search
main
0

FAIR PLAY в школе на уроках физкультуры, и не только

Об олимпийском образовании как альтернативной форме воспитания молодежи в Польше

Этика для спортсменов

Стыдно сказать, но до начала Европейского конгресса FAIR PLAY – Спо╡т-Об╡азование, который в этом году проводился в Варшаве, я не знала о том, что существует такое направление воспитательной работы в школах. Fair Play, как “игра по всем правилам”, или, в польском переводе, “чистая игра”, ассоциируется у всех с олимпийским движением. Известно, что уже более 30 лет существует Международный комитет по Fair Play при ЮНЕСКО со штаб-квартирой в Париже. В 1994 году было создано Европейское движение Fair Play (EFPM – European Fair Play Movement) с центром во Франкфурте.

В Польше, как и в других странах, при Олимпийском комитете также создан и успешно работает Клуб Fair Play. Членами клуба являются ученые, учителя, работники сферы образования, спортсмены, студенты. Клуб пропагандирует Fair Play среди молодежи, в школах и в обществе в целом. Одной из форм работы клуба является разработка кодекса этики для спортсменов, тренеров и других лиц, связанных со спортом. Все мы недавно были свидетелями успешного выступления Польши на Олимпиаде. Как знать, может быть, в успехе польской команды есть вклад и Клуба Fair Play.

Европейский конгресс на тему FAIR PLAY – СПОРТ – ОБРАЗОВАНИЕ и II сьезд Европейского движения Fair Play, проходившие в Варшаве с 12 по 14 сентября с.г., были организованы Польским олимпийским комитетом и Клубом Fair Play под патронатом премьера Польши Влодзимежа Чимошевича. На конгрессе присутствовали гости из 19 стран, представители прессы, известные польские спортсмены – участники Олимпийских игр, директора польских школ и др.

На пленарном заседании конгресса были заслушаны доклады на темы, которые могут заинтересовать не только учителей физкультуры, а именно: “Философия “чистой” игры” (с докладом выступил профессор Юзеф Липец), “Спорт детей и молодежи в Польше. Предпосылки и перспективы” (председатель Управления по физической культуре и туризму Станислав Стефан Пашчык), “Fair Play в спорте и польской системе образования” (профессор Зофия Жуковская). Во время конгресса состоялось торжественное вручение наград школам, победившим в конкурсе “Fair Play в спорте и воспитании молодежи”.

Что такое игра?

Понятие игры имеет много значений. Охватывает оно действия людей, распространяется на субьекты и реальные предметы. Может быть игра в шахматы или в компьютерные игры. Бывают игры “во что-то” согласно определенным правилам или “на что-то”, как, например, на звание лауреата, на деньги и т.д. Играют футбольные команды, играют актеры в театре, играет оркестр, дети играют в куклы. Игра является неотьемлемой частью развлечений, отдыха, но существуют также игры, во время которых погибают люди.

Спортивная игра

Спортивная игра – это вид борьбы, ограниченный правилами, определяющими ее цели, условия, средства. Мы не знаем заранее, кто победит в забеге на сто метров, но мы знаем наверняка, что все участники будут стартовать одновременно, каждый побежит по своей дорожке, все пересекут линию финиша, а время будет измеряться одним и тем же секундомером.

Участие в спортивной игре добровольное. Означает это согласие со всеми заранее известными правилами данной игры, ответственность всех участников за выполнение их от начала соревнования до его конца, совместные ответные действия на негативное стечение обстоятельств.

Когда и где сталкиваемся мы с нарушением этих принципов? Это и есть основной вопрос “чистоты” игры. Каждое спортивное состязание является более сложным явлением, чем просто борьба спортсменов между собой, необходимо иметь в виду и других участников спортивных событий: тренеров и менеджеров, врачей и психологов, судей и организаторов, спонсоров и политиков, журналистов, которые могут манипулировать общественным мнением, публика, которая может оказывать сильное, часто негативное, влияние на спортсмена. Кто и зачем производит запрещенные фармакологические средства, приготавливает ловушки на ипподромах, подкупает судей, проводит над спортсменами психологические сеансы, после которых появляется у них неконтролируемая агрессия, и т.д.?

Что такое FAIR PLAY?

Принципы Fair Play занимают ключевые позиции в структуре ценностей современного олимпийского движения, являются символом идеального спортсмена и основой воспитания через спорт. Корни Fair Play выходят из рыцарской культуры.

Fair Play, или “чистая игра”, – уже название говорит само за себя. Речь идет о выполнении определенных принципов и правил, главные из которых можно сформулировать следующим образом:

– равные внешние условия борьбы (равные шансы)

– сознательный отказ от возможности нечестной победы (ответственность)

– добровольное подчинение правилам и традициям (соблюдение правил)

– уважение к противнику в границах существующей спортивной этики (физическое и психическое здоровье).

