search
main
0

“Фабрики джентльменов” Миллионы честолюбивых родителей мечтают отдать туда детей

Как Альбион отстраивал нерушимую крепость классического образования
Вряд ли будет преувеличением сказать, что ни одна страна в мире так тесно не ассоциировала себя с получением высококачественного классического образования, как старушка Британия. Английские университеты и колледжи стары и полны высокочтимых многовековых традиций. Отправить свое чадо в ученье в эти цитадели элитарного образования, именуемые “фабриками джентльменов”, – мечта миллионов честолюбивых родителей не одной лишь Британии, но всего мира. Вот почему британское образование является одной из доходнейших статей “экспорта”: им эта страна с успехом “торгует” на протяжении ряда десятилетий, экспортируя свои престижные дипломы и сертификаты по всем странам и континентам. Цена подобных дипломов очень высока – как в прямом, так и в переносном смысле слова. Обучение в частном колледже или университете Британии стоит для иностранца многие десятки тысяч фунтов стерлингов. Зато, став обладателем подобного диплома, можно с немалой долей уверенности утверждать, что краеугольный камень дальнейшей карьеры заложен достаточно основательно. Скажите владельцу любой солидной фирмы или компании, руководителю предприятия или госчиновнику, что у вас в кармане сертификат Итона или Гордонстоуна, диплом Оксфорда или Кембриджа – и полдела сделано: к вам, как к соискателю места, отнесутся с особым вниманием и интересом.
В чем, однако, секрет этого вечнозеленого почтения к британскому образованию? И что лежит сегодня в основе его авторитета: неувядаемый, искусно поддерживаемый миф или обоснованная конкретными достижениями реальность? Чтобы ответить на этот вопрос с достаточной долей объективности, необходимо основательно “прошерстить” всю нынешнюю образовательную систему, тем более, что британская школа переживает период самой что ни на есть основательной перестройки, и потому проследить историю зарождения, расцвета и, наконец, революции в этой “Великой Империи Образования” будет тем более поучительно и интересно.

Телесные наказания
Первая грэммэр скул была основана в Англии в седьмом веке при монастыре в Кентербури посланцем Рима. Таким образом, школы Англии, как и школы множества других стран мира, зародились при монастырях. В современной системе британского образования грэммэр, или грамматические, школы являются практически вымирающим классом: их остается все меньше и меньше. Однако начинались школы Англии именно с них. Изначально система средневекового образования в Британии ставила перед собой цель формирования своего рода спартанцев или, как это именовалось в Англии, “мускулистых христиан”. Отсюда явилась и зародившаяся вместе со школами система телесных наказаний в учебных заведениях, благополучно просуществовавшая на Альбионе аж до самого недавнего времени. Большинство британских школ прошлых столетий – особенно частных – организовывались по принципу интернатов или пансионов, где учащемуся надлежало не только изучать науки, но и жить – в отрыве от семьи и родителей. Принцип интернатского обучения сохранился в самых прославленных частных школах и колледжах и сегодня. Пожалуй, нигде в мире система школ-интернатов, или, как ее именуют в Британии, boarding schools, не прижилась так прочно и не достигла такого размаха, как на Альбионе. Многие иностранцы задаются вопросом, почему Британия избрала именно такую систему для своих учащихся – тем паче для детей из наиболее обеспеченных и привилегированных семей. В нашей стране, в большинстве европейских стран, в Соединенных Штатах Америки интернат – весьма периферийное звено в образовательной системе и в большинстве своем служит учебным заведением либо для детей-сирот, либо для детей, чьи родители находятся в загранкомандировках, либо для “спецконтингента”, то есть детей и подростков с проблемами в развитии или детей-инвалидов. Совершенно иная мотивация и идейная подоплека у “закрытых школ” Британии – сосредоточить не только весь процесс обучения, но еще и весь процесс формирования и воспитания в руках учебного заведения, фактически экспроприировав ребенка у семьи. Зачем и почему? Не восторжествовала ли, часом, на берегах Альбиона экстравагантная идея коммунизма о коллективом воспитании? В какой-то мере да. Разница лишь в принципах, идеях и конечных целях. Для Британии пансион служил целям воспитания идеального гражданина с точки зрения идеалов данного общества.
Публичные, или частные, школы появились в Англии в средние века. Их целью было дать классическое образование для будущей публичной карьеры, то есть для карьеры государственного чиновника или церковнослужителя. Однако если главным для средневековой публичной школы являлось укрепление и совершенствование духа учащихся посредством религии, то с ХIХ столетия воспитательная концепция существенно изменилась: в ее основу легло формирование характера. А именно – джентльменских начал, твердых моральных принципов, умственных способностей. Автором этих реформ стал доктор Томас Арнольд, возглавивший публичную школу Регби в 1827 году. Основным методом воспитания требуемых характеристик Арнольд определил спорт. С тех пор и поныне спортивные дисциплины и спортивные доблести являются не только неотъемлемой частью классического образования и воспитания в лучших школах и университетах Британии, но одним из ее главных столпов.
Нередко в английских магазинах, торгующих антиквариатом, можно услышать вопрос покупателя к продавцу: “У вас нет старых школьных галстуков?” Для несведущего туриста-иностранца подобный покупательский интерес звучит по меньшей мере загадкой: зачем кому-то понадобилось некое старое школьное барахло? Однако для британца все яснее ясного: старый школьный галстук – не только коллекционное сокровище, но сокровище во всех иных отношениях. Что же это за особенный галстук? Дело в том, что в Англии, где существует такое понятие, как корпоративный галстук (то есть несущий эмблему компании или общества, или клуба), наиболее престижными являются галстуки публичных школ. Их владельцев объединяет своего рода кастовость – выпускники престижных учебных заведений, связанные одинаковыми галстуками, являются как бы членами одной команды, одного и того же элитного круга: они будут помогать друг другу в дальнейшей жизни, в карьере, одним словом, держаться друг друга и себе подобных. Именно поэтому так важно вступить в этот узкий круг обладателей старых школьных галстуков – то есть закончить именно частную и желательно как можно более респектабельную частную школу.
Какие же из публичных школ Британии самые-самые? Это прежде всего Итон (нет ничего дороже его темно-синего в голубую полосочку галстука!), Хэрроу, Радли, Винчестер. Итон, где учатся нынешние наследники британского престола принцы Уильям (он закончил Итон в 2000 году) и Гарри, был основан в 1441 году. Эта школа (ее также именуют колледжем) особенно близка – и в прямом и в переносном смысле – к королевскому двору. В прямом, потому что она находится буквально на расстоянии пешей прогулки от загородной резиденции Ее Величества. В переносном, потому что монархи собственнолично назначали туда главу попечительского совета. Учиться в Итоне – голубая мечта любого честолюбивого подростка. Преподавать в Итоне – голубая мечта любого честолюбивого британского педагога (любопытный факт: впервые за шестивековую историю Итона здесь появился преподаватель из России, который нынче заведует здесь кафедрой русского языка). Выпускники Итона не просто традиционно формировали элиту страны, но этой страной и руководили: из стен Итонской школы вышли восемнадцать премьер-министров! До недавнего времени Итон считался заведением династическим и аристократическим: подавляющее большинство его учеников имели титулы или собирались их наследовать. Однако сегодня даже эта казавшаяся неприступной цитадель кастовости пала: половину, если не больше, учащихся составляют дети госслужащих, адвокатов, врачей, деятелей искусства и литературы, коммерсантов и состоятельных служащих лондонского Сити. По своим академическим показателям Итон считается в Британии частной школой номер один. Система приема и отбора в эту школу такова, что просеивает сквозь свое сито даже очень способных, оставляя только исключительно способных и особо одаренных. Откуда же набирают Итон и подобные ему колледжи своих выдающихся учеников? В подавляющем большинстве опять же из частных подготовительных школ, где качество обучения было, да и по сей день остается самым высоким.
Итоном N 2 называют в Британии Радли скул. Основанный в 1847-м, Радли за прошедшие полтора столетия снискал репутацию безупречного учебного заведения. Его товарным знаком от момента основания стала “особая атмосфера доброты, открытости, любезности, взаимопонимания и хороших манер – в особенности между воспитателями и учащимися”.
Образовательные стандарты Радли подняты очень высоко: дать своим студентам (так принято именовать в Британии учащихся школ в том числе) широчайшее образование, обеспечить гармоническое сочетание интеллектуального, художественного и физического развития, гарантировав тем самым успешный старт для будущей карьеры на любом избранном поприще. Не менее успешный старт получают и ученики Хэрроу, Винчестера или шотландского Гордонстоуна (в этом колледже обучались нынешний наследник британского престола принц Чарльз и его отец, герцог Эдинбургский). Все вышеназванные школы по традиции подбирают элитный, в смысле профессиональных качеств, преподавательский состав и составляют программы обучения, отвечающие высшим академическим стандартам. Благо огромные деньги, поступающие в эти заведения из карманов состоятельных учеников (точнее, карманов их родителей), позволяют не экономить на средствах обучения. Недаром, согласно сведениям из доклада “Неравенство в современной Британии”, опубликованного около четверти века назад, выпускники престижных частных школ типа Итона, Винчестера, Хэрроу и Радли имели в 22 раза больше шансов попасть в Оксфорд или в Кембридж, чем выпускники общеобразовательных школ.
Однако частные школы, тем паче престижные, – лишь сверкающая бриллиантом капля, в системе британского образования. Где же учили все минувшие годы менее состоятельных, менее яйцеголовых и нетитулованных остальных?
Со стародавних времен и вплоть до 1944 года среднее образование в Британии можно было получить либо в платных публичных школах, либо в бесплатных грамматических (grammar schools). Что такое грамматическая школа? Это заведение, подобное гимназии и получившее свое название от того, что для поступления в университет требовалось в прошлом прежде всего изучение греческой и латинской грамматики. После 1944 года среднее образование было объявлено в Британии обязательным для всех, и потому в стране объявились общеобразовательные школы. Чем отличались общеобразовательные от грамматических? Уровнем предлагаемых в них знаний, контингентом учащихся и открываемыми их аттестатами перспективами. По сути общеобразовательные школы стали в пору их основания школами второго сорта, потому что, в отличие от публичных и грамматических, не обеспечивали их выпускникам возможности поступать в университет. Чтобы провести сортировку детей, определив, кому учиться в грамматической, а кому в обычной средней школе, по завершении начального обучения для 11-летних детей был введен экзамен, получивший название “одиннадцать плюс”. Те, кто успешно сдавал этот экзамен, шли в грэммэр скул, кто экзамен проваливал, шел в школу общеобразовательную. Экзамен “одиннадцать плюс” был весьма жестким: его целью было отсеять уже на этом, раннем, этапе три четверти школьников, объявив их недостаточно способными для продолжения учебы в университете. При этом упор делался не столько на проверку полученных в начальной школе знаний, сколько на общее развитие, таланты и способности экзаменуемого. Неудивительно, что, как правило, тест успешно проходили дети интеллигенции, средних слоев общества, то есть дети образованных и более-менее состоятельных родителей. Социологи в свое время подсчитали, что у одиннадцатилетнего сына английского служащего было в девять раз больше шансов, сдав отборочный экзамен, поступить в грамматическую школу, чем у выходца из пролетарской семьи. Шансы на поступление в университет рассчитывались у тех же детей в их шестнадцатилетнем возрасте как 30 против одного.
Именно грамматические школы Британии стали камнем преткновения в борьбе за демократизацию образования. Почему бесплатные грамматические, а не куда более классовые и привилегированные частные? Потому что публичные были меньшим бельмом в глазу британцев в силу небольшого числа тех, кто посещал их. В грамматических же школах после второй мировой войны обучалась четверть всех детей и подростков страны, а стало быть, их недемократичность, закрепление ими системы неравных стартовых возможностей, была куда заметней. Вот что писал в 1964 году о системе британского образования Энн Лоренс: “Как почти все реформы 40-х годов, закон о народном образовании 1944 года был кульминационной точкой исследований, начатых в военные годы, и должен был послужить толчком к полной революции… на бумаге. Теоретически все английские дети получают сейчас в той или иной форме среднее образование. В соответствии со своими способностями и склонностями они ходят либо в грамматические, либо в общеобразовательные, либо в технические школы… Общеобразовательная школа получает наименее одаренных детей, которые просто остаются там до шестнадцатилетнего возраста, после чего идут на производство. Технические школы явно выпускают больше квалифицированных механиков, чем оксфордских профессоров. Что же касается классического образования, то публичные школы и грамматические школы делят между собой лучших учеников, лучших преподавателей и выращивают рассаду для высших постов в стране. Именно так увековечивается два вида сегрегации, происходящей параллельно: одна по качеству, другая по социальному происхождению. Они идут рука об руку, ибо самое лучшее образование является в Британии одновременно наиболее дорогим, что порождает два четко разграниченных класса”.
Одним словом, закон от 1944 года хотя и сделал образование достоянием масс, отнюдь не обеспечил британским детям даже относительно равных возможностей в учебе и последующей карьере. Потребовалось еще несколько десятилетий, в процессе которых образование переживало одну реформу за другой, а политическое руководство страны делало одну за другой уступки в пользу демократизации обучения, прежде чем британская школа обрела свои сегодняшние черты.

