search
main
0

Факультатив

Факультатив

“…Раскаянье мое благослови!”

Недавно, например, до меня дошла такая версия его судьбы: был-де Пушкин жизнелюбом и богоборцем, а потом как-то встретил какого-то афонского старца, послушал его, задумался и присмирел. Так ли это было? И по-христиански ли выглядит его кончина: смертельная рана получена ведь на дуэли? Мы попросили ответить на эти вопросы кандидата филологических наук, преподавателя литературы Московской Духовной Академии Михаила Дунаева.

– Пушкина действительно любят все. Почему? Мне кажется, что для нас, читателей, жизнь великого человека только тогда имеет смысл, когда мы извлекаем из нее нравственные уроки. Такой урок может дать, конечно, любая жизнь, но не каждый человек способен рассказать о себе. Пушкин смог. Смог показать свой путь от безверия к вере, путь, знакомый многим из нас. И сразу же возникает вопрос: был ли Пушкин атеистом в начале своей жизни? Некоторые литературоведы утверждают, что был, и приводят известное письмо поэта к Кюхельбекеру, написанное в Южной ссылке. В нем есть строка: “…беру уроки чистого афеизма…” Действительно, похоже на отступничество от веры, с которым познакомились в молодые годы и Иван Шмелев, и Достоевский… Обьясняется оно просто: вырвались на свободу после школьной и родительской опеки. А у Пушкина это стремление к свободе выразилось еще и в том, что если уж свобода, то свобода от всего. Но в том же письме поэт констатирует: “…доля не утешительная, но правдоподобная”. В стихотворении “Безверие” Пушкин раскрывает это свое состояние. Бывает ведь, что человек не верует и вполне этим доволен. А тут иное: нет ни радости, ни удовлетворения.

Есть аргумент в пользу версии о Пушкине – атеисте: он автор “Гаврилиады”. Авторство Пушкина, правда, пока не доказано, но я думаю, что поэму написал он. Однако вчитайтесь в строки: “Я пел тебя, крылатый Гавриил… Храни меня, внемли мое моленье! …Раскаянье мое благослови!” Здесь и свойственная молодости вольность, и даже кощунственное отношение к святым для христианина именам… И все-таки в поэме нет стремления к богоборчеству. Как, например, у поэта Парни, которого Пушкин любил и творчеством которого увлекался в те годы. Здесь лишь безверие, сомнение, отрицание. В результате которого Пушкин пришел к страшному кризису уже в следующей своей, Михайловской ссылке.

Судя по письмам Пушкина, его состояние в это время близко к безумию. Осенью 1824 года он пишет Жуковскому: “Спаси меня хоть крепостью, хоть Соловецким монастырем”. Пушкин перед перспективой спиться. Хотя свою “слабость” он, пропуская ее через поэзию, облагораживал и делал вполне респектабельной. Ведь у Пушкина был настоящий талант облагораживать даже самые дурные стороны реальной жизни. Однако хрестоматийные строки “выпьем, добрая подружка, бедной юности моей…” надо, к сожалению, понимать буквально. “Я пью один…” – пишет он в другом стихотворении. Через творчество поэта проходит образ мрачной пустыни. Образ, который точнее всего отражает внутреннее состояние Пушкина. Помните, в начале “Пророка”: “Духовной жаждою томим в пустыне мрачной я влачился…”? О том же в стихотворении “Странник”: “Однажды странствуя среди равнины дикой…”

Что ж спасло поэта? Пушкин прямо говорит о Божьем Промысле:

Но здесь меня таинственным щитом

Святое провиденье осенило,

Поэзия, как ангел-утешитель,

спасла меня, и я воскрес душой.

Как это понимать? Наши поэты считают, что поэтический дар – это их собственная заслуга и он нужен им для одного только самовыражения. Пушкин понимал природу дара глубже. “Крылатый серафим” – посланник Творца – дает поэту необыкновенную способность видеть, слышать, особый язык. И тем не менее: “Как труп в пустыне я лежал”. Вот уже и сердце пылает у него, а он все “труп”. Долго ли будет еще тянуться это ужасное состояние творческого и духовного бессилия? А вот до каких пор: наконец “Бога глас ко мне воззвал: “Восстань, пророк!..” В Михайловском Пушкин ощутил свою “богоизбранность”. В Михайловском написан “Борис Годунов”. И летописец Пимен понимает свое писательство как “долг, завещанный от Бога”. Но каковы же преимущества подобного дара?

Все события истории для героев “Бориса Годунова”, как в тумане. Хитрый Шуйский, например, прозревает политический смысл происходящего. Но ему неведом главный их, духовный, смысл. Единственный, кто понимает все, это Пимен. Но почему, рассуждает Пушкин. Потому что в своем писательстве полностью отрекается от честолюбия, тщеславия, гордыни. Он завещает и Григорию: “Описывай не мудрствуя лукаво все то, чему свидетель в жизни…” И тогда человеку смиренному скажет Бог: “Исполнись волею Моей!”, и человек увидит все. Когда же воля собственная начинает действовать в человеке, тогда глаза его словно что-то застилает и он не видит главного.

Однако не следует думать, что после этого Пушкина ожидала прямая и ровная дорога к Богу. Впереди было падение. Через три года после Михайловской ссылки он пишет стихотворение, по сравнению с которым “Гаврилиада” детская шалость. Стихотворение мрачное, страшное, еретическое “Дар напрасный, дар случайный”. Если “дар”, следовательно, жизнь дается, в понимании Пушкина, Творцом. И он отвергает этот дар: “Жизнь, зачем ты мне дана?”, “Кто меня враждебной властью из ничтожества воззвал?” Пушкин называет Бога “враждебной властью”. Фактически бунтует против него.

Это состояние уныния, которое он хорошо описал в поэтическом переложении молитвы Ефрема Сирина. Характерно, что дух уныния ведет Пушкина к богоборчеству. И тут не случайный старец, а митрополит Московский Филарет, недавно прославленный чудотворец, написал Пушкину поэтический ответ: “Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана. Не без воли Бога тайной и на казнь осуждена”. Взор Пушкина ищет причины его несчастья вне его жизни. Святитель направляет взор поэта на истинный источник его тяжелого состояния: “Сам я своенравной властью зло из темных бездн воззвал, сам наполнил душу страстью, ум сомненьем напитал”. Зло внутри человека. Где спасение? Митрополит Филарет заканчивает послание строками, которые являются поэтическим переложением 50-го Псалма царя Давида (“Сердце чисто созижди во мне, Боже”): “И созиждется Тобою сердце чисто, светлый ум”. Вспомнится человеку забытый им Бог и просияет ему сквозь “сумрак дум”, и тогда ты узнаешь, зачем все.

Пушкин понял и пишет ответное стихотворение “В часы забав иль праздной скуки…” Пушкин расценивает письмо митрополита не как частную переписку, а как Божье послание. Он отвечает святителю: “И внемлет арфе Серафима в священном ужасе поэт”. Хотя в первоначальном варианте стоит не “Серафим”, а имя митрополита “Филарет”.

…Знаменитая Болдинская осень поэта 1830 года. Плодотворный и один из самых тяжелых периодов. И дело тут не только в холере, которая свирепствовала повсюду и не только в откладывавшейся женитьбе. В начале сентября, когда стояло ясное бабье лето, Пушкин пишет стихотворение “Бесы”. Откуда, почему вдруг появляется этот унылый пейзаж: “Мчатся тучи… Мутно небо, ночь мутна…” Ничего этого в природе нет! Но это все в глубине души “Мчатся бесы рой за роем.., визгом жалобным и воем надрывают сердце мне”. Эти строки Достоевский и взял потом эпиграфом к своему роману. В “Элегии” этой же поры: “Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе…” А где же Серафим? А Серафим в ста верстах от Болдина. Серафим Саровский. Об этом историки литературы уже писали: как-де они не смогли узнать друг о друге, почему не встретились – два великих современника?! Сто верст для Пушкина ерунда. Сам о себе он говорит: “Мне путешествие привычно…” Кто-то подсчитал, что в течение жизни Пушкин проехал больше километров, чем Пржевальский. Пушкин странник. А между тем к Серафиму он не обратился. Полагаю, что не захотел.

Ведь там, в Болдине, Пушкин пишет “Маленькие трагедии”, и главная тема всех этих небольших произведений – безверие. Причины его разные. Но каждый раз Пушкин представляет безверие как трагедию.

На счастье поэта, он умел преодолевать это состояние. В 1836 году он пишет стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны”, в котором рассказывает о молитве, всегда его умилявшей. Эта молитва читалась в дни “печальные Великого поста”. Она, по свидетельству поэта, “падшего крепит неведомою силой”. “Владыко дней моих! – обращается поэт к Богу. – …дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья. Да брат мой от меня не примет осужденья, и дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи”.

Пушкин тут раскрывает состояние преодоления греха. В частности, греха уныния и безверия… Безусловно, Пушкин не греховнее нас с вами. Но он сумел выразить то темное, что временами переживал. И что накатило, я считаю, на него и перед дуэлью. Защищал ли Пушкин дуэлью честь своей жены? “Честь” вообще понятие не христианское. Пушкин, скорее, был обьят жаждой мести, страшной злобой, которая ужасала его истинных друзей.

У Геккерна и Дантеса свои грехи, но, как христианин, Пушкин должен был противопоставить им идеал смирения. А если смирения нет? Тогда человек начинает проявлять “здравый смысл”, о котором в Писании сказано: “Мудрость мира сего есть безумие перед Богом”. Дуэль – убийство и самоубийство – и то, и другое в христианских понятиях страшные грехи. Но святой Иоанн Златоуст говорит: “Надо смотреть не на то, как человек падает и грешит, а на то, как он поднимается и избавляется от греха”. Уже после дуэли Пушкин сумел преодолеть и чувство мести, и страстное озлобление. Уже на смертном одре он запретил друзьям мстить за себя. Он желал подняться, и он поднялся. Жуковский описывает просветленное лицо умершего поэта, на котором как бы запечатлелась торжественная неземная мысль “…что-то сбывалось над ним”.

Страдание на смертном одре было, вероятно, послано Пушкину для духовного очищения. И все, кто видел Пушкина в эти последние для него часы жизни, свидетельствуют: умирал он с верой…

Подготовила Ирина РЕПЬЕВА

На фото: Cвятогорский монастырь. Здесь покоится прах А.С.ПУШКИНА

Этнографический вопросник

Продолжаем публиковать вопросы, которые помогут учителю, руководителю краеведческого кружка и всем, кто интересуется этнической историей своего края, составить программу исследований и систематизировать материалы изучения народного быта.

Жилище

2. Как происходила закладка нового дома?

3. Как относились к мастерам? На каких условиях их нанимали?

4. Какие материалы использовали при строительстве? Где их добывали, как обрабатывали?

5. На протяжении какого периода строилось жилище? Какие этапы строительства?

6. Чем и как покрывали дом?

7. Какой тип жилища был распространен в вашей местности? Чем дома в вашем населенном пункте отличались от жилищ в соседнем селении?

8. Какие обряды исполнялись после завершения строительства? Какие вообще поверья связаны со строительством жилища?

9. Как праздновалось новоселье? Кто первым входил и что вносил в новый дом?

10. Какие домашние обереги вы знаете? Кто считался охранителем жилища? Как его защищали от злых сил?

11. Как часто ремонтировали, подновляли дом? Что именно делали? Кто этим занимался?

12. Где располагалась в доме печь? Чем ее отапливали? Какие обряды связаны с печью?

13. Какая стационарная и переносная мебель была в доме?

14. Как украшалось жилище в будни и праздники?

15. Какие хозяйственные постройки стояли во дворе? Какое их назначение? Как они строились?

Природа

2. Какие холмы, курганы, скалы, вершины, овраги, балки есть поблизости? С чем связываются их названия? Какие чудеса рассказывают о них в народе?

3. Какие источники, ручьи, озера, пруды, реки известны местным жителям? Что они знают про их происхождение? С какими историческими лицами, чудесными событиями связывают? Какие народные названия рыб и других живых существ (в том числе и демонических), которые живут в воде?

4. Какие деревья, кусты, травы и цветы растут в округе? Какие их народные названия? Где и как они используются в быту?

5. Что известно о зверях, пресмыкающихся? Какие легенды существуют о них? Как защищаются от них местные жители?

6. Какие птицы населяют округу? Какие их народные названия? Как заботятся о них люди? Какие поверья и приметы связаны с ними?

7. Какие насекомые вам известны? Какие легенды, поговорки, прибаутки сложены про них? Как защищаются люди от мух, гнуса и других вредных насекомых?

8. Что рассказывают старые люди про происхождение Земли, светил? Какие народные названия солнца, луны, звезд? Какие чудесные истории, поверья связаны с ними?

9. Какие легенды существуют про различные атмосферные явления (скажем, грозу)? Какие поверья связаны с ними? Как защищаются люди от грозных и разрушительных явлений? С помощью каких заговоров, молитв?

10. Как в народе называется дождь, снег разной силы и качества? Какие приметы приближения ненастья?

11. Какие местные названия ветров?

12. Какие растения, птицы, светила используются в прогнозировании погоды? С помощью каких примет в народе определяется изменение природных явлений?

13. Что в природе подсказывает сроки проведения тех или иных сельскохозяйственных работ?

Народные игры

Калита

У детворы свои забавы с “калитой”. Корж привязывали к длинной палке, и дети выбирали между собой “сторожа”. Тот высоко держал палку с коржом и между ним и тем, кто подходил, состоялся такой диалог: “Чего пришел?” – “Калиту кусать” – “А я буду по губам писать” – “А я укушу” – “А я попишу”. Если игроку удавалось без помощи рук откусить кусочек медового коржа и не засмеяться, то он получал приз. Если же правила были нарушены, “сторож” под общий хохот присутствующих мазал неудачника квачом, который окунал в воду.

В Белоруссии, подобная украинской “Калите”, существовала забава “Кота печь”. Из теста лепили “кота” – голову и туловище. Уши и ноги приделывались из сала, хвост из колбасы. “Кота” подвешивали к потолку. Игрок на ухвате подскакивал к “коту”, чтобы зубами отхватить кусок: “Еду с кута на кота, цап за кота!” Присутствующие старались рассмешить товарища. Если это им удавалось, вымазывали лицо сажей и не допускали к “коту”.

Владимир СУПРУНЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте