По мнению Аристотеля, искусство софистов аморально по своей сути. Умению «софистов» манипулировать общественным мнением Аристотель противопоставляет свое собственное учение о рациональном и этическом убеждении. Результатом исследования Аристотеля является фундаментальное отличие двух форм словесного воздействия риторики как рационального и этического убеждения и софистики как иррационального и аморального манипулирования общественным сознанием.
Риторическую традицию продолжали видные мыслители античности и средневековья Цицерон, Квинтилиан, Святой Августин и другие. В эту эпоху риторика становится одной из важнейших образовательных дисциплин высшей школы. Понятие «пропаганда» было введено в 1622 году папой Григорием XV, образовавшим особую конгрегацию (Sacra Congrehatio de Fide), задачей которой было распространение веры посредством миссионерской деятельности. Это было сделано в противовес развитию протестантской реформации. «Пропаганда» была направлена на усиление управления и контроля над миссионерской деятельностью католической церкви, включая как распространение влияние католицизма на Новый Свет, так и укрепление католической веры в Старом Свете. Сначала слово «пропаганда» было связано со всякой организацией, которая направляет свои усилия на распространение какой-либо идеологической доктрины, а затем само учение и техники по ее распространению. В XIX веке основоположники социалистического учения К.Маркс и Ф.Энгельс полагали, что «пропаганда» является «идеологической, классовой силой», поскольку ее цель – выдавать частные интересы за общие. Само слово «пропаганда» в XX веке превращается в оскорбительный ярлык, который оказывается эффективным средством политической компрометации. Политическая пропаганда становится средством обеспечения готовности массового сознания к тотальной концентрации политической власти для тоталитарных режимов.
В настоящее время сосуществует большое количество подходов к определению «пропаганды», но обычно выделяются три основных. Первое связано с причиной использования и распространения пропаганды. Оно встречается наиболее часто и является наименее точным. В данном случае «пропаганда» имеет отношение к позиции или точке зрения, которая намеренно и тенденциозно искажается. При этом понимание «пропаганды» основано на том, что определенные выводы или обобщения строятся на малодостоверных, сомнительных, односторонних доводах, причем некоторые аргументы, имеющие отношение к позиции, или замалчиваются, или обращение к ним сопровождается дискредитацией некоторых аргументов. В этом смысле «пропаганда» – термин, который можно заменить таким понятием, как «реклама», или более общим «средство убеждения». Второе определение связано с использованием понятия в общекультурном контексте. Оно наиболее широкое, и отражает современные представления о пропаганде как форме тенденциозной передачи информации в высокотехнологическом обществе, включая определенные позиции, искаженные бессознательными предубеждениями и предрассудками. Таким образом, обширная область общественных отношений, как образование, развлечение, политика, журналистика, искусство, может считаться частью пропаганды, так как в них зачастую распространяются недостаточно исследованные, мало осознанные представления, установки и предположения. В рамках третьего определения «пропаганда» рассматривается как способ выражения позиции и распространения идей, которые не столько мало объективные, сколько намеренно ошибочные. В данном случае использование пропаганды осуществляется с заведомо ложными предпосылками и искажениями информации, которые ведут к обману общества. Она всегда иррациональная и не этичная, так как вводит людей в заблуждение. Этот вид «пропаганды» позволяет подвергнуть глубокому анализу деятельность по распространению доктрин современных тоталитарных государств.
Все выделенные подходы являются не столько истинными и ложными, сколько более или менее полезными. С точки зрения критерия пользы обращает на себя внимание третье определение. Это становится более очевидным, если будем разбирать особенности каждого определения в отдельности.