Образование сегодня
Все дети, проживающие в Соединенном Королевстве, согласно закону, обязаны учиться и получать образование. В Англии, Шотландии и на Уэльсе период обязательного обучения обозначен с пяти до шестнадцати лет. В Северной Ирландии – с четырех до шестнадцати. Ответственность за посещение детьми школ или иных учебных заведений, согласно закону, несут их родители. После исполнения 16 лет обучение перестает носить обязательный характер, и молодые люди могут выбирать, согласно их возможностям и устремлениям, дальнейшее образование или же начинать трудовую деятельность. Около 70% молодежи Британии, перешагнувшей 16-летний рубеж, выбирают дальнейшее обучение, продолжая его либо в той же школе, где они учились в предыдущие годы, либо переходя в колледжи. Около 10% начинают работать, и остальные 20% выбирают получение трудовой квалификации на так называемых government training programmes – специальных правительственных программах трудовой подготовки. В 1998-1999 годах в Англии и на Уэльсе в этих программах были задействованы 285 тысяч молодых людей. В Шотландии в 1999-2000-м эти же программы охватывали 38400 тысяч.
Около трети британцев после окончания школы поступают в университеты, получая высшее образование.
В последние годы широкое распространение получила концепция “обучения длиной в жизнь”. Это означает, что создаются все более широкие возможности для того, чтобы обучение могли продолжить взрослые с отрывом или без отрыва от трудовой деятельности, чтобы желающие могли получить дополнительную квалификацию или усовершенствовать имеющуюся.

Кто руководит системой?
За образование в Британии отвечает правительство страны. Свою деятельность в этом направлении оно осуществляет совместно со следующими государственными институтами: Департаментом по образованию и труду (Department of Education and Employment) в Англии; Национальным собранием (National Assembly) на Уэльсе; Департаментом образования и Департаментом высшего и дальнейшего образования, подготовки и занятости (Department of Education and Department of Higher and Further Education, Training and Employment) в Северной Ирландии.
Государственные школы Англии и Уэльса подведомственны местным комитетам по образованию. Та же система руководства и финансирования школ местными образовательными органами власти существует и в Шотландии, правда, здесь есть две школы госсектора, находящиеся на самоуправлении. В Северной Ирландии пять комитетов по образованию владеют, руководят и управляют всеми подведомственными им школами.
Система финансирования школ осуществляется в Британии через местные власти, которые распределяют фонды в зависимости, главным образом, от числа учащихся в той или иной школе. Отдельно выделяются бюджеты на так называемые особые программы, например, на поддержку информационных технологий или развитие методик по улучшению преподавания грамматики и арифметики.
В конкретных цифрах средства, выделяемые из госбюджета на образовательные цели, выглядят так: в 2000-2001-м в Соединенном Королевстве на образование будет потрачено 4,8% ВНП. В июле 2000 года правительство страны объявило о том, что в целом расходы на образование в Британии будут увеличиваться на 6,6% в год. Это означает, что в период между 1999-2000 и 2003-2004 гг. они достигнут порядка 58 миллиардов фунтов стерлингов (84 млрд. долларов).

Дошкольное обучение
Хотя обязательное обучение детей в школах Британии начинается с пятилетнего возраста (в Сев. Ирландии – с четырехлетнего), в последние десятилетия шло стремительное развитие и расширение сферы дошкольного обучения, что сделало именно эту сферу одной из наиболее “претерпевшей” реформы. Статистика приобщения британских малышей к школам за последние годы говорит сама за себя: если в 1970-1971 годах только 20% детей 3-4-летнего возраста посещали школы, то к 1999-2000 г. их число возросло до 64 процентов, то есть увеличилось более чем в три раза.
Фундаментальной идеей привлечения малышей в школы стала концепция о том, что начинать “официальное” обучение пятилетние дети должны не с нуля, а уже имея первоначальные знания в письме и счете. Конкретно были обозначены следующие цели:
– обеспечить всем детям Англии и Уэльса, достигшим возраста четырех лет, чьи родители хотели бы отдать их на подготовительные отделения школ на полный или неполный день, подобную возможность;
– увеличить процент обеспеченности трехлетних детей бесплатными местами в учреждениях дошкольного обучения и воспитания до 34% к январю 1997 года и до 100% к 2004 году.
Программа дошкольного обучения получила солидные финансовые инъекции. Затраты на нее возросли с 1 млрд. фунтов стерлингов в 1996-1997-м до 1,6 млрд. в 2000-2001-м. К 2003-2004-м г. сумма ассигнований должна достичь 2 млрд.
В 1998 году в Британии стартовала общенациональная программа, призванная осуществлять помощь в обучении и воспитании детей в возрасте до 14 лет, она именуется “The National Childcare Strategy”, то есть программа национальной стратегии заботы о детях. К 2002 году планируется запуск еще одной подобной программы, рассчитанной, однако, на более ранний возраст – на малышей до четырех лет и на более конкретную социальную группу, а именно на беднейшие слои населения. В самом названии этой программы “Sure Start” обозначена сверхзадача – обеспечить детям уверенный старт в жизнь. Главным объектом заботы станут дети из наиболее экономически слабых регионов страны из наименее обеспеченных семей. Для поддержки этих детей в их воспитании, оздоровлении и обучении будут выделены средства в размере 450 млн. фунтов стерлингов. Ими будут финансироваться местные программы в 250 регионах Британии, реализующие поставленные задачи. Таким образом, семьи с детьми, проживающие на территориях, охваченных программой “Уверенный старт”, получат доступ к комплексу услуг, включающих в себя обеспечение высококачественными играми, советы по уходу за детьми, оздоровительные мероприятия, посещения семей специалистами и консультантами на дому и т.д. Подобного рода программы – и только еще планирующиеся, и уже действующие – названными двумя не исчерпываются. Уже к 2000 году программ помощи и поддержки детям насчитывалось в Британии около ста.

