У каждого факультета в Самарском филиале МГПУ сформировались свои традиции и особенности работы. Каждый по-своему важен и нужен, и все же у психолого-педагогического факультета особая миссия. Факультет нацелен на подготовку специалистов для работы с детьми. А для этого равно важны две составляющие: интерес и любовь к детям и глубокие научные знания. И ту и другую формируют у студентов преподаватели в процессе обучения. Возглавляет факультет кандидат психологических наук Маргарита Юрьевна Горохова.
Структура факультета включает в себя два отделения – психологии (специализации «клиническая психология», «психология рекламы и менеджмента» и дошкольной педагогики и психологии (специализации «детская практическая психология», «управление дошкольным образовательным учреждением», «организация досуговой деятельности»). Выпускники успешно реализуют себя в различных сферах деятельности, но треть обязательно идут работать в детские сады и школы, – говорит Маргарита Юрьевна. – Если говорить о важных профессиональных качествах, которыми должен обладать психолог, желанием помогать, эмпатийностью, толерантностью и креативностью наши студенты обладают в полной мере.Современные дети очень сложны. Проблем в обучении и воспитании хватает. Психолог в образовательном учреждении просто необходим: сопровождение обучения гиперактивных и аутичных детей, решение конфликтных ситуаций, возрастные кризисы, трудности взаимодействия взрослых и детей зачастую требуют помощи специалиста.Главное в подготовке педагогов-психологов – практикоориентированность. Поэтому студенты специализации «клиническая психология» на IV и V курсах проходят стажировку в Психологическом консультативном центре, – рассказывает куратор специализации, заведующая кафедрой педагогической и прикладной психологии, кандидат психологических наук Чаус Ирина Николаевна. – Они уже обладают необходимыми знаниями по психокоррекции и консультированию и проводят коррекционную работу с детьми под супервизией преподавателей. Нужно отметить, что такие центры существуют не в каждом педагогическом вузе. На консультации родители записываются заранее.Как и на каждом факультете, на психолого-педагогическом имеются свои проблемы. Это прежде всего снижение количества обучающихся на дневном отделении в связи с демографической ямой 1992 года.- Сегодня город испытывает особую потребность в воспитателях детских садов, – включается в разговор заместитель заведующего кафедрой педагогики, кандидат педагогических наук Елена Борисовна Никулина. – И если количество студентов пока еще уменьшается, то число дошколят растет с каждым годом. Но именно на нашем отделении большинство выпускников работают по избранной профессии. Наш факультет уникален тем, что только мы среди гуманитарных вузов города готовим не только воспитателей, но и преподавателей дошкольной педагогики и психологии.Важной проблемой является и неправильно сделанный профессиональный выбор выпускниками школ, поступающими на факультет. Третий курс, так называемый экватор, для студентов самый сложный. В это время они, как правило, сталкиваются с практической стороной профессии, некоторые разочаровываются, понимают, что ошиблись. В этом случае, как правило, начинают получать параллельно второе высшее образование. Причину этого преподаватели факультета видят в том, что, выбирая ЕГЭ, выпускники школ руководствуются не интересом к будущей профессии, а своими возможностями в получении высоких баллов на экзаменах. Биологию, которая необходима для поступления на факультет, считают достаточно сложным предметом.Преподаватели и студенты факультета представляют российских психологов в Международной ассоциации школьных психологов и участвуют в разработке многих международных проектов. Одним из них является проект, разрабатываемый совместно с американскими психологами «Психологическое благополучие участников образовательного процесса» (руководитель проекта – кандидат психологических наук Мария Александровна Шаталина). Результаты обсуждались на проходившей на базе СФ МГПУ в мае 2012 года Международной научно-практической конференции «Ребенок в современном мире». Студенты ежегодно проходят стажировку в Шуменском университете (Болгария) и Болгарской школе психоанализа по технологиям общения и психологическому консультированию.
Комментарии