“Fair Play – это стиль жизни, внутренняя дисциплина”. (Jean Borotra – председатель Международного комитета Fair Play при ЮНЕСКО).

Конкурс FAIR PLAY в польских школах

Польский Клуб Fair Play при поддержке спонсора – фирмы SNICKERS провели в 1995-1996 учебном году в польских школах конкурс “Значение Fair Play в спорте и воспитании молодежи”. В конкурсе принимало участие 90 школ.

Целью конкурса была пропаганда принципов Fair Play среди учеников, родителей, учителей. При этом задача организаторов состояла в том, чтобы принципы “чистой игры” действовали не только в спорте, но стали частью жизни современной молодежи. Благодаря спонсору десять школ – победителей конкурса получили в качестве награды различный спортивный инвентарь, а школа, занявшая первое место, – компьютерное оборудование и спортивный инвентарь стоимостью 100 млн.злотых (3700 долларов США). Думаю, что это неплохой подарок для учителей физкультуры маленькой школы в небольшом городе Бжешч (Brzeszcz) в Катовицком воеводстве, которая и стала победительницей конкурса.

Во время конкурса учитывалось, как выполняют школьники принципы Fair Play в спорте и повседневной жизни. Проведен письменный опрос среди учащихся в возрасте 11-16 лет на тему “Чем для меня является Fair Play?”, получено около 8 тысяч ответов. Организовывались конкурсы знаний об олимпиадах, школьники ближе знакомились с польскими и заграничными спортсменами, которые строго придерживаются принципов Fair Play, организовывались школьные спортивные праздники, проводимые по строгим, четко сформулированным правилам, а также праздники, основанные на церемониале проведения Олимпийских игр, велась наглядная агитация в школах, конкурсы стихов и рассказов на тему Fair Play и т.д.

Жюри конкурса оценивало прежде всего активность и инициативу самой молодежи, ее находчивость, изобретательность. Особенно высоко оценено все, что создаст в школах особый климат и может стать в будущем добрыми школьными традициями.

Роль спорта в воспитании молодежи

Спорт помогает педагогам решать сложные воспитательные задачи, как, например, воспитывать коллективизм и одновременно раскрывать индивидуальные особенности личности, ведь каждый может успешно проявить свою индивидуальность, при этом принимая существующую в обществе систему правил игры и оценки результатов. Спорт в наш век бурного технического прогресса дает возможность совершенствования личности через ощущение физической и натуральной гармонии с миром, проникая в область культуры и этики. Спорт является прежде всего состоянием духа, соединяя ощущение радости жизни с рыцарскими принципами чести и морали.

На пути к альтернативной программе олимпийского образования

Сегодня, когда налицо кризис системы образования в целом ряде стран, кризис авторитетов, школы ищут универсальные ценности, которые не теряют свою силу со временем и могут обьединять людей, а в первую очередь молодежь. К таким ценностям среди прочего можно с уверенностью отнести олимпийское движение (неоолимпизм). Так родилась концепция олимпийского образования в школах, что может трактоваться как элемент подготовки к Олимпийским играм в каждой конкретной стране и как инструмент в системе образования молодежи, дающий возможность формирования и проявления лучших черт человеческого характера, углубляющий принципы этики, стимулирующий желание к самосовершенствованию, причем не только в спорте. По словам профессора Зофии Жуковской, обе поставленные задачи не противоречат, а взаимодополняют друг друга и являются аргументами необходимости олимпийского образования в Польше и в мире.

Так, в Польше с февраля с.г. уже начала действовать программа подготовки к Олимпийским играм в Сиднее в 2000 году. Реализуют эту программу около 5000 талантливых польских спортсменов в 24 спортивных дисциплинах.

Олимпийское образование строится на двух всегда актуальных принципах гуманизма – это мир и идеи Fair Play. Говоря об олимпийском образовании в Польше, пани Зофия Жуковская в своей книге “FAIR PLAY- СПОРТ – ОБРАЗОВАНИЕ”, недавно вышедшей в свет, с сожалением отмечает, что все действия в этом направлении пока носят характер отдельных акций, проводимых чаще всего по инициативе Олимпийского комитета. Однако серьезных результатов от олимпийского образования можно ожидать, только если оно станет составной частью системы народного образования.

Галина АНИСИМОВА,

соб.корр. “УГ”

Варшава

От редакции: Примерно те же проблемы и в России.

Юбилей

Олимпийцы с берегов Невы

Перед талантливыми юными спортсменами г. Санкт-Петербурга открыты широкие перспективы. Учащиеся училища олимпийского резерва N 1 г. Санкт-Петербурга, ранее спортинтерната, – источник пополнения сборной команды страны.

На протяжении 25 лет педагогический коллектив училища способствовал завоеванию его воспитанниками 62 олимпийских медалей (20 золотых, 32 серебряных, 10 бронзовых) и подготовке 37 заслуженных мастеров спорта, 199 мастеров спорта международного класса.

