В основу урока «Езда в остров любви» положена мысль литературоведа А. Саакянц о том, что главной темой поэзии Марины Цветаевой была любовь, многократно и всякий раз неповторимо пережитая поэтом. По наблюдению исследователя, в лирике Цветаевой представлена совершенно уникальная философия любовных отношений.
Выберите из стихотворения слова, характеризующие Марину. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Откуда такая нежность?».
Открыть ученикам мир чувств и образов, волновавших эту прекрасную и трагическую русскую душу, позволит урок, синтезирующий в себе подробный анализ отдельного стихотворения с предварительно подготовленным выразительным чтением ряда поэтических текстов, рассказом об их творческой истории, а также знакомство с живописными и музыкальными произведениями, внутренне взаимодействующими с поэзией Марины Цветаевой. Такой многоплановый подход мне подсказали главы учебника С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Русская литература XX века.11 класс», выпущенного издательством «Русское слово».
Трактовка особенностей лирической поэзии Серебряного века, представленная в этом учебнике, показалась мне наиболее исчерпывающей и верной: «Связь интимной лирики с социальной сферой, историей всегда носила крайне сложный характер. Каждый поэт имеет особую биографию – биографию переживаний, тревог, радостей. Исторический факт (событие и т.п.), для того чтобы стать фактом биографическим, должен в той или иной форме быть пережит данной личностью. Переживание и есть та новая форма, в которую переходят отношения между историей и личностью: становясь предметом переживания, исторический факт получает биографический смысл».
Опираясь на концепцию, предложенную авторами учебника, я разработала урок по лирике М. Цветаевой «Езда в остров любви», который является своеобразной сердцевиной монографического изучения творчества М. Цветаевой в 11 классе. Ему предшествует урок (или два урока – в зависимости от класса) по биографии Марины Ивановны Цветаевой, в котором центральное место должна занять история драматической любви М. Цветаевой и С.Я. Эфрона. В то же время на этом уроке должна прозвучать тема отца М. Цветаевой – И.В. Цветаева – создателя Музея изобразительных искусств. Этот сюжет принципиально важен для концепции урока «Езда в остров любви».
Для урока по биографии богатый материал предоставляет книга М. Белкиной «Скрещение судеб» и «Воспоминания Анастасии Цветаевой». Эмоциональный материал о последних днях поэта содержат мемуарные записки Л.К. Чуковской «Предсмертие», опубликованные в ежемесячном журнале «Собеседник» в 1988 году, №3.
Цели урока:
1. Создать педагогические условия для формирования представлений обучающихся об идейно-художественном своеобразии лирики М. И. Цветаевой, в которых ученик сможет
– определить особенности поэтики М.И. Цветаевой;
– подробно проанализировать программное стихотворение поэта в контексте мирового художественного творчества;
– синтезировать анализ отдельного стихотворения, выразительное чтение стихов Цветаевой, а также знакомство с живописными и музыкальными произведениями, внутренне взаимодействующими с поэзией Марины Цветаевой.
2. Создать педагогические условия для формирования ценностных ориентаций через понимание любви как лейтмотива жизни и творчества М. И. Цветаевой. В этих условиях ученик сможет
– задуматься о толерантном отношении к неповторимой человеческой личности;
– представить содержание материала в зримых образах;
– высказать собственные суждения по поставленным проблемам;
– оценить преимущества командного взаимодействия.
Оборудование:
1. Мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран).
2. Репродукции картин: Рафаэль «Галатея», Микеланджело «Сотворение Адама»
Боттичелли «Рождение Венеры», Шагал «Розовые любовники», «Портрет юноши» из серии «фаюмских портретов».
3. Музыкальные файлы: Людовико Энауди «Una-Mattina», В.-А. Моцарт «Реквием по мечте»
4. Конверты с портретами Марины Цветаевой и вложенными листами для письма индивидуально для каждого участника мастерской
5. Раздаточный материал для работы в группах (информационное поле для каждой группы участников своё, листов с заданием в каждой группе пять – по количеству участников мастерской)
6. Распечатанный вариант стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины».
7. Морская атрибутика на столах (модели кораблей), а также морские талисманы для паузы в рамках здоровьесберегающей технологии.
8. Стикеры для отбора спикера от группы.
Приложение (задания для групп)
1 группа
1. Выберите из стихотворения слова, характеризующие обыкновенных людей (уровень лексики).
Обобщите свои наблюдения, начиная с фразы: «Создавая собирательный образ обычных людей, автор использует такие лексемы (слова)…».
Как двумя-тремя ключевыми словами можно охарактеризовать эту тематическую группу?
2. Проанализируйте эту группу слов на морфологическом уровне (какие части речи преобладают? Почему?).
3. Какие синтаксические и графические средства использует автор, рисуя обыкновенных людей? (Знаки препинания, расположение слов в стихах и т.п.).
4. Отсылку к каким мифам в стихотворении вы видите?
5. Сделайте вывод: как автор относится к обыкновенным людям? Какие чувства они способны испытывать, в отличие от Марины?
При монологическом ответе пользуйтесь речевыми шаблонами:
Анализируя это стихотворение, я отметил, что…
Меня удивило, что…
Автор делает смысловой акцент на …
Мне показалось глубоко закономерным использование поэтом такого приёма (средства, образа), как…
Образ, созданный автором, кажется убедительным благодаря тому, что…
Следуя за рассуждениями автора, убеждаюсь в справедливости мысли о…
Подводя итог размышлениям над художественным текстом, хочу сказать, что…
2 группа
1. Выберите из стихотворения слова, характеризующие Марину.
Обобщите свои наблюдения, начиная так: «Создавая образ Марины, автор использует такие лексемы (слова)…
Как двумя-тремя словами можно назвать эту тематическую группу?
( какие части речи преобладают, почему?).
3. Какие синтаксические и графические средства использует автор, рисуя Марину? (Знаки препинания, расположение слов в стихах, рисующих образ Марины, и т.п.).
4. Отсылку к каким мифам в стихотворении вы видите?
5. Сделайте вывод: как автор относится к Марине? Какие чувства она способна испытывать, в отличие от обычных людей? Что такое любовь в понимании героини?
Автор лирического стихотворения использует … как ключевой приём, связанный с характеристикой образов… и…
Это позволяет раскрыть идею стихотворения, постичь авторский замысел…
Сопоставляя Марину и обыкновенных людей, автор выходит на уровень лексики, поэтического синтаксиса…
Наблюдая за развитием авторского замысла, прихожу к мысли о…
Обобщая вышесказанное, прихожу к выводу…
3 группа
1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Откуда такая нежность?». Ответьте на вопросы:
Какова тональность стихотворения?
Какой предстаёт любовь в этом произведении?
Слова для справок: тихое изумление лирической героини; рефреном звучит вопрос, в котором заключается главная мысль произведения; тональность светлой грусти; свежесть и безнадёжность нахлынувших чувств…
2. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Не хочу ни любви, ни почестей».
Какой образ любви создан в этом стихотворении?
Какой предстаёт лирическая героиня?
Слова для справок: трагическое мироощущение, разочарование, душевная тоска, обречённость, отчаяние…
3. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Сергею Эфрону». Подберите ключевое слово для определения образа любви в этом произведении.
Слова для справок: очарование, обоготворение, благоговение, тихое восхищение…
Светлана Колесниченко, учитель русского языка и литературы средней школы №9 города Гуково Ростовской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
Полностью сценарий урока опубликован в №4 \”Учительской газеты\” за 28 января 2014 года.
Фото: http://ru.wikipedia.org
Комментарии