Рассматривая определение «пропаганды» как сознательного искажения выражения мысли, можно прийти к выводу, что ее в конечном счете сложно отделить от других видов коммуникативной деятельности. Оно является чрезвычайно расплывчатым, так как включает все способы передачи, распространения и выражения мыслей, которые содержат элемент сознательного влияния. Выделенный критерий подразумевает, что все выражения мысли, направленные на убеждение, в какой-то степени несовершенные, односторонние, неполные и недостаточные, в общем, имеющие значимые искажения мысли. Но ничего иррационального или аморального подобные утверждения не содержат, подводя к определенным выводам и обобщениям. Более того, демократическая традиция в политическом, правовом, культурном пространстве предполагает общественную дискуссию, в которой и проходят испытание на прочность любые утверждения, позиции и взгляды. Проблемы возникают тогда, когда идеи не столь несовершенные, сколько лживы, заведомо ошибочны и приводят к заблуждениям. Именно эти утверждения требуют критической оценки и право быть названными «пропагандой».
Третье определение «пропаганды» как распространяемого утверждения, в основе которого находятся заведомо ложные доводы и которое заостряет внимание на различии между честными и лживыми аргументами, является наиболее полезным для того, чтобы разобраться в проблеме, связанной с пропагандой. Каждый может согласиться, что существуют определенные требования к средствам убеждения, и знать их необходимо. Особенно это важно для граждан демократических стран, так как они могут и должны влиять на большинство решений в государстве, а качество решений зависит от их способности компетентно судить о проблеме и выбирать наилучшее решение. И если граждан легко ввести в заблуждение ложными доводами или пропагандой, то это ставит под вопрос само существование демократического режима. Поэтому важно не запутаться с использованием термина «пропаганда», так как его часто применяют по отношению к противоположной позиции или доводам, с которыми не согласны. Проблему можно попытаться разрешить, если дать взвешенное определение «пропаганды» и выделить его существенные характеристики.
Пропаганда – это осознание и открытое воздействие на ценности и установки людей или групп людей, которое преследует определенную запланированную цель, и характеризуется оно систематическим использованием иррациональных и зачастую неэтических техник убеждения.
Определение содержит следующие значимые характеристики:
Во-первых, распространитель пропаганды, который стремится повлиять на общество и его представления, действует осознанно и открыто, но это необязательно означает, что он сознательно применяет иррациональные и неэтичные техники воздействия.
Во-вторых, пропаганда – открытый способ влияния на общество, и понимается это таким образом, что распространитель пропаганды не скрывает ее источники. Это утверждение является отличительным свойством пропаганды от дезинформации. Дезинформация – это искаженные, ложные или вводящие в заблуждение сведения, которые распространяются в скрытой форме, например шантаж. Дезинформация используется шпионами, агентами влияния, включая журналистов, которые осознанно или неосознанно пользуются определенной информацией, не раскрывая источников ее происхождения. Несмотря на то, что и пропаганда, и дезинформация являются близкими по своим свойствам понятиями, однако специалисты полагают, что пропаганда акцентирует внимание на содержании информации, а дезинформация – на происхождении и средствах ее распространения.
В-третьих, пропаганду можно рассматривать как попытку влияния, вне зависимости, была ли она удачной или неудачной. Это важное отличие пропаганды от всех других средств убеждения, которые оцениваются от качества воздействия, например реклама.
В-четвертых, пропаганда прежде всего направляет свое воздействие на человеческие ценности и установки, однако это ни в коем случае не противоречит утверждению, что она влияет и на поведение людей. Не следует забывать, что, оказывая воздействие на убеждения человека, опосредованно происходит влияние и на его последующие действия.
Зачастую целью пропаганды является препятствование какой-либо деятельности, чем поощрение ее. Последнее положение позволяет выделить три основные цели пропаганды. Призывы пропаганды направлены на активизацию приверженцев определенных идей. Пропаганда является также попыткой воздействия на оппонентов и превращение их в сторонников. И еще одной важной целью пропаганды может быть даже не столько превращение противников в сторонников, сколько подрыв их убеждений. Проще говоря, ложные утверждения могут посеять сомнение в истинности определенных утверждений. Сомнения в свою очередь порождают неуверенность в собственных ценностях и убеждениях. Ложь и правда становятся одинаково допустимыми и возможными, что подрывает веру к обеим сторонам. Таким образом, пропаганда достигает своей цели, снижая уверенность в собственной правоте и сея сомнения во всем.
