search
main
0

Факультатив

“Есть времена, есть целые века…”

10 декабря исполняется 175 лет со дня рождения Н.А.нек╡асова

детства Коля Некрасов отличался романтической нежностью и физической статью, выносливостью. Потому в молодости поэт не раз благодарно вспоминал отца: военный человек, отец научил сына труду, сметке и охоте. Николай Алексеевич Некрасов – непревзойденный труженик в русской литературе. Пахарь и пчеловод. Рыбак и садовник.

До сих пор мы, наследники таланта Некрасова, полностью не издали произведений великого поэта. Зато мы знаем: Некрасова травили чиновники, Некрасов бедствовал, помогал крепостным крестьянам, болел и умер – осиротелый, высохший и рыдающий… И рюмок не поднимал?..

Но ведь поэт Некрасов – сильный, дерзкий, проницательный, влюбленный и обаятельный, окруживший себя и судьбу свою Тургеневым и Фетом, Толстым и Гончаровым, Достоевским и Добролюбовым, Гоголем и Шевченко, Белинским и Чернышевским. Да, вся русская классика второй половины девятнадцатого века – под крылом гениального Некрасова.

Князья и генералы, вельможи и царские охранители выбегали на порог встречать неодолимого Некрасова, пожаловавшего к ним по делам печатным “Современника”. Хитрил Некрасов? А как же – хитрил: иначе и не вырвешь призвания собственного из лап цензурных. Дипломатничал? Дипломатничал. Уступал? Уступал. Но где, на какой строке мы с вами уличим совесть поэта, упрекнем его изменой правде?

Праздник жизни – молодости годы –

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени – не был никогда.

Александр Блок – ему в пару: рудокопатель христосоокий, скиф золотистоволосый, мастер ненасытный, слушающий не только музыку народных восстаний, но и трагический голос железного мотора:

И неустанный рев машины,

Кующий гибель день и ночь…

Андрей Белый, Николай Клюев, Игорь Северянин, Василий Каменский, Велемир Хлебников, Николай Асеев, Владимир Маяковский – ни один акмеист, символист, футурист, ни один высокоодаренный поэт начала двадцатого столетия не миновал Некрасова: творчество Некрасова – пристань в океане, маяк, посылающий спасительный свет в бурях и метелях русских. Империи рушатся, а поэт незыблем.

Сергей Есенин пьет жадно из некрасовского серебристого родника, дышит глубоко и раздольно, да, имажинист, кудрявой головою встряхивает, верный и удивленный мощью и живописью некрасовского слова:

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

И юный Сергей Есенин, звереныш добрый и чуткий, некрасовскую мелодию про себя повторяя, дальше, к нам ближе, рисует его картину, освежая ее и охорашивая в новом времени, но с традиционным точным наитием скифа – там, впереди Есенина, Александр Блок на холме стоит. Нельзя же Есенину не приникнуть к ним?

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Русская поэзия традиционна, и новаторства в ней, разумные, уместны, а иногда – золотые лилии на плесе, но в реке, в русле, в русле, то рассерженной грозою взбудораженном, то веселым солнцем успокоенном и обрадованном: искритесь и кивайте миру, цветы!.. Новаторство не отрицает истока, а врачует, опираясь на него. Не иначе.

Николай Некрасов застрелил медведицу и двух медведей на охоте и предложил их в подарок доктору Боткину для академии… Некрасов богатое имение выиграл в карты и передал его брату. Некрасов на торжественном обеде клуба читает стихи свирепому генералу Муравьеву, дабы “подействовать и укротить” гонения на журнал. Некрасов склоняется перед образом матери:

Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы,

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

“Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою,

И вам судьбы своей не избежать!”

Не омрачай веселья их тоскою,

Не плачь над ними, мученица-мать!

Не говори им с молодости ранней:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее – тернового венка…

Мать вспомнил. Красоту ее непобедимого сердца вспомнил. Сострадание, отзывчивость ее не потерял поэт. Наоборот – удесятерил волю свою ее материнскими заботами, вздохами ее молитвенными. Некрасов нигде не нарушил заповедей православных. У Некрасова даже Кудеяр, убийца проклятый, затосковал, затосковал и запросил прощения и даже попробовал заключить с казненными согласие… Разочаровался в палачестве?

