Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, состоялось, пожалуй, в достаточно удобный для управленцев период: основная волна ЕГЭ подошла к концу, можно подвести некоторые итоги работы за год. Одной из наиболее важных тем обсуждения стала, как обычно, оплата труда. Многое уже сделано, но над многим еще, оказывается, предстоит поработать.
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов достаточно точно охарактеризовал состояние, в котором сейчас находится российское образование. По его словам, каждый сейчас ощущает определенное напряжение, потому что приходится работать одновременно по многим направлениям. Делается это, чтобы обеспечить качественный рывок и решить задачи развития образования в комплексе.Одной из решенных задач Дмитрий Ливанов назвал доведение средней зарплаты педагогов до средней по экономике. Тем не менее, по словам заместителя министра образования и науки РФ Игоря Реморенко, по данным за первый квартал 2013 года еще есть регионы, которые не смогли покорить эту планку, но уже близки к ней. Это Костромская, Ярославская области, Забайкальский край, Республика Коми, Чукотский автономный округ и некоторые другие.Правда, порой даже там, где средняя педагогическая сравнялась со средней по региону, зарплаты в их реальном выражении не позволяют педагогам чувствовать себя уверенно и не думать о дополнительном заработке. Кроме того, по словам министра, встречаются регионы, где ресурсы в системе не растут, а перераспределяются. Так, по словам Дмитрия Ливанова, в ряде субъектов увеличение заработной платы педагогов сопровождается резким снижением всех прочих учебных расходов, тогда как это недопустимо.Ситуация с оплатой труда в системе начального и среднего профессионального образования гораздо сложнее. По данным директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Наталии Золотаревой, соотношение средней заработной платы преподавателей и мастеров учреждений НПО и СПО и средней заработной платы по региону в некоторых субъектах выражено в весьма низких показателях. Так, за первый квартал текущего года в Томской и Челябинской областях, а также в Республике Северная Осетия – Алания этот показатель находится на уровне немногим более 60%, а в Чеченской Республике он едва преодолел 50-процентный порог.В условиях, когда рынок труда особенно нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, заработная плата в учреждениях НПО и СПО становится негативным фактором, который не позволяет привлечь туда преподавателей, тем более молодых. Если в скором времени из этих учебных заведений начнут уходить педагоги (просто потому, что многим из них уже пора на заслуженный отдых), заменить их будет просто некем.
Комментарии