У почитателей искусства есть две оценки увиденного и услышанного: «нравится» и «не нравится». Далеко не всё (или не все) и мне по душе, даже в классике. Знаете, что творили, например, фанатики знаменитых теноров Лемешева и Козловского, так называемые лемешистки и козловитянки, которые считали их не только соперниками, но и устраивали настоящие войны вокруг них? Конкуренция на сцене, наши разные предпочтения и вкусы в искусстве – явление привычное и нормальное. Для меня каждый композитор или исполнитель ценен и интересен, даже если я не принадлежу к числу их поклонников.
Вагнер был противником Верди. Последний мой любимый оперный композитор, но можно ли представить современный музыкальный театр без Вагнера? Вопрос риторический…
Наш русский музыкальный театр… Наш Большой театр! Впервые я узнал о нем на школьных уроках музыки. Учитель Елена Владимировна рассказывала нам о трагедии царя Бориса в опере М.П.Мусоргского и предложила послушать запись солистов и хора Большого театра. Я не знал ни фамилий, ни имен, но та сцена, где раздавалось истошное: «А-а-а! А-а-а! А-а-а! Обидели юродивого! Мальчишки отняли копеечку!», от которой было жутко (несмотря на это, хотелось слушать арию до конца), настолько поразила, что осталась в памяти на долгие годы. Спустя некоторое время я узнал имя исполнителя.
Иван Семенович Козловский – самое настоящее явление в русской и советской культуре. Он родился в 1900‑м, ушел из жизни ровно тридцать лет назад, в 1993 году. Да, именно его поклонниц называли козловитянками! Он действительно был любимцем публики, особенно ее женской части. Как и великий Сергей Яковлевич Лемешев, у которого была своя огромная аудитория почитателей. Но речь сейчас не об этом.
Диапазон голоса Козловского был феноменальным, а верхний регистр просто бескрайним. Фа второй октавы! Тенору достаточно иметь крепкое до. У многих теноров с мировым именем оно получалось через раз. А тут фа! Чтобы оценить его верхний регистр, достаточно послушать песенку Герцога из «Риголетто» Верди (первый трек). А уж каватина Альмавивы из «Севильского цирюльника» Россини (второй трек) не оставит равнодушным даже тех, кто не является поклонником оперы. Козловский своими каденциями (вставные ноты или целые фрагменты) расширил диапазон арии до трех октав. Итальянцы просто отдыхают! Имея виртуозную технику, Иван Семенович был очень глубоким и тонким музыкантом и интерпретатором самых разных музыкальных жанров, в том числе известен и как собиратель музыкального фольклора. Благодаря Козловскому получил звучание в привычном для нас виде романс «Я встретил вас» (и не только он) на стихи Федора Ивановича Тютчева. Будучи глубоко верующим человеком, он сделал все для того, чтобы спеть в Москве концерт духовной музыки вместе с хором ребят из Полтавы. Причем все расходы Иван Семенович взял на себя.
Пел Козловский до глубокой старости, а прожил он 93 года. Кто-то так сказал о нем: «Бескрайнее поле, золотая рожь и голос Козловского, качающий спелые колосья». Перед спектаклями Иван Семенович не разговаривал два дня и всегда (даже летом) ходил, укутавшись в шарф. Это не странность, друзья, это ответственность перед зрителем, коллегами, искусством!
Всем ли нравится его тенор-альтино? Не думаю. Смущает ли орфоэпия? Возможно. Вот только невозможно представить себе золотой век Большого театра без Козловского, да и все искусство, пожалуй, тоже. Как его сохранить? Ответ прост: знать и помнить тех, кто строил здание искусства! Был ли музыкальным архитектором Иван Семенович Козловский? Думаю, более чем!
Юрий КЛЮЕВ, директор лицея №1 имени А.С.Пушкина г. Брянска, кандидат биологических наук, призер конкурса «Учитель года России»-2018
Комментарии