Развитие личности, индивидуализация особенностей человека, организация творческого мышления, формирование качеств специалиста в соответствии с социальным заказом общества – все это – параметры необычайно сложного процесса социализации, в котором человек, бесспорно, участвует в течение всей своей жизни, но особенно важным этот процесс становится в период старшего подросткового возраста. Как можно определить это понятие? Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, умений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. В процессе социализации человек непрерывно познает окружающих людей, определенные законы взаимоотношений в человеческом обществе и соответственно познает и самого себя. Поэтому одним из важных параметров процесса социализации принято считать «Я-концепцию» личности.
«Я-концепция» включает в себя целую систему качеств, характеризующих так называемую самость в человеке: самосознание, самооценка, самомнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность.
«Я – концепция» связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения, а также с одним из важнейших параметров процесса социализации – социальной компетентностью.
Социальная компетентность – это не только знания, умения и навыки, которые нужны человеку для его социальной успешности, но и индивидуальные социально-психологические качества. Такие, например, как адаптивность, толерантность, уверенность в себе в условиях неопределенности , нацеленность на успех, креативность. Проблема социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время как в России, так и за рубежом. Результатом этих исследований стало появление так называемого компетентностного подхода к обучению. Компетентностный подход становится все более популярным в научных кругах современного российского образования.
Это объясняется прежде всего тем, что в то сложнейшее с любых точек зрения время, в которое нам посчастливилось жить, многие виды человеческой деятельности основаны на умении быстрого, точного и многогранного взаимодействия с другими людьми, связаны с действиями в условиях повышенного риска, что делает крайне важной подготовку профессионалов, причем не только в узкоспециальных направлениях, но и прежде всего профессионалов в жизни. Ведь можно знать инструкции, но оказаться неспособным к действиям, поведению, адекватному быстро меняющейся ситуации. Поэтому важно научиться применять знания в ситуации, максимально приближенной к реальной.
Современное содержание школьного образования далеко не всегда отвечает потребностям реальной жизни. Проблемы, с которыми сталкиваются выпускники средней школы, довольно часто не могут быть решены исходя лишь из того объема знаний, умений и навыков, которые были приобретены за годы обучения. Требуется несколько иной запас, объем, «багаж», причем не только, да и не столько знаний, умений и навыков, а чего-то большего. Условно это что-то можно назвать способностью применить полученные знания в реальной жизни, причем, как уже говорилось, довольно часто в ситуации, когда времени на размышления либо нет вообще, либо его слишком мало.
В таком случае должна сработать ситуативная память, которая подскажет, как поступить правильно, поможет отбросить неверные решения. Но ситуативная память сработает только тогда, когда есть что вспомнить.
Для того чтобы учащимся было что вспомнить, в течение всех школьных лет учителям хорошо было бы не только объяснять, заставлять запомнить и проверять степень усвоения изученного теоретического и практического материала, а расширять применение таких форм организации занятий, как проектная и исследовательская работа, самостоятельная работа в библиотеке или компьютерном классе.
Тогда центральным моментом становится изменение методов преподавания, внедрение форм работы, основанных на идее ответственности и инициативы самих учеников.
Известно, что только действие, в результате которого что-то происходит, есть какой-то результат, способный привести к рефлексии, может быть основой для формирования компетентного человека.
Как уже говорилось, понятие компетентности шире понятия знания, умения или навыка, хотя оно, бесспорно, включает их в себя. Нельзя говорить о том, что компетентность является некоей суммой знаний, умений и навыков, это понятие несколько иного порядка.
Мы рассматриваем социальную компетентность не с точки зрения обучения знаниям, умениям и навыкам, а в контексте овладения старшими подростками (14-18 лет) различными социальными ролями, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью и гармоничным взрослением. Итак, социальная компетентность – это комплекс знаний, умений, навыков, индивидуальных социально-психологических характеристик, которые являются неотъемлемыми характеристиками современного человека. Причем как в рабочей обстановке, так и в повседневной жизни. Особенно важно то, что владение некоторыми из таких умений и навыков, как правило, требуется детям не после школьного обучения, а после школьного дня – уже в юном возрасте. Именно поэтому мы называем указанный выше комплекс знаний, умений, навыков и социально-психологических характеристик жизненными навыками.