Начальные школы
(Primary Schools)
Обязательное обучение начинается для британских детей в так называемых праймэри скулз, то есть в начальных школах. Сначала пятилетние дети идут в инфант-департаменты (детские подразделения) этих школ, а в возрасте семи лет переходят в рамках той же школы в юниор-департаменты, или же в отдельные юниор-школы. В возрасте 11 лет дети переводятся из праймэри в секондэри скулз, то есть из начальных школ – в средние школы.
В Шотландии законом об обязательном образовании оговорено, что начальное обучение предназначено для детей, не достигших 12-летнего возраста. Начальные школы Шотландии организованы на классы различных ступеней в зависимости от возраста учеников – от первого класса до седьмого. Таким образом, посещая к 12 годам в Шотландии седьмой класс, ученик все еще остается в начальной школе. Все классы начальных школ Шотландии смешанные – там учатся и мальчики и девочки (в Англии существует много школ с раздельным обучением), нет выделения классов или потоков по успеваемости или способностям учеников, а потому все учащиеся с достижением определенного возраста автоматически переводятся в следующий по порядковому номеру класс.
В Северной Ирландии по исполнении ребенку четырех лет он начинает учиться в первом классе начальной школы. Обучение в этой школе длится семь лет, после чего в возрасте 11 лет дети переводятся в среднюю школу. По желанию накануне перевода в среднюю школу выпускник начальной школы может пройти специальное “переводное” тестирование.
Важнейшим показателем качества образования в начальных школах страны британские образовательные власти считают размер классов, то есть количество учеников в одном классе. Особенно серьезное влияние на обучение, по мнению экспертов, этот фактор оказывает в классах младшей ступени начальной школы. Меры по сокращению численности учеников в подобных классах обозначены среди приоритетных в программах образовательных реформ правящего лейбористского правительства. Согласно действующим нормативам местные органы образования в Англии и на Уэльсе обязаны распределить детей младшего возраста в начальных школах таким образом, чтобы число пяти-, шести-, и семилетних учащихся не превышало 30 в одном классе.

Средние школы
(Secondary Schools)
Свыше 87% всех учащихся государственных средних школ в Англии и 100% учащихся государственных средних школ Уэльса посещают так называемые comprehensive schools, что переводится как средние общеобразовательные школы. В них по достижении учащимися 16 лет и заканчивается получение обязательного образования. В своем подавляющем большинстве эти школы принимают учащихся из начальных школ без тестирования, без характеристик и ссылок на успеваемость или поведение, обеспечивая тем самым возможность всем детям, проживающим в данном регионе, получение обязательного среднего образования. Британские общеобразовательные средние школы в своем большинстве не несут никакой специализации по изучаемым ими наукам. Все предметы изучаются в каждой государственной средней школе по одной и той же программе.
В Шотландии общеобразовательные средние школы также принимают учащихся на общих основаниях без селекционирования. Зато в Северной Ирландии средняя школа организована по принципу выборности в зависимости от качества знаний и способностей учеников. Успешно прошедшие тестирование по английскому языку, математике, химии и биологии могут быть зачислены в грэммэр скулз (grammar schools) – так именуются средние школы для одаренных детей, сохранившиеся в Северной Ирландии. Остальные продолжают обязательное обучение в обычных средних общеобразовательных школах. Процент учащихся в Сев. Ирландии, посещающих грэммэр школы, в 1999-2000 годах составил 40 от общего числа учащихся средних школ.

Технические колледжи Сити и Академии Сити
В крупных городах Англии насчитывается 15 City Technology Colleges (CTС). Так именуются специализированные школы, обучающие детей от 11 до 16 лет по программе, сфокусированной на предметах естествознания, математике и технических дисциплинах. Эти школы финансируются из госбюджета, но находятся в ведении не местных органов образования, а частных спонсоров. С сентября 2001 года откроются первые Академии Сити. Финансироваться они будут также на средства бюджета и также с привлечением спонсоров из частного сектора. Подобного рода школы замещают слабые общеобразовательные, хронически отстающие по результатам успеваемости учащихся. В отдаленной степени это некий прообраз наших ПТУ, специализирующихся на технических направлениях.

Специализированные школы
Спецшкола занимает на сегодняшний день в системе среднего образования недопустимо скромное место по мысли нынешних реформаторов. К сентябрю 2000 года в Англии насчитывалось всего-навсего 530 спецшкол, включающих в себя 312 технических колледжей, 99 языковых колледжей, 67 спортивных колледжей и 57 колледжей искусства. Программы для спецшкол появились в Англии лишь совсем недавно – в 1993 году. Эти программы предусматривают углубленное изучение специальных предметов наряду с изучением общеобразовательной программы средних школ. Все эти школы также являются государственными.
Среди намеченных реформ в системе государственного образования специализация школ значится на первом плане. Половину всех общеобразовательных школ страны лейбористское правительство намерено сделать специализированными, с углубленным изучением одного или нескольких родственных предметов. К 2006 году 7500 школ, обучающих сегодня по общей программе, станут специализированными колледжами, готовящими кадры для различных областей британской индустрии. Предусмотрено создание специальных школ бизнеса, где будут готовить будущих предпринимателей, – все это опять же в рамках обязательного среднего образования. Одним словом, нынешняя система государственных общеобразовательных школ, обучающих разноспособных и разноодаренных детей по одной и той же нивелирующей индивидуума программе, подвергнется радикальной перестройке: способности и наклонности учащегося будут поставлены во главу угла бесплатного обязательного образования.

Частные школы
Частные школы Британии официально именуются школами независимыми (Independent Schools). Это означает, что они независимы от государственного бюджета и финансируются из иных источников, коими в большинстве случаев являются платы, вносимые родителями учащихся или же добровольными частными спонсорами. Согласно законоположению, индепендент (они же паблик) школы вправе обучать пять и более учеников в возрасте, оговоренном законом об обязательном образовании. Подобные школы должны быть зарегистрированы в соответствующем правительственном департаменте. Они подлежат проверкам со стороны инспекций. На сегодняшний день в Соединенном Королевстве существует примерно 2400 частных школ, в которых обучаются 600000 детей и подростков, что составляет 7% от общего числа учащихся страны. Эти школы подразделяются на так называемые фундаментальные школы (foundation schools), комьюнити-школы (community Schools) и добровольные (voluntary Schools). Около семи тысяч комьюнити- и добровольных школ носят религиозный характер.
Частные школы руководятся своими собственными органами управления, состоящими из школьного персонала, родителей учеников и представителей местной общественности. Согласно положениям о частных школах, руководящий орган подобной школы должен совместно с представителями церкви, директором школы и местными образовательными властями координировать правила и условия приема в школу, принимая во внимание свод правил, разработанный в 1999 году.
Все частные школы формально открыты для представителей любых религий. Однако на практике большая часть детей из католических семей учатся в школах, поддерживаемых католической церковью.
Частные школы Британии могут быть смешанными и однополыми (то есть только для девочек, только для мальчиков), они могут быть также городскими и загородными, специализированными и общего профиля, подготовительными (для детей от 7 до 13 лет) и высшей ступени (от 14 до 18), интернатного типа и только дневного обучения. В интернатах, или, как их называют, боардинг скулз, коих в Британии насчитывается сегодня 800, обучаются 80 тысяч детей, что составляет всего лишь один процент от общего числа британских школьников. Один процент – капля в море! Да и общее число “частников”, определяющееся по Британии всего-навсего в 7%, – тоже не более чем “узкий круг ограниченных лиц”, если выразиться в духе известной шутки. Однако шутки в сторону, когда от скучных фактов мы переходим к доблестным достижениям – из этих ничтожных семи процентов формируется половина (!) всех студентов британских университетов. Иначе говоря, 9 из 10 выпускников частных школ получают вожделенную университетскую путевку в жизнь. Разницу в образовательных стандартах государственной и независимой от государства частной школы наглядно демонстрирует и следующая цифра: в 11-летнем возрасте экзамены за подготовительные или начальные классы успешно сдают 90% учащихся частных школ и лишь 62% из школ государственных.
Что же, однако, определяет эту разницу? Прежде всего куда более крепкое материальное оснащение богатых частных школ, тщательно и взыскательно селекционированный преподавательский состав, а также различие в школьных программах. Ведь, помимо финансовой независимости от государства, частные школы самостоятельны еще и в своих образовательных программах. Эти программы, в отличие от государственных школ, не спускаются директивно сверху, а разрабатываются на месте, с учетом особенностей данного конкретного учебного заведения. Как правило, в солидных частных школах изучается значительно больше предметов, чем в школах государственных. Здесь обыкновенно изучают греческий и латынь, историю искусств и религию, классические цивилизации и современные иностранные языки, точные науки и прикладное искусство, музыку, драматургию и информационные технологии. Так, в прославленном Итонском колледже математика и латынь, древнейшая история и информационные технологии преподаются в старших классах на уровне требований Кембриджского университета. Одна из планок знаменитой Радли скул – также обеспечить всем выпускникам знание информационных технологий на уровне требований Кембриджа. И это отнюдь не утопия, а достижимая реальность: достаточно сказать, что на 600 студентов Радли приходится 110 компьютеров с выходом в Интернет. В этой же школе находится одна из богатейших библиотек Британии по собранию классической литературы. Здесь же наличествуют высококлассные художественные мастерские, где осваиваются едва ли не все мыслимые прикладные искусства, здесь есть замечательные конструкторские студии, оборудованные по последнему слову техники. Наконец, здесь есть все, что необходимо подросткам для физического развития: гимнастический зал и стадион, несколько плавательных бассейнов и двадцать (!) теннисных кортов, поле для гольфа и собственная конюшня с собственной псарней, чтобы обучать ребят любимому национальному спорту англичан – охоте. Столь же, если не более, роскошны материальные базы других прославленных частных школ – таких как Итон, Хэрроу… Как нетрудно догадаться, государственным школам тягаться с ними нелегко.
Однако помимо всех вышеперечисленных преимуществ частной школы перед государственной у школы частной существует и еще одна “льгота”: проводить селекционный отбор учащихся, то есть зачислять в ряды своих студентов наиболее ярких, способных и одаренных. Разумеется, частные школы частным школам рознь, но в данном случае речь идет о наиболее сильных и серьезных из них.
Как же происходит отбор учащихся в наиболее престижные паблик скулз Британии? К примеру, чтобы попасть в Радли скул – вернее сказать, чтобы получить шанс в нее попасть, – нужно записаться в эту школу за… 10 лет вперед, то есть в возрасте трех лет. Причем это на худой конец. Лучше же всего записаться с рождения. Список соискателей огромен, а посему “лист ожидания” ничего не гарантирует. Родительские деньги – последнее из того, что обеспечивает попадание в Радли, первое – это способности кандидата.
– Каким образом вы отыскиваете одаренных ребят? – спросила я у завуча Радли скул Эндрю Рикса.
– Мы не устраиваем ни собеседований, ни вступительных экзаменов, – ответил мне завуч, – зачем травмировать подростка? Чтобы определить уровень его подготовки и его личные способности, мы отслеживаем кандидата заранее, запрашивая все данные о нем в тех школах, где он учился до поступления к нам. Если кандидат слаб, мы откажем ему.
– Предположим, что к вам обратится российский гражданин, который не был в состоянии – по известным причинам! – записать своего ребенка в Радли 10 лет назад. Он, стало быть, опоздал. Но он готов заплатить “сверху”, например выступить спонсором колледжа. Примете его в обход очереди?
– Нет, не примем. Подобные вещи наш колледж не практикует. Это исключено.
…Подобные вещи не практикуют и прочие именитые частные школы Британии. Во всяком случае те из них, которые высоко держат планку интеллектуального лидерства своих студентов. Ни дворянские титулы, ни связи, ни деньги не помогут попасть в Итон, если у кандидата не соответствующий здешним стандартам IQ. Чтобы попасть в Итон, сюда тоже нужно для начала записаться. Это можно сделать на следующий день после появления ребенка на свет или же до исполнения ему десяти с половиной лет. При приближении одиннадцатого дня рождения кандидата пригласят в колледж для интервью и так называемого теста на выявление склонностей. Что представляют собой эти интервью и тесты? Отнюдь не проверку того, как мальчик (Итон – мужской колледж) вызубрил в школе стихи, грамматику и правила арифметики. Немало посредственных студентов обладают великолепной памятью. Но посредственности Итону не нужны. Этой школе требуется отыскать тех, кто способен думать и соображать, мыслить нестандартно и творчески. Одним словом, нужен высокий IQ. Если тестирование выявляет его наличие, тогда соискателя ждет приглашение на финальный тест, который состоится через два года. Если финальный тест также пройден успешно, а характеристика от директора школы, где до этого обучался студент, вполне положительна, то тогда и только тогда вожделенные ворота Итона приветливо распахнутся и тринадцати-четырнадцатилетний интеллектуал облачится в студенческую мантию.
Из 250 ежегодных выпускников Итона все 250 поступают в университеты. Да в какие! В престижнейшие американские (Йелльский, Гарвардский), в знаменитейшие европейские (Сорбонна) и, конечно же, в большинстве своем – в прославленные отечественные: Оксфорд, Кембридж и Юниверсити оф Ландон (иначе – Лондонский университет).
Среди требований, предъявляемых частными школами к соискателям, я оставила на “дессерт” поминание о необходимости внести кругленькую сумму денег в школьную кассу. И вовсе не потому, что это вещь сама собой разумеющаяся, а потому, что для по-настоящему одаренных ребят частная школа может сделать исключение. Если у родителей юного дарования нет 15 тысяч фунтов стерлингов умноженных на пять (число лет обучения), их ребенку может быть предоставлена специальная стипендия. Так, на протяжении шести веков существования Итонского колледжа среди прочих 1280 оплачиваемых родителями студентов всегда находятся семьдесят “королевских стипендиатов”. К их именам прибавляется гордый титул – КS, означающий, что носителем оного является лучший из лучших и умнейший из умнейших. Почему существует практика подобных стипендий, понятно: в прославленных частных школах Британии готовят элиту страны. И потому мозги здесь уважают и ценят ничуть не меньше, чем титулы и родословную. Ведь именно интеллектуалы и таланты будут двигать вперед, обогащать и прославлять отечество.

Учебный план
Предметы, преподаваемые учащимся британских государственных школ в возрасте от 5 до 16 лет, в основе своей определяются общенациональной школьной программой. Эта программа подразделяется на 4 ключевых этапа. Первый этап (стадия 1) – для учащихся в возрасте 5-7 лет (1-2-е классы); второй этап (стадия 2) – для учащихся 7-11 лет (3-6-е классы); третий этап (стадия 3) – для учащихся в возрасте 11-14 лет (7-9-е классы); четвертый этап (стадия 4) – для учащихся 14-16 лет (10-11-е классы). На каждом из четырех этапов преподаются предметы, считающиеся основными: английский язык и литература (на Уэльсе – также уэльский язык), математика, предметы естествознания (они объединены в Британии в единый предмет, именуемый science и включающий в себя биологию, химию, физику), технология, физкультура и религия.
История, география, изобразительное искусство и музыка являются обязательными предметами, включенными в ранние стадии школьной программы. Иностранный язык появляется в школьном расписании на стадиях 3 и 4.
Существенным отличием школы британской от школы российской является наличие в ее программе помимо предметов, обязательных для изучения, также тех дисциплин, которые выбираются учениками согласно их интересам и наклонностям. Так, на стадии 4 (10-11-е классы) изучение истории, географии, изобразительного искусства и музыки становится “свободновыборным”. Это означает, что в рамках этих дисциплин учащийся может выбрать свою “специализацию”: например, он не будет изучать драматическое искусство, но станет изучать искусство танца, откажется изучать дизайн, но выберет технологические дисциплины. Точно так же можно выбрать по желанию, какой иностранный язык изучать. В программе школ могут присутствовать в качестве необязательных предметов классические языки, драма и танцы, но их преподавание или непреподавание зависит от возможностей каждой конкретной школы.
Общенациональная программа помимо перечня обязательных и необязательных дисциплин содержит также основные рекомендации для каждого из этих предметов и программу изучения их на каждой конкретной стадии. В общенациональной программе содержатся также рекомендации и методики преподавания дисциплин, а также определяются критерии успешного изучения этих предметов учениками.
С 2002 года в программах английских школ в качестве одного из основных предметов появится новая дисциплина – гражданство (citizenship). Этот предмет будут изучать на стадиях 3 и 4.
Все государственные школы обязаны обеспечить учащимся возможность изучать религию. Местные органы образования несут ответственность за разработку этих программ для подведомственных им школ. В программах религиозного образования должно присутствовать изучение христианства, но также и других основных религий, которые исповедуют проживающие на территории Соединенного Королевства граждане. Тем не менее изучение религии не является обязательным, и по желанию родителей их дети могут быть освобождены от посещения этих уроков.
В государственных общеобразовательных школах предусмотрено сексуальное образование для всех учащихся, в рамках которого изучаются помимо прочего заболевания, переносимые половым путем. Особое внимание уделяется при этом СПИДу. Родители вправе потребовать, чтобы их дети были освобождены от изучения предметов по сексуальному образованию – за исключением тех, которые носят обязательный характер. Обязанностью всех государственных школ является информирование родителей о том, что именно включено в программу сексуального обучения.

Школа и родители
Родители школьников имеют установленное законом право получать информацию об учебных заведениях, которые посещают их дети, а также выбирать школы согласно своему желанию. Если по каким-либо причинам предоставление места в желаемой школе невозможно, родители могут апеллировать в соответствующие инстанции, требуя официального рассмотрения их обращения.
Информация, которую должны получать родители, включает в себя следующее:
– общие сведения об успеваемости государственных школ по стране, публикуемые ежегодно, а также данные о посещаемости школ;
– родителям должны ежегодно предоставляться письменные отчеты об успеваемости их детей, детально указывающие на успехи или трудности в каждом изучаемом предмете. В этом же отчете должны содержаться данные о том, как учащийся посещал на протяжении года занятия и как оценивается педагогами его активность на уроках. Сообщаются сравнительные данные результатов экзаменов и успеваемости этого ученика с другими учащимися его класса, классов аналогичной ступени данной школы, а также основные показатели успеваемости и экзаменационных результатов аналогичной возрастной группы в целом по стране. В этом же отчете родителям предлагается в установленное время посетить школу и встретиться с преподавателями для более конкретного обсуждения всех вопросов, связанных с обучением их ребенка;
– родители учащегося имеют право получать из школы данные об успеваемости их ребенка в ответ на письменный запрос этих данных. Ответ из школы должен поступить в течении 15 учебных дней с момента получения запроса;
– так называемое домашне-школьное соглашение устанавливает обязательства школ, учащихся и родителей. Соглашение оговаривает уровень и стандарты поставленных школой задач в плане успеваемости учащихся, требования к посещаемости занятий, к дисциплине и поведению, домашним заданиям, а также обозначает регулярность обмена информацией между школой и родителями.

GCSE, или Аттестат об окончании средней школы
Аттестатом, свидетельствующим о получении обязательного образования, является в Англии и на Уэльсе так называемый GCSE – General Certificate of Secondary Education. Для получения этого аттестата, или, по-английски, сертификата, по достижении учащимися 16 лет и окончании 11-го класса общеобразовательной школы, необходимо сдать выпускные экзамены. Разработкой экзаменационных программ занимаются специальные квалификационные комитеты (Qualifications and Curriculum Authority), являющиеся независимыми правительственными агентствами. Утверждает эти программы министерство образования страны.
В отличие от России, в Британии принято проставлять оценки не цифрами, а буквами. В британской школе существует восьмибалльная система оценок. Успешным результатом считается получение таких оценок, как “А*”, “А”, “В” и “С”. Поэтому степень успеха той или иной школы в образовании измеряется числом учеников, получивших по результатам экзаменов GCSE пять или более отметок между “А*” и “С”. Всего же на GCSE сдается восемь экзаменов по восьми предметам.
В случае неуспешной сдачи экзаменов учащийся вправе через год пересдать их. Для тех, кто намеревается пересдать экзамены, школа предусматривает специальный годовой курс – он так и называется: курс подготовки для пересдачи экзаменов GCSE.

Обязательное образование завершено – что дальше?
Сдав экзамены на GCSE и получив сертификат о завершении обязательного обучения, покидать школу 16-летнему юноше или девушке необязательно. По желанию учащегося, успешно сдавшего экзамены на GCSE, он может продолжить обучение все в той же общеобразовательной государственной школе для того, чтобы, пройдя ее высшие ступени, сдать экзамены, открывающие ему университетское образование, или достичь определенной профессиональной подготовки (если в данной конкретной школе не предусмотрена подготовка к подобным экзаменам, можно перейти в другую школу или колледж, где продолженное образование также будет бесплатным). Получение сертификата о завершении обязательного образования (GCSE) права на поступление в высшее учебное заведение не обеспечивает. Для того чтобы получить это право, надо сдать экзамены иного уровня, так называемого уровня “А” (А-Levels) по нескольким предметам (как правило, по двум-трем). Изучение этих предметов и проходит в классах высшей ступени общеобразовательной школы или в колледже. Классы эти именуются 12-м и 13-м классами. В конце 12-го класса учащиеся сдают промежуточные экзамены А-Levels по изучаемым предметам. По окончании 13-го класса сдаются экзамены выпускные – они же вступительные. Дело в том, что в отличие от российской системы образования, подразумевающей двойные экзамены – выпускные в школе и вступительные в вузе, британская система содержит лишь единичные экзамены, сдающиеся по окончании высшей ступени общеобразовательной школы. Успешная сдача этих экзаменов означат, что учащийся будет зачислен в университет без сдачи вступительных экзаменов. Ибо таковых в британских вузах попросту не существует. Тем не менее у каждого британского университета свои специфические стандарты и требования к уровню знаний потенциального студента, а потому, для того чтобы поступить в тот или иной университет, требуется на выпускных школьных экзаменах набрать именно то количество баллов, которое является проходным минимумом для данного университета. В отдельных случаях университетом оговаривается и то, какие именно предметы должен изучать в высших “эшелонах” школы соискатель места, чтобы поступить на тот или иной факультет и изучать ту или иную специальность.
Таким образом, классы уровня “А”, или А-Levels, являются “высшим эшелоном школьного обучения” с подготовкой в университет.
Помимо уровня “А” можно осваивать в 12-м и 13-м классах иные уровни подготовки к поступлению в высшее учебное заведение. Так, с сентября 2000 года был введен курс AS – Advanced Subsidiary qualifications, представляющий по “стоимости” полученных на его экзаменах баллов 50% от “цены” экзаменационных оценок A-Levels, зато и изучающий предмет в течение не двух, а одного года. Этот курс был введен для того, чтобы поощрить студентов, обучающихся в классах уровня “А”, добавлять к изучаемым ими двум-трем предметам еще один-два предмета по уровню AS и таким образом расширять как свои познания, так и увеличивать число получаемых в результате экзаменов баллов.
Еще одним вариантом продолженного обучения являются классы уровня GNVQ – General National Vocational Qualifications и уровня NVQ – National Vocational Qualifications. На курсах уровня NVQ учащиеся получают трудовую специализацию. На курсах уровня GNVQ – подготовку к поступлению в вуз одновременно с трудовой специализацией. Однако наиболее высокой “стоимостью” обладают для университетов оценки, полученные на курсах уровня “А” (А-Levels).
Число британских учащихся, продолжающих свое образование после получения сертификата о завершении общеобразовательной школы, постоянно растет. Представление о том, какое количество молодых британцев получает образование, выходящее за рамки обязательного, дает таблица на стр. 19.

SEN – школы для детей-инвалидов и для отстающих в учебе
На январь 2000 года в Англии и на Уэльсе 1,71 млн. учащихся школ были квалифицированы как учащиеся с особыми образовательными требованиями (special educational needs – SEN). Так принято именовать в Англии тех детей, которые испытывают особые трудности в учебе в сравнении с большинством своих сверстников, в том числе из-за проблем со здоровьем, а также тех или иных отклонений в развитии. 60% учащихся этой категории проходят обучение в основных школах, однако к этим детям проявляется особое внимание, они вправе рассчитывать на дополнительную помощь со стороны преподавателей и на специальную методику обучения. Государственным школам предписывается необходимость разработки особой “политики” для детей группы SEN. Им также надлежит информировать об этой политике учащихся и их родителей.
40% SEN обучаются в спецшколах, предназначенных для подобного контингента.
Решение о необходимости определения ребенка в спецшколу вправе вынести местные органы образования. Однако если родители не согласны с подобным решением или с выбором для их ребенка данной конкретной школы, они вправе обратиться с обжалованием решения в SEN – трибунал, занимающийся рассмотрением подобных вопросов. Вердикт этого трибунала считается окончательным в решении спорных вопросов касательно того, где и как будет обучаться ребенок с особыми образовательными требованиями.
В 1998 году правительство обнародовало программу действий с целью улучшить условия образования и создать максимально выгодные условия для учебы в школах и вузах, а также для дальнейшей карьеры тех, кто проходит по категории SEN. Для претворения этой программы в жизнь было выделено 35 млн. фунтов стерлингов в 1999-2000 гг. и 20 млн. в 2000-2001 г. В дополнение к этому 1900 обычных общеобразовательных школ Англии получили в последние два года 30 млн. фунтов для того, чтобы создать улучшенные условия для учебы детей-инвалидов и детей с ослабленным зрением, слухом и нарушенной речью.

Компьютеризация
Компьютеризация государственных школ является для Британии не просто одной из насущнейших задач, но программой, которая действительно реализуется. Так, если в 1998 году только 17% начальных школ Англии были подключены к Интернету, то к 2000 году их число увеличилось в пять раз: сегодня выход в Интернет имеют уже 86% начальных школ. Что касается английских средних школ, то практически все они уже имеют выход в Интернет: число неохваченных средних школ измеряется всего двумя процентами.
Премьер-министр Британии Тони Блэр все последние годы лично и чрезвычайно заинтересованно занимался вопросом школьной компьютеризации. Разъезжая по школам страны, он в числе первых вопросов спрашивал о том, каково положение дел у данной школы с компьютерным оснащением, и просил директоров школ дать ему сведения о том, сколько учащихся имеют подключение к Интернету через домашние компьютеры и насколько обеспечены они возможностью пользоваться Интернетом в школе. Именно за последние четыре года правления нынешнего лейбористского кабинета компьютерные технологии стали повседневным инструментом учебного процесса в школах страны. Сегодня компьютеры имеются практически в каждом классе государственных школ. Однако учащиеся, как правило, работают в Интернете на компьютерах, установленных в школьных библиотеках. В силу достаточной оснащенности библиотек РС, такое понятие, как очередь на получение компьютерного времени, практически в школах отсутствует.
В 2000 году рекордное число учащихся сдавали в 11-м классе экзамен по предмету “информационные технологии”.

Кадры решают все
Как ни парадоксально это звучит, именно преподавательские кадры являются сегодня головной болью британской государственной школы. Вернее, не столько сами кадры, сколько их катастрофическая нехватка. Проблема преподавательского дефицита существует в Британии далеко не первый день, однако она не только не приближается к своему решению, но, напротив, углубляется. В момент, когда пишутся эти строки, новостная телепрограмма британского Би-би-си приносит, к примеру, следующее сообщение: “Нехватка учителей приняла столь острый характер, что Англия в этом смысле начинает выглядеть страной третьего мира. Генеральный секретарь Национальной ассоциации директоров школ Дэвид Харт заявил, что Англия является единственной страной “большой семерки”, которая вынуждена “рыскать по миру” в поисках учителей. По словам Дэвида Харта, выступившего на ежегодной конференции профсоюза в Харрогейте, “первейшей задачей правительства в рамках улучшения образования является улучшение условий труда и заработной платы для преподавателей и директоров школ”.
Главными факторами, провоцирующими сегодняшних британских учителей покидать школу, а молодежь, выбирающую профессию, не идти в учителя, являются слабая дисциплина учащихся в большинстве школ страны, укрепить которую при существующем положении дел в школах представляется маловероятным; слишком большое число учащихся в одном классе, затрудняющее процесс преподавания; неудовлетворенность заработной платой; наконец, завал бумажно-отчетной, бюрократической работой, являющейся следствием постоянных нововведений в школе и связанных с этими нововведениями проверок и инспекций.
Все эти проблемы испытывают, впрочем, лишь преподаватели школ государственных – в частных учебных заведениях не только нет дефицита преподавательского состава, но, напротив, существует конкурс на замещение каждой вакантной должности, ибо желающих занять ее, как правило, более чем достаточно. Причиной тому являются более высокие заработки, особый, благоприятный, контингент учащихся, отсутствие дисциплинарных проблем.
Однако и учителя-государственники, и преподаватели-частники изначально получают одну и ту же профессиональную квалификацию, обучаясь своей профессии в одних и тех же университетах и колледжах. Что требуется, чтобы стать учителем в Англии? Две вещи: соответствующий диплом и так называемый Статус квалифицированного учителя (QTS – Qualified Teacher Status). Диплом можно получить двумя способами. Первый – закончить начальный (undergraduate) курс университета, получив степень бакалавра образования. Подобный вариант предполагает автоматическое получение QTS статуса. Второй способ – закончить не преподавательский, а какой-либо иной факультет университета, получив степень бакалавра по одной из тех дисциплин, которые преподаются в школе: например, степень бакалавра естественных наук или бакалавра искусств, а затем специализироваться на преподавателя на годовом аспирантском (postgraduate) курсе. После окончания этого курса выпускник получает Сертификат о специализации в преподавательской деятельности и QTS статус.
И первый, и второй варианты обучения сопровождаются практикой в школах, в ходе которой студенты получают первый опыт преподавательской работы.

Карьер-эдвайзер.
Что за должность?
Есть в британских школах должностное лицо, на прием к которому учащиеся старших выпускных классов приходят так часто, что порой у его кабинета выстраивается очередь. Кто это? Уж не школьный ли доктор? Отнюдь нет. Это – советник по выбору будущей профессии, по трудоустройству после школы, консультант по всем вопросам, касающимся дальнейшей учебы, подачи заявлений в вуз или колледж. Это и есть школьный careers advicer.
С его помощью учащиеся получают сведения о том, каков порядок подачи заявлений в вузы, какие предметы желательно выбрать для изучения по уровню “А”, чтобы поступить на тот или иной факультет университета, узнают о своих правах на получение финансовой ссуды для продолжения учебы или о процедуре трудоустройства. Сотни вопросов беспокоят в период определения “кем быть” 16-18-летних студентов. И первый их наставник на этом пути – школьный карьер-эдвайзер. Наличие этой штатной единицы в школе обеспечено законоположением о том, что все учащиеся британских школ должны иметь возможность получать информацию, советы и наставления относительно их будущей карьеры – то есть дальнейшей учебы и профессионального выбора. В соответствии с недавними решениями, все школы должны включить в учебный план для учащихся 9-11-х классов программу по профориентации.

К нам едет… инспектор
Любая английская школа на каждом этапе своей учебной деятельности имеет свой вполне конкретный рейтинг: очень слабая, слабая, удовлетворительная, хорошая, одна из лучших. Намереваясь определить своего ребенка в школу или перевести из одной в другую, родители хотят знать, какую из этих позиций занимает то или иное учебное заведение в образовательной табели о рангах. Получить эту информацию легко: достаточно, к примеру, заглянуть в соответствующие списки школ, время от времени публикуемые целыми полосами в ведущих национальных газетах страны – и сразу поймешь, кто есть кто. Каждая школа имеет в этих списках свой “балл” успеваемости. Дальнейшее – дело удачи и “техники”: если в школе есть место, ребенка зачислят даже в том случае, если он имеет к данному административному округу не самое прямое отношение. Нет места – придется подаваться в другую школу.
Кто же, однако, определяет качество школ и формирует эти “табели о рангах”? Как правило, школьные инспектора. Все английские школы регулярно проверяются инспекционными комиссиями. Отчеты этих проверок являются предметом широкой гласности.
Кто проводит инспекции школ? Комитет по образовательным стандартам (OFSTED) в Англии и Комитет главного инспектора Ее Величества (Estyn) на Уэльсе. Согласно существующему положению, школы должны проверяться инспекционными комиссиями раз в шесть лет. Однако если школа попадает в разряд отстающих, ее будут инспектировать чаще, дабы проверить, как выполняются обязательные к исполнению рекомендации инспекторов. Проверки инспекторов OFSTED носят, по мнению целого ряда школьных преподавателей, излишне суровый характер. Нередки случаи, когда учителя жалуются на субъективность этих на деле независимых инспекций, на создаваемую ими атмосферу нервозности в педагогическом коллективе школы. Однако нет сомнения и в том, что именно эти инспекции помогают выявить слабые места в школах, неудовлетворительное руководство учебными заведениями и прочие огрехи.
Однако редкие визиты инспекторов OFSTED не означают, что в остальное время педколлектив и школьное руководство блаженствуют. Существует и еще один надзорный орган за деятельностью школ – местные органы образования, постоянно и неукоснительно контролирующие, как соблюдаются той или иной школой установленные правительством образовательные стандарты, как выполняются учебные планы, каков уровень успеваемости. В задачу местных органов образования входит также широкое распространение опыта лучших школ. Если же школа хронически числится в слабых и отстающих, не справляется с предложенными ей инспекторами рекомендациями, в ней, как правило, заменяется руководство. В отдельных случаях деятельность подобной школы может быть прекращена.
На ряде английских школ помимо таблички с названием этих школ можно сегодня увидеть и еще одну табличку. На ней значится – Beacon School, что в переводе на русский означает школа-маяк или школа-передовик. В бикон-школу родители могут смело отдавать своего ребенка, не сомневаясь в сделанном выборе, так как “бикон” является символом высокого уровня образовательного стандарта данного учебного заведения. Инициатива выделения школ-передовиков имеет своей целью поднять планку для остальных школ путем распространения передового опыта. Поэтому бикон-школам предписывается работать в тесном сотрудничестве с остальными государственными школами, передавая им свой опыт, свои методики и наработки. К сентябрю 2000 года в Англии насчитывалось 550 бикон-школ. Ожидается, что в течение 2001 года число школ-маяков достигнет тысячи.
Не обойдены инспекционными проверками и учебные заведения Шотландии. Контролирующим органом является здесь Школьная инспекция Ее Величества – подразделение, работающее в рамках Шотландского департамента по образованию. Королевские инспектора вправе проверять как государственные школы, так и частные. Отчеты инспекций публикуются и доступны широкой общественности.
Инспекционные проверки осуществляются также и в школах Северной Ирландии. Результаты проверок передаются в Департамент по образованию.