Сегодня воспитанники УОР прочно занимают лидирующее место на международной спортивной арене по плаванию, легкой атлетике, спортивным играм, фигурному катанию на коньках и другим видам спорта. Известные всему миру имена 13 олимпийских чемпионов, в том числе В.Сальникова, А.Дитятина, Н.Мишкутенок, А.Дмитриевой, получивших в училище азы спортивного и гуманитарного образования, создают среди молодежи благоприятную атмосферу, привлекают их внимание к активным занятиям спортом.

Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму поздравляет коллектив работников и учащихся УОР N 1 с 25-летним юбилеем и надеется, что воспитанники училища заявят о себе на Олимпиадах в Нагано и Сиднее.

Игорь ТЕР-ОВАНЕСЯН,

заместитель председателя ГКФТ РФ, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер, профессор

P.S. В семидесятых годах, работая в ленинградской газете “Смена”, я часто писал о строительстве уникального по тем временам учебного заведения – школы-интерната спортивного профиля. Позвонил своему давнему знакомому Володе Сальникову. Вспомнили первого директора Леонида Матвеевича Шапиро. Бывший фронтовик, конник, буквально дневал и ночевал на этой стройке. Теперь это знаменитое училище со своими уникальными традициями.

Со славным юбилеем, колыбель олимпийских талантов!

Юрий КОВЕШНИКОВ, член президиума Всероссийской федерации плавания

Фестиваль

64 + Франция

В апреле этого года наша газета сообщала об интересном начинании двух общественных организаций – Ассоциации школьных шахматных клубов и Ассоциации преподавателей-практиков французского языка. По инициативе этих ассоциаций был обьявлен заочный этап шахматно-страноведческого фестиваля “64 + Франция” и опубликованы вопросы о шахматах и о Франции.

И вот оргкомитет фестиваля подвел итоги. В очный финал, который состоится в Москве с 8 по 14 декабря с.г., допущены следующие двенадцать команд: Политехническая гимназия, г.Нижний Тагил; школа N 1225, г. Москва; школа N 49, г.Астрахань; Станция юных техников, г.Камышлов Свердловской области; школа N 7, г.Кашира Московской области; школа села Майское Краснозерского района Новосибирской области; школа N 1286, г.Москва; клуб французского языка Центра детского творчества “Тушино”, г.Москва; школа-гимназия N 11, г.Калининград Московской области; школа N 9, г.Нижнеудинск Иркутской области; гимназия N 295, г.Санкт-Петербург; школа N 20, г.Коломна Московской области.

В индивидуальном зачете победителями заочного этапа стали: Лещенко Станислав, ученик 5-го класса школы N 100, г.Ростов-на-Дону; Романов Евгений, ученик 4-го класса школы N 12, г.Калининград (обл.); Горбунов Александр, ученик 9-го класса 85-й школы, г.Ульяновск; Борисова Елизавета, ученица 7-го класса 21-й спецшколы, г.Архангельск; Денисов Денис и Большаков Александр, ученики 7-го и 8-го классов 153-й школы, г.Казань; Ковпак Настя, Попов Павел, Брагина Таня, Севрюгина Оксана, ученики 7-10-х классов 20-й школы, г.Коломна.

Все вышеназванные команды и школьники получили персональные приглашения в Москву для участия в фестивале, на котором будут разыгрываться бесплатные путевки в Париж.

Кроме того, по многочисленным просьбам учителей французского языка и руководителей школьных шахматных кружков оргкомитет решил создать дополнительные группы для тех, кто не принимал участия в заочном этапе. Сообщаем программу фестиваля, состоящую из трех разделов (по выбору).

Первый раздел: “Шахматы, страноведение, компьютер”

В программе индивидуальный шахматный турнир, матч с компьютерной программой “Дракон”, страноведческий конкурс “Что вы знаете о Франции?”.

Второй раздел: “Франция и шахматы”

В программе командный шахматный турнир и командный страноведческий конкурс по темам “История”, “География”, “Экономика”, “Политика”, “Культура и спорт” Франции. Состав команды: 4 школьника не старше 16 лет и 1 руководитель.

Третий раздел: “Французский язык, страноведение, шахматы”

В программе индивидуальный шахматный турнир и конкурс на французском языке по темам “Что вы знаете о Франции?”, тест на грамматику, перевод текста без помощи словаря, устная речь.

И, конечно, для всех школьников будут вопросы о чемпионах мира по шахматам. В каждом разделе фестиваля разыгрывается одна бесплатная путевка в Париж на двенадцать учеников.

Стоимость пребывания в Москве, включая проживание, питание, экскурсии, составляет семьсот пятьдесят тысяч рублей на одного человека.

Заявки принимаются до 1 декабря 1996 г. по адресу: Москва, 117588, а/я 17, оргкомитет.

Телефон/факс (095) 425-61-96.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте