Вот уже несколько минут сижу перед компьютером, бесцельно уставившись на монитор, и не могу написать первое предложение будущей заметки в мою любимую «Учительскую газету». Из задумчивости выводит, извлекает меня голос ученицы.
– Марина Валентиновна, вы о чем думаете сейчас?
– Да вот никак не разберусь с каким-то странным словосочетанием – «современная культура речи», – объясняю я ей и другим пятиклашкам.
– И почему же оно странное? Давайте я его быстренько на доске разберу!
Не дожидаясь моего ответа, девочка берет маркер, и на доске появляется запись, которая объясняет всем нам, что главное слово здесь КУЛЬТУРА, от него уже зависит слово РЕЧИ, потому что можно задать вопрос: культура КАКАЯ? ЧЕГО? От всего словосочетания КУЛЬТУРА РЕЧИ зависит слово СОВРЕМЕННАЯ, потому что к нему именно от целого словосочетания мы задаем вопрос.
Я улыбаюсь. Все правильно. Можно поставить всем пятерки и начать урок, тема которого по какому-то случайному совпадению «Подчинительные и сочинительные словосочетания» (второй в теме «Словосочетание и предложение»).
Начатый разговор не может быть прерван просто так, а в план урока он, честно говоря, не входил. И мы продолжили…
Прежде всего попытались выяснить, что же такое КУЛЬТУРА РЕЧИ, составили ассоциативный ряд с этим словосочетанием. Такой вид работы интересен моим ребятам, привычен, и они ласково называют его «ежик».
Вот что у нас получилось:
А потом мы обсудили каждое слово: какой в него вложен смысл, какие чувства, что видится и слышится моим детям за ими же записанными словами. С удовольствием замечаем, что все слова-ассоциации только положительные. И делаем вывод, что если бы мы все их заменили на слова-антонимы, то получили бы отрицательные слова-ассоциации, и тогда словосочетание звучало бы так: НЕКУЛЬТУРА РЕЧИ. А такого быть не может. Так решили дети.
С радостью для себя отмечаю, что нашим сегодняшним компьютерным детям хочется слышать доброе и красивое слово. Но вот ведь парадокс – вне урока, вне общения с учителем, книгой те же самые дети почему-то позволяют себе употребить и обидные, и бранные, и оскорбительные слова. Речь становится маловыразительной, примитивной, какой-то куцей, с преобладанием наречий, междометий, сленга. Конечно, не все дети, не большинство детей, как часто в запале споров говорим мы. На мой взгляд, их в общей массе не так уж катастрофически много. Но не тревожиться о них, не болеть душой нельзя.
Один вопрос не дает мне покоя. Где, в каком классе-возрасте жажда говорить красиво, правильно, понятно, чисто, образно уступает место жажде говорить «как все»: примитивно, вяло, грубо, употребляя не только бранные, но и нецензурные слова? Есть ли в этом моя вина?
Марина СИМОНЕНКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №1, Сухиничи, Калужская область
Комментарии