Университеты
По части высшего образования Британии принадлежит замечательный мировой рекорд: в этой стране на душу населения приходится самое большое число университетов. Сколько же именно вузов насчитывается в этой университетской стране? Восемьдесят семь. Плюс к этому 64 вуза неуниверситетского профиля – такие, как колледжи, обучающие по системе высшего образования, например знаменитый на весь мир Лондонский колледж моды, в котором учились многие ведущие дизайнеры планеты, или колледж искусства и дизайна, или сельскохозяйственный колледж. Все они и им подобные также обеспечивают своим выпускникам дипломы о высшем образовании и соответствующие степени (degree).
Понятие “колледж” зачастую вносит некоторую путаницу в понимание британской образовательной системы, потому как колледжем принято именовать и общеобразовательные школы (типа Итона), не являющиеся вузами, и вузы как таковые. При этом колледж-вуз может существовать самостоятельно, а может выступать составной частью университета.
Так, из нескольких колледжей и школ состоит один из престижнейших университетов Британии – Лондонский университет. Многие слышали о прославленной Лондонской школе экономики и политических наук или об Империал-колледже, но не многие знают, что и первая и второй являются составными частями Лондонского университета, служащего для них базовым и административным центром. Студент, успешно обучающийся в одном из колледжей или школ LU (University of London), может выбрать “плавающий” метод обучения, то есть часть курса изучать в одном колледже, а часть – в другом. Стал своего рода анекдотом рассказ о том, как, приехав в Кембридж, иностранный турист велел местному таксисту отвезти его в университет и услышал в ответ, что в Кембридже университета не имеется! И в самом деле, ни в Кембридже, ни в Оксфорде нет единого “географического” понятия – университет в смысле нашего университетского городка или отдельно стоящего здания. К примеру, Кембриджский университет состоит из 23 автономных колледжей. И потому выпускник обычно говорит, что он окончил не Кембриджский университет, а, скажем, Кингз или Тринити (имеются в виду колледжи с подобным названием). Впрочем, в подобной манере именовать свое учебное заведение звучит еще и определенный снобизм тех, кому посчастливилось учиться в одном из лучших и древнейших университетов мира. Университеты Кембриджа и Оксфорда существуют с ХIII века, являясь цитаделью традиций классического образования. Студенты и профессора по сей день горделиво носят древние (в смысле стиля) мантии, потрясающие воображение глазеющих на них иностранных туристов. В Британии существует твердое убеждение: хороший университет – старый университет. Поэтому дипломы “новичков” – тех вузов, что получили университетский статус недавно, – оцениваются как менее престижные и менее солидные.
Старых и даже древних университетов в Британии немало: например, шотландский университет святого Эндрю, в котором с осени начнет учиться наследный принц Уильям, – этот университет был заложен в ХV столетии. Университеты шотландских городов Глазго и Абердина также являются его ровесниками, а столичному университету Шотландии – университету Эдинбурга – на одно столетие меньше. Именно поэтому дипломы данных университетов всегда были и по сей день остаются в цене. В основном же университеты Британии основывались в ХIХ – начале ХХ века. Значительное число новых университетов появилось в 60-х годах теперь уже прошлого столетия. И совсем уже новичками стали университеты последней волны, появившиеся на карте высшего образования Британии в 1992 году, когда решено было присвоить статус университетов бывшим политехническим институтам. В университетском рейтинге, ежегодно проводящемся в Британии, бывшие политехи выделяются в особую категорию “новых университетов” и соревнуются за звание лучших именно в этой “возрастной” группе. Среди этих последних немало очень перспективных вузов, успевших буквально за несколько лет показать свои высочайшие (часто не менее, а даже более высокие, чем у старых университетов) потенции.
Есть у университетской системы образования в Британии и еще одна специфика: обучение в университете делится на курсы первой ступени (undergraduate) и курсы следующей ступени (postgraduate). Курс первой ступени длится, как правило, три года (в отдельных случаях четыре, а на медицинских факультетах – пять или шесть), после чего выпускник получает степень бакалавра по изучавшемуся им предмету, например: бакалавр искусств, бакалавр юриспруденции, бакалавр естественных наук и т.д.
Примерно треть тех, кто прошел первую университетскую ступень, получив степень бакалавра, продолжают обучение на курсах высшей ступени: postgraduate. Продолжительность курса составляет, как правило, два-три года. По окончании присваивается степень магистра или доктора. Эта степень означает более высокую квалификацию в избранной профессии и соответственно открывает более широкие возможности для карьеры.

Финансовый вопрос
Формально здешние университеты содержатся госказной (частными являются в основном разного рода бизнес-школы типа Европейской школы бизнеса или Риджент бизнес скул). Фактически же многие из них активно пользуются финансовой поддержкой частных фирм, банков и корпораций, выступающих добровольными спонсорами. Те вузы, в которых частный бизнес проявляет особую заинтересованность, чувствуют себя в материальном плане значительно здоровее, чем те, к кому взоры спонсоров не слишком обращены. Так, получая хорошую подпитку от частного капитала, Лондонская школа экономики смогла позволить себе, к примеру, сооружение библиотеки, которую по праву именуют библиотекой ХХI века: ее оснащению и оборудованию мог бы позавидовать любой университет мира. Зато в ряде университетов Британии недостает даже элементарного оснащения. В целом же и в общем прославленные университеты Британии, еще пару десятков лет назад державшие пальму первенства среди высших школ мира, сегодня начинают заметно сдавать свои передовые позиции: целый ряд европейских стран сегодня дадут фору Великобритании по части финансирования научных исследований и обеспечения своих высших школ передовым оборудованием. Места передовиков сегодня занимают университеты США и Германии. Именно туда все чаще устремляется и британская профессура. Альбион начинает бить тревогу по поводу утечки мозгов. Мозги британских академиков между тем утекают в поисках более привлекательных заработков, а также более перспективных условий труда – скажем, в университетские лаборатории США, оборудованные с таким размахом, о котором старинным британским университетам сегодня приходится лишь мечтать.
Недавно Ассоциация университетских преподавателей потребовала от правительства увеличения зарплат академикам на 30%. По мнению вице-президента Королевского общества Джона Эндерби, удержать на плаву отечественную научную элиту можно только одним: более мощным финансированием английских университетов.

Диплом – дорогое удовольствие
Материальные трудности испытывают, впрочем, не одни лишь академики, но прежде всего британские студенты. Учеба в университете всегда требовала от здешнего студента вложения средств: надо самому платить за жилье (университет может, как правило, предоставить платные общежития, или же можно самому снимать комнату в частном секторе), за учебные пособия, обеспечивать себя пропитанием и так далее и тому подобное. Однако за учебу как таковую до недавнего времени британскому гражданину, к счастью, платить не приходилось (с иностранных студентов плата традиционно взималась и взимается, при этом каждый университет имеет свои расценки). Однако начиная с 1998-1999 учебного года в британских вузах была введена ежегодная плата за обучение, составляющая примерно одну тысячу фунтов стерлингов. Для студенческого бюджета нововведение оказалось настоящим ударом: в последующие два года число заявлений в британские вузы резко сократилось. По британским университетам прокатилась волна студенческих забастовок, требующих отмены платы за обучение. Шотландия постановлением своего парламента вскоре отменила плату за университеты, сделав тем самым свои учебные заведения самыми привлекательными: сегодня они лидируют по количеству поступающих в них заявлений от абитуриентов из всех уголков Великобритании. По мнению Союза студентов Британии, государственное финансирование университетского образования явно недостаточно. Сегодня каждый пятый студент бросает учебу на первых же курсах из-за нехватки средств.
Обязательна ли плата за обучение для всех и нет ли в этом правиле исключений? Исключения все же имеются: от уплаты освобождаются те студенты, доход в чьих семьях находится ниже определенного минимума. Местные органы образования могут выделить финансово нуждающимся студентам или студентам-инвалидам денежное воспомоществование, именуемое грантом. Размер гранта определяется на индивидуальной основе. За отличную учебу студент может быть премирован стипендией. Наконец, третьим вариантом финансовой поддержки может служить специальная студенческая ссуда, размер и условия выдачи которой определяются Компанией студенческих займов (Student Loans Company). Возвращение займа будет производиться уже после завершения учебы из зарплаты молодого специалиста. При этом, согласно условиям студенческих займов, определенных правительством, выплачивать ссуду выпускник вуза начнет лишь после того, как его годовой заработок превысит цифру в 10 тысяч фунтов стерлингов. Если же по каким-то причинам зарплата опустится ниже этой отметки, выплата ссуды будет приостановлена. По мнению студентов, выплата студенческой ссуды является очень тяжелым бременем для молодых специалистов, и потому требование отменить плату за университетское обучение остается главным лозунгом дня британского студенчества.

Как зачисляют в вуз?
Приемных экзаменов в британских вузах не существует. За год до намеченного поступления, заканчивая последний класс школы, учащийся подает заявление в высшее учебное заведение. Причем не в одно, а сразу в шесть. Разумеется, по одной и той же выбранной специальности. Рассмотрев все характеристики кандидата, присланные как им лично, так и его школой, изучив результаты промежуточных школьных экзаменов, университеты принимают решение о том, будут ли они приглашать данного соискателя на учебу или нет. В случае отрицательного решения соискатель места получает уведомление об отказе. В случае положительного решения – так называемый оффер (предложение места). Оффер может быть как условным, так и безусловным. Безусловный означает, что вне зависимости от результатов выпускных экзаменов в школе кандидату уже обеспечено место в данном университете. Условное предложение подразумевает, что кандидат будет принят, если наберет на школьных экзаменах требуемое количество баллов.
Как же, однако, и зачем поступать сразу в шесть университетов? Разумеется, обучаться сразу в шести никоим образом невозможно. Система шести заявлений лишь предоставляет возможность более широкого отбора – как для будущих студентов, так и для университетов. Каждый университет найдет студента, соответствующего его требованиям, и каждый студент получит университет, которого он заслуживает. Однако сколько бы офферов ни получил кандидат (случается, что он не получает ни одного), незадолго до финальных экзаменов в школе он должен будет принять окончательное решение: назвать один из пригласивших его университетов своим “твердым выбором” и еще один – “запасным вариантом”, а все остальные предложения (если они, конечно же, были) – отклонить. В случае если кандидат наберет количество баллов, соответствующее требованиям университета его “твердого выбора”, то в него он и будет зачислен автоматически. Если баллов окажется достаточно лишь только для “запасного аэродрома” – значит в нем ему и предстоит учиться. В случае недобора баллов ни в один из университетов кандидат может пройти через специальную систему поиска мест в тех университетах, которые недобрали нужного числа студентов, и заполнить имеющуюся у них вакансию. Точно таким же образом будет искать себе место и тот соискатель, который приглашений не получил вообще. Если же и в этом поиске кандидат окажется за бортом, он имеет право пересдать школьные экзамены и попытаться поступить в университет на следующий год.
У зачисленного в вуз студента есть право взять так называемый год отпуска: это значит зарезервировать выделенное ему место и приступить к учебе год спустя. Этим правом пользуются сегодня многие студенты, стараясь за свой отпускной год подзаработать денег на предстоящую учебу.

Обучение длиною в жизнь
В 1998 году британское министерство образования разработало и утвердило стратегическую программу, именуемую lifelong learning, то есть обучения на протяжении всей жизни. Эта программа предусматривала разработку таких форм обучения, которые бы позволили сесть за парту людям любого возраста и любого образовательного уровня с тем, чтобы укрепить свои знания, освоить новые профессиональные навыки или получить элементарную грамотность, если в силу определенных обстоятельств не удалось сделать это в школьном возрасте (речь в данном случае идет, как правило, об иммигрантах из стран третьего мира).
Обучение для взрослых проводится в Британии в основном в так называемых центрах обучения и в специальных колледжах, находящихся в ведении местных образовательных органов. В деятельности подобных центров обучения, как правило, принимают активное участие различные добровольные и общественные организации, такие, как Ассоциация обучения трудящихся. Специальные курсы для взрослых могут присутствовать также и в ряде университетов. К организациям, отвечающим за развитие стратегии образования для взрослых, относятся Национальный институт продолженного образования для взрослых и Агентство базового обучения.
Курсы обучения для взрослых часто предлагают следующие программы: иностранные языки; физическая подготовка и спорт; различного рода рукоделия и прикладное мастерство; наконец, компьютерные технологии.
Примерно 1,1 млн. взрослых обучаются сегодня в Англии и на Уэльсе на различного рода курсах, в образовательных центрах и колледжах.

Страна образовательных контрастов
Так какую же отметку можно выставить за успеваемость британской школе? В ответе на этот вопрос нет единства мнений, зато присутствуют точки зрения абсолютно полярные и взаимоисключающие. Так, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЕСD) в своем очередном ежегодном обзоре образовательной политики 29 государств-членов вынесла британской школе сокрушительный приговор, признав ее по ряду показателей худшей в Европе. Немецкий журнал “Штерн” в мае этого года опубликовал наделавшую в Британии немалого шуму статью, рисующую Соединенное Королевство самыми что ни на есть мрачными красками. В частности, среди основных показателей провала Британии было названо ее “слабое образование”. “Один из пяти взрослых в стране Уильяма Шекспира и Гарри Поттера фактически неграмотный”, – написал “Штерн”.
Однако именно в эту самую страну “неграмотных” ежегодно десятками тысяч устремляются молодые люди из самых что ни на есть высокоразвитых стран, для того чтобы именно здесь получать свои знания и именно отсюда увозить домой по-прежнему остающиеся в высочайшей цене британские дипломы. В сентябре нынешнего года пожалует на учебу в английский Оксфорд дочь экс-президента США Челси Клинтон. Голливудские “звезды”, такие, как Сильвестр Сталлоне, Том Круз, Мадонна, Майкл Джексон, намереваются учить своих детей только и исключительно в школах Британии. Монаршие семейства разных стран с последовательным упорством отправляют своих отпрысков на учебу в Итон…
Парадокса во всем этом, впрочем, нет. Ибо Британию можно смело назвать страной образовательных контрастов: здесь присутствуют как одни из лучших в мире университетов, колледжей и школ, так и одни из худших. Лучшие, как правило, расположены на частнособственническом “берегу”, отстающие – на “берегу” госбюджетном. Хотя исключения из этого правила имеются и там и там. Но именно чересполосица и контрасты в уровне и качестве предлагаемого учебными заведениями страны образования давно уже не устраивают ни самих британцев, ни британское правительство. А потому в Соединенном Королевстве полным ходом идут образовательные реформы. Ни одна сфера социальной жизни в последние годы не переживала в этой стране такого буйного реформаторства, как сфера образования. “Мы сделаем образование приоритетом номер один нашей политики”, – пообещали британские лейбористы на выборах 1997 года. И, положив консервативное правительство на лопатки, взялись за претворение своих обещаний в жизнь. За прошедшие четыре года сделать удалось лейбористам немало: например, провести массовую компьютеризацию школ, сократить численность классов в начальных школах, достичь значительного прогресса в успеваемости по чтению и арифметике – тем предметам, где “хромота” британских учащихся ощущалась особенно постыдно. Однако к моменту следующих, только что состоявшихся всеобщих парламентских выборов кабинету Тони Блэра пришлось признаться в том, что образовательные реформы завершить не удалось: четырех лет на это, увы, не хватило. Более того, обозначились новые прорехи на порядком поистрепавшейся карте британского образования: в стране разразился “кризис” учителей. Из-за дефицита преподавательских кадров ряд школ вынуждены были перейти на четырехдневную учебную неделю, учеников все чаще стали отсылать с уроков домой. Не улучшилось и положение с дисциплиной в школах королевства. Усугубились проблемы школьной бюрократии, явившиеся следствием или скорее оборотной стороной медали многочисленных реформ: школы оказались погребенными под лавиной различных проектов, постановлений и новых циркуляров, на изучение которых у учителей не стало хватать ни сил, ни времени. Не отличились особыми успехами и выполнения намеченных обязательств по такому пункту, как “вовлечение частного сектора в государственный образовательный процесс”: частный сектор вовлекся почему-то вяло.
Однако надо отдать должное упорству и последовательности лейбористского правительства: начав агитацию избирателя за выборы на второй срок, Блэр и его команда вновь выставили лозунг борьбы за улучшение системы образования лозунгом номер один. “Учиться, учиться, учиться!” – вновь повторил премьер-министр свою знаменитую, точь-в-точь ленинскую фразу. “Школы и больницы – прежде всего!” – таким стал главный предвыборный плакат лейбористов в ходе избирательной кампании-2001. Впрочем, в своем обращении к образовательной сфере лейбористы были отнюдь не одиноки. Упор на необходимость школьных реформ – если не сказать больше, школьной революции – сделали все ведущие партии страны.

Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте