При воздействии на большие аудитории часто используется пропагандистская техника, направленная на внушение – подсказку людям определенных выводов. Данный прием в отличие от других может быть основан как на недостоверной, так и на точной, проверенной информации.
8. Внушение зачастую касается определений или названий, которые являются объектом индивидуальных предпочтений, что не может быть с полной уверенностью опровергнуто или признано ложным или истинным. Внушение широко распространено в рекламной деятельности, особенно если требуется создание определенного представления или имиджа продукта. Для политической дискуссии характерны три следующих вида внушения: «навешивание ярлыков», «ролевой перенос» и «асимметричные определения». Пропагандистский прием «навешивание ярлыков» известен издавна. Существует присказка: какое название получит явление, так к нему и будут относиться. (Как корабль будет назван, так и будет он плавать, как говорил капитан Врунгель). Опытные политики хорошо знают, что удачно подобранное название, меткое изречение может решить дело в ту или иную сторону. Присвоение названия по своей сути зачастую процесс иррациональный и имеет черты пропагандистской техники, когда вместо разумных, взвешенных доводов приводится удачное название или прозвище, которое часто носит характеристики, искажающие смысл противоречивого явления. Советская история оставила нашему обществу такие понятия, как «враг народа», «вредитель», «социально чуждый элемент» и так далее.
Данный прием позволяет сделать некоторые новые понятия стереотипными. Особенно часто этим приемом пользуются журналисты, стараясь придать новым явлениям типичные черты или, наоборот, старым, затершимся понятиям придать лоск современности. Таким образом появляются «кудесник пера», «артист шпаги», «эквилибрист слова», «титан духа», «поборник справедливости» и многие другие обороты. Большим успехом у политиков пользуются «асимметричные определения». Они появляются тогда, когда представляемая информация подсказывает определенные выводы и обобщения, причем для всего общества они могут быть знакомыми и привычными, но иметь они могут противоположное или просто иное значение. Другими словами, для большей части общества общеупотребляемые понятия могут содержать одинаковый смысл, но именно это понимание как раз и будет вводить в заблуждение. С точки зрения развития истории проблема асимметричных определений возникает с распространением различных идеологий, которые используют общеупотребимые слова, однако придают им нетипичные оттенки значения. Большинство расхожих понятий, широко используемых в политической дискуссии, таких, как «свобода», «равенство», «братство», «мир», «народовластие», зачастую имеет прямо противоположный смысл в рамках различных идеологий. Например, значение понятия «демократия» имеет большое количество разнообразных толкований, и использование этого слова в политической дискуссии может легко ввести в заблуждение участников – сторонников различных убеждений и идеологий. Тоталитарные идеологии зачастую создают параллельные значения одних и тех же понятий, вкладывая в них в первую очередь идеологическую окраску.
Пропаганда является пока типичной составляющей развития любого, в том числе и демократического, общества. В последние годы во многих странах произошли разительные перемены в области структуры и доминирования общественных идей. Россия и на этот раз не оказалась в стороне от общемировых тенденций. Сегодня любое сообщество испытывает на себе мощное манипулятивное давление пропаганды, остро осознает его и старается противостоять ему. Однако пока в нашей стране все еще природа манипуляции и пропаганды не имеет глубокого теоретического осмысления.
В первую очередь следует знать пределы эффективности пропаганды, условия, существенно снижающие ее влияние. Так как пропаганда зачастую основана на искаженных и недостоверных доводах и доказательствах, она не может противостоять глубокому критическому анализу. Во-первых, сила воздействия пропаганды резко снижается, если она сталкивается со скептически настроенным обществом, которое осознает скрытую попытку пропаганды повлиять на ее убеждения и поведение. И наоборот, пропаганда возымеет большее влияние, если она будет облечена в форму образовательного действия, популярного развлечения или простой нейтральной информации. Во-вторых, пропаганда теряет свою эффективность, если она становится предметом критического разбора со стороны общества и средств массовой информации, которые ее по большей мере и распространяют. Подобное часто происходит во время политической дискуссии, когда позиции политиков подвергаются жесткому испытанию оппонентов или журналистов, исполняющих общественную роль «сторожевых псов». Однако пропаганда имеет большую силу, если общество пассивно или молчит. В-третьих, пропаганда будет менее эффективной, если ее распространители будут нести ответственность за достоверность представляемой информации.
Второй линией противодействия влиянию пропаганды является знание и умение определить важнейшие потенциальные ее источники, особенно те, которые появились в последнее время. Традиционно выделяются пять следующих основных источников пропаганды: недемократические общества; группы давления или лоббирования, включая политические партии, религиозные общины, различные общественные объединения и другие идеологические организации; журналистика; образование; сфера развлечения.
Политические лидеры, официальные и неофициальные представители тоталитарного общества, выступающие от имени недемократических государств, часто делают заявления, которые имеют пропагандистский характер. По большей части подобные утверждения безответственны, так как их авторы не представляют общество по праву его выбора, и они не обязаны отчитываться перед своими гражданами как избирателями, да они и не отчитываются.
Во всем мире, а в последнее время и в нашей стране, активизировали свою деятельность участники различных идеологических организаций – члены партий, религиозные общины, общественные объединения и другие организованные группы давления, цель которых – продвижение разнообразных общественных интересов в государстве и мировом сообществе. Участников идеологических организаций отличают твердые убеждения, они ставят перед собой четкие и узкие цели и полагаются зачастую на мнения или исследования, проведенные своими сторонниками, что, естественно, может быть источником потенциальной пропаганды. Ситуация осложняется, когда подобные организации заявляют благородные альтруистические намерения, что затрудняет глубокую критику их общественной деятельности.
Как показывают последние исследования, имеющие отношение к СМИ, информация, распространяемая журналистами, зачастую содержит большое количество искаженных, недостоверных сведений и небрежность при подаче материала, включая репортажи и журналистские расследования, которые можно отнести к пропаганде. Журналистика представляет собой наиболее запущенный случай пропаганды, так как содержит наименьшее число факторов, сдерживающих ее развитие. Работники СМИ имеют прямой и непосредственный контакт с населением и возможность выдавать свою информацию за точные и достоверные сведения.
Традиционно сфера образования рассматривается как один из важнейших источников пропаганды. Вся история человечества до сих пор пока лишь демонстрирует усиление влияния пропаганды на образование, что делает само образование мощным пропагандистским средством. Однако отношения образования и пропаганды непростые, так как образование, с одной стороны, предендует на объективную передачу достоверной нейтральной информации, с другой – частично оно играет роль инструмента социальных преобразований и содержит в себе крайне политизированные учебные разделы, такие, как история, обществознание и другие. В настоящее время для развитых стран все большей проблемой становится вопрос внедрения «политической корректности» в систему образования и поиски средств, которые позволили бы сделать деятельность преподавателя более ответственной перед обществом.
Сегодня популярные развлечения используются для распространения новых идей, новых продуктов как средства социальной критики и как способ реформирования общественных отношений. Современные произведения искусства предоставляют обществу готовые образцы не только поведения, но и стиля мышления, новую идеологию, убеждения, которые охотно присваиваются людьми.
Очевидно, поэтому самым важным средством преодоления пропаганды для гражданина будет умение обнаружить манипулятивное пропагандистское воздействие. Следующие положения позволят человеку эффективно противостоять влиянию пропаганды.
1. Любую информацию следует прежде всего воспринимать как потенциально пропагандистскую и ее присвоение начинать с анализа содержания, способов распространения и источников происхождения. Это особенно важно, когда речь идет о новостях, об информации из сферы образования и развлечения и других областях человеческой коммуникации, в которых манипулятивный эффект не столь очевиден.
2. Лучший способ обнаружения пропаганды – это выделение конфликта идей и ценностей, который скрывается в предоставляемой информации. Для того чтобы определить конфликт идей, следует выделить как можно больший круг источников и тщательно исследовать их с точки зрения идеологического содержания, и тогда станет ясна политическая окраска информационного материала и будут обнаружены противоречия, скрывающиеся в предоставленных сведениях.
3. Не всегда легко обнаружить уровень достоверности информации, тем более если она связана с прогнозом или перспективами развития ситуации. Поэтому важно уметь отследить ход развития ситуации и информационное ее освещение, начиная с этапа возникновения вплоть до разрешения проблемы или забвения событий, обращая внимание на соответствующие взгляды, позиции, точки зрения, на их достоверность.
4. Для анализа информации рекомендуется привлекать количественные показатели, помня о том, что и они могут быть неточными, а их интерпретация неверной. Очевидно, единственный способ избежать ошибок при использовании количественных данных – знание и понимание количественных методов исследования, включая знание основ статистического анализа. Но если человек не владеет этим, то, по крайней мере, он должен знать следующее. Во-первых, большое количество новостных репортажей имеет различные источники информации. Эти источники, в свою очередь, имеют различную меру достоверности и компетентности. Как правило, наиболее надежные исследования и точная информация содержатся в академических изданиях и специальных научных журналах. Во-вторых, даже отдельные хорошие исследования иногда приводят к ошибочным выводам и могут сильно исказить представление о какой-либо проблеме. Поэтому рекомендуется не полагаться на результаты отдельных удачных исследований, так как они всего лишь могут отражать частный случай проявления проблемы, и не стоит забывать постоянно обращаться к здравому смыслу. В-третьих, во всех случаях, когда значимая информация содержит количественные данные, следует задавать себе следующие вопросы: что значит основной термин и каково его определение? А также: каким образом были получены количественные показатели и как осуществлялся их расчет? Если не удалось получить точных и ясных ответов на вышеобозначенные вопросы, то количественные данные имеют резко ограниченные возможности для их использования и они носят двусмысленный характер.
5. Большое значение для выявления пропаганды играют общественные опросы, особенно те, которые проводятся известными и пользующимися доверием организациями, социологические исследования их точны, а интерпретации высокопрофессиональны. Однако зачастую проблемы возникают в связи с формулировкой вопросов и ответов, которые предлагаются в опросных листах. Хороший вопрос должен быть простым, ясным, точным и взвешенным, то есть не наводить на определенные ответы, не подсказывать их. До опроса респонденты должны получить достаточное количество предварительной информации, которая бы вводила опрашиваемых в курс проблемы, избранной для исследования. Бывает и так, что ответы респондентов на вопросы анкеты имеют небольшую ценность ввиду того, что участники опросов имеют смутное представление о проблеме исследования. Однако ситуация может осложниться тем, что предварительная информация о проблеме может нести определенный пропагандистский заряд и не быть объективной. Более того, чем больше респондент получит информации о предмете исследования, тем меньше уверенности в том, что эти сведения не несут в себе манипуляции и не повлияют на предполагаемые ответы. Обычно респонденты идут на поводу вопросов и отвечают так, как требуется от них. Даже небольшие изменения вопроса могут привести к резким изменениям в ответах. Поэтому крайне опасно делать выводы по поводу взглядов и поведения, которые косвенно вытекают или не имеют к предмету исследования прямого отношения. Следует также помнить, что отследить изменения общественного мнения возможно только тогда, когда опросу периодически подвергаются разные выборки респондентов с использованием идентичных вопросов.
6. Способность гражданина противостоять пропагандистскому давлению во многом будет зависеть от уровня развития у него навыков критического мышления, умения подвергать любую информацию рациональному анализу, умения оценивать доводы и аргументы и делать выводы. Природа редко наделяет человека развитыми навыками критического мышления. Человек приобретает их в процессе обучения. Однако, к сожалению, современная система образования зачастую игнорирует данную потребность и не обращает большого внимания на эту критическую для граждан область знания. Навыки критического мышления крайне необходимы для формирования активных и компетентных граждан любой страны.
Пропаганда в настоящее время является понятием, которое имеет явно выраженный негативный оттенок. Но преодолеть данное явление не представляется возможным в ближайшее время. Чтобы добиться и обеспечить необходимые рамки свободы, следует знать и уметь противодействовать пропагандистскому влиянию.
Орел
Окончание. Начало в № 23
Комментарии