Одной из форм решения задачи освоения жизненных навыков являются ролевые игры. Выбирая именно эту форму обучения, мы руководствуемся следующим высказыванием Д.Эльконина: «Игра есть та деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением». Но здесь же хотелось бы отметить, что «…если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес…».
Основной целью формирования социальной компетентности старших подростков является овладение жизненными навыками и умениями существования в условиях непрерывно изменяющегося мира. Для ее достижения нами разработан комплекс ролевых игр по следующим темам:
1. Лидер в компании подростков.
2. Подростки и безопасный секс.
3. Гражданский брак – выбор современной молодежи?
4. Распределение обязанностей в семье.
5. Устройство на работу.
6. Чрезвычайные ситуации в повседневной жизни.
7. Жизненные ценности и ориентиры современной молодежи.
Ролевая игра – это игра, которая строится на развитии определенного сюжета заданием вводных данных как основы отношений между реальными людьми в определенной ситуации. При этом развитие событий зависит от инициативности, фантазии и жизненного опыта участников.
Коль скоро для развития социальной компетентности нам нужна деятельностная активность учащихся, целесообразно было бы организовать ее в форме учебного проекта.
Ролевая игра в форме проектной деятельности детей имеет цель, мотивацию, результативность. Мы характеризуем ее как учебный проект, то есть проект учителя, и как ученический проект, то есть в нашем случае проект группы учащихся.
Следует отметить, что любой проект требует творческого подхода. Но творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.
Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д. Мы предприняли попытку создавать короткометражные видеофильмы по каждой ролевой игре.
В собственно ролево-игровых проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Результаты таких проектов могут либо намечаться в начале работы, либо вырисовываться лишь к ее концу. И если первоначальное представление о роли неотделимо от лица, исполняющего роль, т.е. роль и субъект практической деятельности выступают всегда как одно и то же лицо, то после переосмысления роль начинает пониматься как нечто переходящее от одного лица к другому, а не являющееся неотъемлемой принадлежностью одного лица. Иначе говоря, появляется возможность говорить о роли безотносительно к лицу, не о маске, которая в любой момент наблюдения находится на определенном человеке, а о маске, которую может надевать множество людей. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
По форме координации ролевую игру можно отнести к проектам со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности группы в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…). Хотя проблема определения формы координации является одной из самых сложных, и очень многое зависит от личных качеств педагога – координатора проекта.
По количеству участников ролевая игра – групповой проект. Работу над проектом проводят группы участников, формирующиеся спонтанно или в соответствии с намеченным планом координатора проекта. В этом случае очень важно с методической точки зрения правильно организовать групповую деятельность. Роль педагога-координатора при осуществлении группового проекта особенно велика.
Работа по подготовке игры строится в соответствии со схемой, предложенной М.Князевой, и включает в себя следующие этапы: предпроект, этап планирования, аналитический этап, этап обобщения и подготовки презентации, собственно презентацию полученных результатов и, безусловно, групповую рефлексию.
Просматривая видеофильмы с записью ролевых игр «Гражданский брак – выбор современной молодежи?», «Мирись, мирись… дружба и проблемы лидерства в подростковой компании», можно понять, что ситуативная память, о которой мы говорили, возникнет там и тогда, когда это будет необходимо.
В заключение следует отметить, что ролевая игра является своеобразным феноменом процесса формирования и развития социальной компетентности личности, и особенно актуально ее использование именно в старшем школьном возрасте, так как особенности психофизиологического развития подростка в этот период позволяют гармонично сочетать процессуальную и результативную стороны проектной деятельности в ее современном понимании.
Ольга МАЧЕХИНА, учитель обществознания и английского языка школы №207, Москва
Комментарии