Впечатлительная и обворожительная Авдотья Панаева влюбилась в Некрасова крепко и надолго. Лучшие годы провела с ним, неистово преданным литературе, истине, красоте. Истина, Родина и красота – вот три ступени поэта: или он взойдет по ним, по этим ступеням, к звездному Божьему бессмертью, или он канет в неть, как до него и после него канули и пропали многие. Призвание часто – бездна…

Некрасов – лиричный, влюбленный, искренний, как сгорающий в пожаре колос:

Придет… и, как всегда, стыдлива,

Нетерпелива и горда,

Потупит очи молчаливо.

Тогда… Что я скажу тогда?..

Но – расстались. Смерть унесла подругу трудных лет. И поэт вновь скорбно, как перед образом тем – перед могилою возлюбленной тихо говорит ей, словно матери, говорит:

Я посетил твое кладбище,

Подруга трудных, трудных дней!

И образ твой светлей и чище

Рисуется душе моей.

Некрасов – сильный человек, православный человек, последовательный человек и поэт неукоснительной чести. По ступеням, по ступеням гражданского долга, оберегая душу от грубости и напраслины, хулы и деспотизма, он поднимался и поднимался к национально-историческому простору поэм “Саша”, “Несчастные”, “Коробейники”, “Мороз, Красный нос”, “Русские женщины”, “Кому на Руси жить хорошо” и другим.

На уроках и на лекциях о Некрасове слушать бы его песни – его стоны и его ликования: “Коробейники”, “Что ты жадно глядишь на дорогу”, слушать бы и сравнивать их с некоторыми теперешними безобразиями на сцене возле микрофона?! Не уберегли мы песню.

Без песен Некрасова не родился бы изумительный Исаковский – с “Катюшей” и “Одинокой гармонью”, а без поэм Некрасова не родился бы крупнейший поэт Александр Твардовский – с поэмами “Дом у дороги” и “Василий Теркин”… Я не распределяю памятники, но Твардовскому бронзоветь!..

Странно, но я всегда вижу Некрасова как бы в обьятиях России, седой и печальной. Она вынянчила его, вырастила, закалила его трудом и горем, назвала поэтом своим, защитником и пророком: нет у нее поэта – ближе Некрасова и вернее Некрасова поэта у нее нет!..

На предсмертном портрете – Некрасов изможденный. А в жизни он – не в болезненном тумане, в жизни – подвижный, острый, ровесник не банальным страстям, а чудным порывам судьбы. Почему красавица Зина не покинула его? Мир его – огромен и светом звездным озарен. И посвящения его ей, Зине, неувядаемы в поколениях:

Да не плачь украдкой! – Верь надежде,

Смейся, пой, как пела ты весной,

Повторяй друзьям моим, как прежде,

Каждый стих, записанный тобой.

Говори, что ты довольна другом:

В торжестве одержанных побед

Над своим мучительным недугом

Позабыл о смерти твой поэт!

Зина, похоронив мужа, великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, до конца дней своих не снимет с себя траур… Уйдет в неизвестность и в молчь, но лишь однажды вскинется и развеет платки, властно потребовав прекратить погромные драки: “Я вдова поэта Некрасова!..” – крикнет она толпе.

Друзья Некрасова были талантливы и благородны. Они – в биографии России. Недруги Некрасова были могучи и жестоки. Они – тоже в биографии России. Ученики же Некрасова, продолжатели русской песенной славы, неподкупны, их, как самого Некрасова, забвение не берет…

Недаром воскликнул Сергей Есенин:

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Настоящие поэты – святым равные: капли их сверкающей крови в нашу память стучатся и стучатся, одаривая нас разумным самоощущением неповторимости твоей на путях вселенских к себе – единственному и неопровержимому… Мы, обычные, к себе возвращаемся через них, бессмертных.

Пусть в руках твоих, пытливый читатель мой, Жар-птица трепещет. Пусть живет в нас храмовый страх безгрешный: а вдруг я разучусь мудростью утверждаться и перед неземным существом Василисы Прекрасной неметь? Пусть сиреневый куст твой осыпается и плачет!..

Я по орбите прожитой вращаюсь,

Тоску обид напрасных затая.

Вот скоро я с тобою попрощаюсь,

Любовь моя, поэзия моя.

Звезда моя над перелеском дремным,

Мучение внезапное и страсть,

Ты в океане, грозном и огромном,

Вела меня и не дала пропасть.

Я нищим был, но богател тобою,

Бессильным был, но побеждал тобой,

Глухим, но слышал рокоты прибоя,

Слепым, но видел край свой голубой.

Жена моя и вечная невеста,

Мгновенное бессмертие мое,

И потому напротив солнца место

Не чье-то, а действительно твое.

Тропа до Богородицы торима

Тобой

и путь к распятию торим,

И не судьба моя неповторима,

А свет очей твоих неповторим.

