Единый государственный экзамен (ЕГЭ), называемый журналистами то “ежиком в тумане”, то “призраком”, похоже, начинает приобретать вполне реальные очертания. Работа по его организации идет полным ходом, “пилотные” регионы ждут не дождутся начала лета. Но это для “посвященных”. Для остальных – неподдельный интерес к данному мероприя. тию подогревается тем, что до сей поры во мгле кромешной пребывали сроки, форма и процедура проведения экзамена. Однако не пристало образовательной общественности “гадать на кофейной гуще”, ведь речь идет о ключевом событии в школьной жизни. За разъяснениями по поводу проведения ЕГЭ и итоговой аттестации в рамках единого государственного экзамена я обратилась к зам. начальника Управления лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования РФ Валентину Николаевичу Шаулину.
Единый государственный экзамен будет проходить в два этапа. Первый охватывает сроки обычной итоговой аттестации выпускников – с 1 по 20 июня. Второй приурочен к вступительным испытаниям в вуз, для выпускников прошлых лет. Он пройдет в июле.
– Как выглядит ЕГЭ для школьника?
– Это письменные работы по каждому предмету. Так называемые КИМы. Они тоже состоят из двух частей. Из “аттестационной” и “вузовской”, если так можно выразиться. То есть первая часть содержит вопросы не столь сложные, чем вторая. Их количество колеблется от 25 до 70. Некоторые из вопросов “закрытой” формы: с предложенными несколькими вариантами ответа. Не менее 10 % вопросов – “открытые”, когда школьник сам должен сформулировать ответ и может даже написать рецензию, если это литература.
В отличие от той практики, что существует сейчас, состав государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) будет формироваться не из учителей школы, а из представителей органов управления образованием, вузов, общественности. Конечно, на каждую школу таких комиссий “не напасешься”, поэтому выпускники будут объединяться на приемных пунктах ЕГЭ. Ими могут служить школы, если это сельская местность, или большие аудитории при вузах. Ученики придут, разместятся, им выдадут КИМы. Продолжительность экзамена не более трех часов.
– Кто будет находиться с ребятами это время?
– Представители ГЭКа. После экзамена материалы собираются, сканируются и посылаются в места обработки, где их закладывают в компьютер. Исключение составляют ответы на “открытые” вопросы: их обсуждает объединенная комиссия, которая ориентируется на определенные стандарты. Она тоже заполняет бланк ответов и посылает его в компьютер.
– Какие предметы считаются обязательными для ЕГЭ?
– В разных регионах – разные. Например, в Марий Эл для всех выпускников обязательна лишь математика, ее сдают в форме ЕГЭ. Но в основном положение остается таким, каким было: два обязательных экзамена и не менее трех по выбору ученика. Для поступающих в вуз это математика и русский язык, для оканчивающих школу – математика и литература.
– Когда речь идет о содержании КИМов, какие учебные программы имеются в виду?
– Существует обязательный минимум содержания по каждому предмету, определенный Минобразованием. На основе его составляются учебные программы. КИМы не должны выходить за тот объем материала, что преподается в школе. По КИМам мы проводили конкурс. В общей сложности со всей страны пришло 67 комплектов от разных авторских коллективов. По итогам этого конкурса отобрали материалы, возможные для использования в ЕГЭ. Экспертами были представители регионов, вузов, Минобразования. Это была высококвалифицированная комиссия.
– Вы предполагаете критические замечания по поводу содержания КИМов?
– Разумеется, у нас предусмотрена конфликтная комиссия во всех регионах, куда выпускник, получив результат по собственной работе, может обратиться.
– Престижные вузы подали заявки на участие в эксперименте?
– Вы имеете в виду вузы не только региональные? Да, Петербургский государственный педагогический университет им. Герцена готов в этом году принимать студентов по результатам ЕГЭ.
– Каким образом баллы будут переводиться в отметки?
– Это сложная процедура, но если попробовать объяснить популярно, то она выглядит так: результат в баллах, который ученики получают по стобалльной шкале, переводится в школьные отметки – 3, 4, 5. В процентах, в зависимости от веса выполненных заданий. Допустим, выполнено 30 % – это тройка, 60 % – четверка, 75 % – пятерка. На основании этого выставляется оценка в школьный аттестат. После того как будут собраны все данные по выпускникам, баллы пересчитываются еще раз. Для чего? Сложность вопроса и объем ответа играют здесь немаловажную роль. Чем глубже затронута проблема, тем “тяжелее” балл.
– Это отразится на поступлении в вуз?
– Конечно. Представьте, у вас и у меня – пятерки, но у меня набрано в совокупности 84 балла, а у вас – 75. Предпочтение отдадут, разумеется, мне.
– Могут ли участвовать в эксперименте специальные (коррекционные) образовательные учреждения?
– Могут, если у них есть выпускники, желающие продолжить обучение в вузе.
– Кроме “пилотных” регионов, присоединяться к эксперименту еще кому-либо уже поздно?
– Нет, недавно подал заявку Ростов-на-Дону. Там хотят провести эксперимент локально: несколько районов в самом городе и один в области. Также желают участвовать Ульяновск, Самара, Саратов.
– Подведение итогов предполагается осенью?
– Да. Скорее всего в октябре мы соберем большое совещание представителей регионов, что участвовали в эксперименте, проанализируем ситуацию, обсудим результаты, сделаем выводы и внесем предложения на следующий год.
– Можно узнать ваш личный прогноз?
– Я надеюсь на успех. Во всяком случае мы делаем все для того, чтобы эксперимент прошел хорошо.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Комментарии