В-пятых, воздействие пропаганды направлено как на отдельных людей, так и на группы, что предполагает как прямые, так и опосредованные средства ее влияния. В конечном итоге пропаганда не только продукт средств массовой информации, но она также является продуктом собственно человеческих отношений.
Пропаганда имеет длительную историю. Она существовала и до появления средств массовой информации. Большинство ее приемов, если не все, появились еще в глубокой древности и могут применяться одинаково эффективно как в межличностном общении, так и при воздействии на массы людей.
В-шестых, вся пропаганда заранее планируется и имеет ожидаемые запроектированные результаты. Любая передача информации имеет целенаправленное действие, и пропаганда не исключение. Но она имеет некоторые специфические цели. При обычном обсуждении проблемы или какого-либо вопроса, дискуссии цели данной деятельности могут изменяться в процессе обмена мнениями, тогда как у пропаганды основная цель, жестко фиксированная и неизменная, не поддается ситуативному влиянию. Другой особенностью целей пропаганды является их отдаленность. В отличие от других средств коммуникативного воздействия причина пропаганды почти всегда за рамками немедленного результата.
В-седьмых, в основе любой пропаганды лежат иррациональные техники и приемы убеждения. Конечно, сосуществует несколько точек зрения по поводу того, что полагать рациональным. Например, техника будет считаться иррациональной, если она будет направлена на передачу людям определенных ценностей, без приведения адекватного объяснения данных установок. Или можно это выразить по-другому, техника будет иррациональной, если она не выдержит критики со стороны мыслящих граждан.
В-восьмых, важно отметить, что иррациональные техники пропаганда эксплуатирует систематически и постоянно. Принимая во внимание обычные человеческие слабости, невежество, лень, отсутствие интереса, тщательное исследование откроет, что едва ли не все формы коммуникационного человеческого взаимодействия носят на себе отпечаток использования иррациональных стремлений и техник. Может быть, не стоит все их причислять к пропаганде, однако данное понятие полезно относить к тем взаимодействиям, которые отражают постоянное и систематическое воздействие иррациональных приемов. Систематическое использование данных техник означает или довольно частое использование их при человеческом взаимодействии, или применение их при критическом анализе аргументов. Наиболее ярким примером пропаганды будет являться использование в полемике доводов, содержащих одну, но заведомо принципиальную ошибку.
В-девятых, пропаганда очень часто, но не всегда явление неэтического порядка. Рассматривая данную характеристику пропаганды, следует хорошо знать, что собой представляют этические стандарты и каковы намерения пропагандиста. Существует несколько подходов к пониманию природы этического поведения. Один из них полагает значимость, автономность и достоинство личности. Важным положением этого подхода является то, что каждый человек имеет уникальный и оригинальный взгляд на мир, который следует принимать во внимание при общении с ним. Таким образом, каждый человек является в конечном счете судьей своих собственных решений и действий с точки зрения своих интересов и потребностей, которому никто не нужен, чтобы вершить его собственную судьбу.
Применяя вышеизложенные утверждения к человеческим взаимодействиям и процессу убеждения, можно сделать вывод, что попыткой манипулирования человеком становятся такие приемы, как использование или угроза использования силы, предложение искаженных и ошибочных доказательств, сверхэмоциональное воздействие, направленное на человека. Все эти вышеперечисленные техники будут неэтичными, так как человек в этом случае рассматривается как цель для другого человека, и ему отказано в праве судить по собственному разумению. Таким образом, сознательное применение иррациональных техник убеждения также будет неэтичным.
В-десятых, последней значимой характеристикой пропаганды будет использование определенных техник и приемов убеждения. Так как пропаганда может иметь самое разнообразное содержание и источники, то как раз применение определенных техник и приемов помогает понять природу пропаганды и обнаружить ее.
Для того чтобы не стать объектом пропагандистского влияния, следует знать, уметь выявлять и понимать действие пропагандистских техник и приемов.
В силу того, что количество возникающих при взаимодействии людей небрежности и погрешностей безгранично, число возможных пропагандистских техник и приемов неограниченно. Однако все они могут быть отнесены к одной из четырех категорий. Каждая содержит определенные приемы, которые используются вплоть до настоящего времени средствами массовой информации.
1. В каком-то смысле любая пропаганда основана на лжи и обмане. Важно научиться видеть как логические противоречия, так и ошибки, вызванные недостоверной и искаженной информацией. Если ложь содержит в себе ошибочное знание, она становится обманом. Нередко ложь является иррациональной. Обман может быть рациональным и иррациональным, но почти всегда неэтичен. Четыре вида лжи и обмана выделяется и применяется в современной пропаганде: «Большая ложь», прием «tu quoque» (сам такой), исторические реконструкции и символические фикции.
Пропагандистскую технику «Большая ложь» часто ассоциируют с деятельностью министра пропаганды фашистской Германии Геббельса (1897-1945), несмотря на то, что она использовалась задолго до него. Основным компонентом данной техники является открытая, бесстыдная и наглая ложь, которая усиливается постоянными и частными повторениями.
Латинское выражение «tu quoque» можно перевести на русский язык – «сам такой». Данная пропагандистская техника является разновидностью первой, и ее сущность заключается в том, что в ответ на определенные утверждения следует соответствующее отзеркаленное обвинение.
В основе исторической реконструкции как пропагандистской техники лежит вовлечение в оборот пропаганды сведений из истории, которые или соответственно отбираются, или на использовании некоторых из них строятся важные умозаключения. Тоталитарные государства систематически пытаются реконструировать или переписать историю в угодном для них направлении, широко применяя приемы исторической реконструкции. Выделяется два основных приема исторической реконструкции: игнорирование или даже уничтожение некоторых исторических фактов и их фабрикация.
Если исторические сведения, факты не соответствуют официальному мнению, то в пропаганде часто используется их замена или они уничтожаются. Яркие примеры этой техники демонстрирует история Советского Союза: когда очередной видный деятель государства становился жертвой репрессий, то его имя «вычеркивалось» из истории страны, уничтожались все официальные документальные свидетельства его деятельности. Подобное происходило и в других тоталитарных государствах, например в фашистской Германии, социалистическом Китае и Северной Корее.
Для подтверждения официальной исторической версии может применяться фабрикация или создание «новой» истории страны или правящей партии и ее вождя, что, несомненно, имеет прямое отношение к пропаганде.
Последним видом обмана является символическая фикция, которая подразумевает стремление какой-либо стороны подтвердить свою претензию на наличие определенных декларируемых явлений, не существующих в действительности. Например, в конституциях социалистических стран существовало упоминание о правах и свободах граждан этих стран, однако эти заявления были всего лишь данью общепринятым международным нормам и стандартам, но в действительности они не существовали.
2. Очень часто наиболее убеждающая информация основана на пропуске значимых фактов, тем более что любой информационный материал не может охватить все известные сведения о предмете или явлении. Подобные упущения зачастую иррациональны, но это феномен явно пропагандистского порядка, особенно когда подобные пропуски наносят непоправимый ущерб сообщению и серьезно меняют его смысл.
3. Важным пропагандистским приемом является искажение информации, которое происходит из-за того, что на основе источников информации и из полученных свидетельств зачастую делаются недостоверные и не имеющие рациональных оснований выводы. Количество возможных искажений информации бесконечно, и со временем они имеют тенденцию умножаться. Примеры подобных искажений можно найти в любом учебнике логики. И особенно применением данного приема грешит современная пропаганда. В последнее время участники общественной дискуссии, например политики, злоупотребляют количественными данными, статистическими выкладками, результатами, полученными в ходе многочисленных исследований. К сожалению, очень часто эти данные малодостоверны или неверно интерпретированы. Обработка и дальнейшее использование количественных данных требуют определенного знания и умения, которое обычно отсутствует у журналистов, политиков и других общественных деятелей, нередко сталкивающихся со статистическими выкладками. И это невежество становится очевидным, когда они приводят и интерпретируют результаты статистических исследований.
Вывод будет точным только тогда, когда он учитывает все собранные данные, то есть репрезентативен. Репрезентативность образца будет полной, если он соответствует формальному вероятностному методу, который обычно применяется в наиболее достоверных опросах общественного мнения. Все остальные образцы или выборки будут пристрастными и не могут служить основанием для точных обобщений. Часто применяемая пропагандистская техника искажение информации заключается в том, что тщательно отбирается нерепрезентативная выборка респондентов, собираются данные и затем делаются «выводы». Таким образом можно собрать любые доказательства и сделать соответствующие выводы. Журналисты очень часто пользуются приемами сбора информации, которые ведут к неточным выводам. Например, они используют в своей деятельности такие приемы, как интервьюирование людей на улице; случайный отбор источников информации, отражающих различные точки зрения, для того чтобы представить сбалансированную картину явления; составление выборки новостей из событий нетипичных, но необычных и драматичных, а затем они делают значимые выводы и обобщения из представленной информации.
4. Изобретением компьютерной эры является пропагандистская техника, которая получила название «прожектерство». На основе собранных данных делается прогноз развития событий, в результате чего исследуемая проблема заостряется и драматизируется. Обычно большинство подобных предсказаний страдает тремя важнейшими недостатками. Во-первых, любое предвидение будет оправдано, если в своей основе будет иметь обоснованное предположение и достоверные данные. Если это не так, то прогноз является безосновательным. Во-вторых, любая попытка предсказания глобальных тенденций превращается в неоправданное упрощение реальности и ее явлений. Да просто и невозможно в виртуальную математическую модель внести все потенциально значимые данные, большая часть которых вообще еще неизвестна, да так, чтобы было возможно с большой долей уверенности что-то предвидеть. В-третьих, предсказания не могут учитывать динамичные составляющие реальной проблемы, такие, как создание новых технологий, эволюцию человеческого поведения, представлений, ценностей. Тогда как подобные изменения происходят постоянно, особенно тогда, когда человечество сталкивается с серьезными трудностями. Самым подозрительным и сомнительным прогнозом является предсказание катастрофических глобальных изменений. Все вышеперечисленные недостатки значительно влияют на качество едва ли не всех предсказаний, которые становятся известны людям в наше время.
5. Одной из наиболее распространенных в последнее время пропагандистских техник является противоречивое заявление. Эта техника заключается в том, что на основании одного содержания делаются разные утверждения, которые обычно предназначены для разных аудиторий. В подобной ситуации крайне трудно определить, какое из заявлений ближе к истине, в то время как вместе они не могут быть одновременно правдивыми, что как раз и несет в себе пропагандистский заряд. Политика Советского Союза представляет много примеров, демонстрирующих двусмысленные, взаимоисключающие утверждения. В 20-е годы страна во внешней политике преследовала две взаимоисключающие задачи: одна – укрепление мирного взаимовыгодного сотрудничества со странами Запада, другая – содействие распространению мировой революции.
6. Другая популярная пропагандистская техника заключается в выделении различных критериев при оценке одного и того же явления. Советская и новейшая российская история предоставляет большое количество примеров использования этой техники при оценке значимых национальных и мировых событий. De ure наша страна признает мировые общечеловеческие стандарты, однако de facto существует колоссальный разброс мнений в силу многообразия критериев оценки и подходов любых значимых событий.
7. Проявление невозможной безосновательной уверенности по поводу явлений и событий является еще одним пропагандистским приемом. Подобное происходит тогда, когда делаются категорические выводы и обобщения в случаях, когда не может быть окончательных решений. Обычно заявления данного рода касаются мыслей, чувств и намерений человека или группы лиц по поводу причин их происхождения. Большое количество безосновательных заявлений появляется в период избирательной кампании, особенно когда журналисты делают прогнозы о шансах кандидатов на выборах. Или когда речь заходит об экологических проблемах и пресса настойчиво твердит обществу о специфическом влиянии человеческой деятельности на окружающую среду, на одни факторы обращается пристальное внимание, в то время как другие, не менее убедительные объяснения замалчиваются.
Орел
Окончание следует
Комментарии