Во времени, чужом и мракобесном,

Я ветер зла перечеркнул крестом,

Я осенен твоим крылом небесным,

Твоим спасен от гибели перстом!..

Валентин СОРОКИН,

председатель Всероссийского Некрасовского комитета, поэт, лауреат Государственной премии России

После гения

Генеалогическое древо. Древо жизни. Оно есть у каждого народа, у каждого из нас. Корни питают крону, и если дерево здорово, сухих веток нет. Потомки Некрасова тому подтверждение…

тцовского счастья испытать Некрасову не привелось. Не было детей и у других его братьев и сестер, кроме младшего – Федора Алексеевича. Один из его сыновей – Константин стал известным русским издателем.

Родился Константин Федорович Некрасов в Карабихе 13 сентября 1873 года. Отец – зажиточный помещик и заводчик. Закончив Московский кадетский корпус, Константин из-за болезни оставил военную службу. По стопам отца идти не захотел и после долгих поисков работы стал земским начальником в Пошехонском уезде Ярославской губернии. Затем был избран гласным уездного и губернского земств, депутатом Ярославской городской думы, I Государственной. Вместе с депутатами Константин Федорович выступил против роспуска Думы, и за это был приговорен к трехмесячному тюремному заключению, а также лишению политических прав.

Его издательская деятельность началась в 1909 году с издания в Ярославле ежедневной газеты демократического направления “Голос”. Через год стало выходить приложение к газете – “Ярославские зарницы”. В нем помещались литературные и краеведческие материалы. В 1911 г. Константин Федорович основывает “Книгоиздательство К.Ф.Некрасова”. Оно просуществовало всего пять лет, но успело стать заметным явлением отечественной культурной жизни. Некрасов издавал серии мемуаров, переводы классических образцов западноевропейской литературы, стихи “забытых поэтов”, брошюры для народа. Одно только перечисление имен авторов, которые сотрудничали с издательством, говорит само за себя: А.Блок, К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Белый, А.Толстой, Ф.Сологуб, В.Ходасевич и др. Важное место в изданиях К.Ф.Некрасова занимали монументальные труды и альбомы по истории древнерусского искусства, изучению которого он посвятил последние годы своей жизни, проживая в Москве.

Выпускал Константин Федорович и книги, посвященные своему знаменитому родственнику. В них впервые были опубликованы письма и документы, имеющие большое значение для изучения жизни и творчества Н.А.Некрасова.

22 сентября 1940 г. Константин Федорович скончался и был похоронен в Туапсе. Могила его, к сожалению, не сохранилась.

Внучатый племянник великого поэта стал писателем. Николай Константинович Некрасов родился 28 января 1915 года и был единственным ребенком в семье. Жизнь его сложилась непросто. С девяти лет он рос без матери. После окончания семилетней школы стал букинистом, и, видимо, любовь к книге привела его в 1940 году в Литературный институт. Учеба растянулась на 20 лет, которые вместили в себя целую эпоху: фронт, плен, побег, снова фронт, ложный донос, 8 лет лагерей, запоздалую реабилитацию, трудную жизнь на Севере…

Со второй половины 60-х годов Николай Константинович работает как писатель-некрасовед. В 1970 г. выходит его первая книга – “По следам некрасовских героев”. Другие исследования – “Некрасовские места России”, “По их следам, по их дорогам”, “О Волга! Колыбель моя”, “Сейте разумное…” Он многие годы был ответственным секретарем, а затем и сопредседателем Некрасовского комитета Союза писателей СССР.

Николай Константинович ушел из жизни в январе 1993 года. Жизнь его – доброго и мудрого человека – была честной, судьба – неистребимой. Свой великий род он не посрамил.

Каким будет будущее нашего рода – народа – во многом зависит от отношения к духовным корням. Я окончил сельскую среднюю школу в 49-м году, тогда и радио было не в каждом доме. Мой внук – в 96-м, в Москве. Возможности, как видим, разные. Однако количество стихов, которое мы с ним сегодня знаем наизусть, в том числе и некрасовских, далеко не в пользу внука. И это не исключение. Грустно.

За последнее десятилетие число изданий произведений поэта уменьшилось в два раза. Заморожено издание полного собрания сочинений Н.А.Некрасова в 15 томах. Не выпускаются Некрасовские сборники. Нет средств. А прилавки заполнены низкопробной литературой. Как же тут не вспомнить классика:

Эх! Эх! Придет ли времечко,

Когда (приди, желанное!..)

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого –

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

Владимир НЕКРАСОВ,

профессор, доктор исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте