search
main
0

Езда в остров любви. Урок литературы в 11 классе на тему «Идейно-художественное своеобразие любовной лирики М.И. Цветаевой».

В основу урока «Езда в остров любви» положена мысль литературоведа А. Саакянц о том, что главной темой поэзии Марины Цветаевой была любовь, многократно и всякий раз неповторимо пережитая поэтом. По наблюдению исследователя, в лирике Цветаевой представлена совершенно уникальная философия любовных отношений.

Выберите из стихотворения слова, характеризующие Марину.                                                                                   Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Откуда такая нежность?».

Открыть ученикам мир чувств и образов, волновавших эту прекрасную и трагическую русскую душу, позволит урок, синтезирующий в себе подробный анализ отдельного стихотворения с предварительно подготовленным выразительным чтением ряда поэтических текстов, рассказом об их творческой истории, а также  знакомство с живописными и музыкальными произведениями, внутренне взаимодействующими с поэзией Марины Цветаевой.  Такой многоплановый подход мне подсказали главы учебника С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Русская литература XX века.11 класс», выпущенного издательством «Русское слово».

Трактовка особенностей лирической поэзии Серебряного века, представленная в этом учебнике,  показалась мне наиболее исчерпывающей и верной: «Связь интимной лирики с социальной сферой, историей всегда носила крайне сложный характер. Каждый поэт имеет особую биографию – биографию переживаний, тревог, радостей. Исторический факт (событие и т.п.), для того чтобы стать фактом биографическим, должен в той или иной форме быть пережит данной личностью. Переживание и есть  та новая форма, в  которую переходят отношения между историей и личностью: становясь предметом переживания, исторический факт получает биографический смысл».

Опираясь на концепцию, предложенную авторами учебника, я разработала урок по лирике М.  Цветаевой «Езда в остров любви», который является своеобразной сердцевиной монографического изучения творчества М. Цветаевой в 11 классе. Ему предшествует урок (или два урока – в зависимости от класса) по биографии Марины Ивановны Цветаевой, в котором центральное место должна занять история  драматической  любви  М. Цветаевой и С.Я. Эфрона. В то же время на этом уроке должна прозвучать тема отца М. Цветаевой – И.В. Цветаева – создателя Музея изобразительных искусств. Этот сюжет принципиально важен для концепции урока «Езда в остров любви».

Для урока по биографии богатый материал предоставляет  книга М. Белкиной  «Скрещение судеб» и «Воспоминания Анастасии Цветаевой». Эмоциональный материал о последних днях поэта содержат мемуарные записки Л.К. Чуковской «Предсмертие», опубликованные в ежемесячном журнале «Собеседник» в 1988 году, №3.

Цели урока:

1. Создать педагогические условия для формирования представлений обучающихся об идейно-художественном своеобразии лирики М. И. Цветаевой, в которых ученик сможет

– определить особенности поэтики М.И. Цветаевой;

– подробно проанализировать программное стихотворение поэта в контексте мирового художественного творчества;

– синтезировать анализ отдельного  стихотворения, выразительное чтение стихов Цветаевой, а также знакомство с живописными и музыкальными произведениями, внутренне взаимодействующими с поэзией Марины Цветаевой.

2.  Создать педагогические условия для формирования ценностных ориентаций через понимание любви как лейтмотива жизни и творчества М. И. Цветаевой.  В этих условиях ученик сможет

– задуматься о толерантном отношении  к  неповторимой человеческой личности;

– представить  содержание материала в зримых  образах;

– высказать собственные суждения по поставленным  проблемам;

– оценить преимущества командного взаимодействия.

Оборудование:

1.                  Мультимедийный  комплект (компьютер, проектор, экран).

2.                  Репродукции картин: Рафаэль  «Галатея», Микеланджело «Сотворение Адама»

Боттичелли «Рождение Венеры», Шагал  «Розовые  любовники», «Портрет юноши» из серии «фаюмских портретов».

3.                  Музыкальные файлы: Людовико Энауди «Una-Mattina», В.-А. Моцарт «Реквием по мечте»

4.                  Конверты с портретами Марины  Цветаевой и вложенными листами для письма индивидуально для каждого участника мастерской

5.                  Раздаточный материал для работы в группах (информационное поле для каждой группы участников своё, листов с заданием в каждой группе пять – по количеству участников мастерской)

6.                  Распечатанный вариант стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины».

7.                  Морская атрибутика на столах (модели кораблей), а также морские талисманы для паузы в рамках здоровьесберегающей технологии.

8.                  Стикеры  для отбора спикера от группы.

Приложение (задания для групп)

1 группа

1.                  Выберите из стихотворения слова, характеризующие обыкновенных людей (уровень лексики).

Обобщите свои наблюдения, начиная с фразы: «Создавая собирательный образ обычных  людей, автор использует такие лексемы (слова)…».

Как двумя-тремя  ключевыми  словами можно охарактеризовать  эту тематическую группу?

2.                  Проанализируйте эту группу слов на морфологическом уровне  (какие  части речи преобладают? Почему?).

3.                  Какие синтаксические и графические средства использует автор, рисуя обыкновенных людей? (Знаки препинания, расположение слов в стихах и т.п.).

4.                  Отсылку  к каким мифам  в стихотворении вы видите?

5.                  Сделайте вывод: как автор относится к  обыкновенным  людям? Какие чувства они способны испытывать, в отличие от Марины?

При монологическом ответе пользуйтесь речевыми шаблонами:

Анализируя это стихотворение, я отметил, что…

Меня удивило, что…

Автор делает смысловой акцент на …

Мне показалось глубоко закономерным использование поэтом  такого приёма (средства, образа), как…

Образ, созданный автором, кажется убедительным благодаря тому, что…

Следуя за рассуждениями  автора, убеждаюсь в справедливости мысли о…

Подводя итог размышлениям  над  художественным текстом, хочу сказать, что…

2 группа

1. Выберите из стихотворения слова, характеризующие Марину.

Обобщите свои наблюдения, начиная так: «Создавая образ Марины, автор использует такие лексемы (слова)…

Как двумя-тремя словами можно назвать эту тематическую группу?

( какие части речи преобладают, почему?).

3.                  Какие синтаксические и графические средства использует автор, рисуя Марину? (Знаки препинания, расположение слов в стихах, рисующих образ Марины, и т.п.).

4.                  Отсылку к каким мифам  в стихотворении вы видите?

5.                  Сделайте вывод: как автор относится к  Марине? Какие чувства она способна испытывать, в отличие от обычных  людей? Что такое любовь в понимании героини?

Автор лирического стихотворения  использует … как ключевой приём, связанный с характеристикой образов… и…

Это позволяет раскрыть идею стихотворения, постичь авторский замысел…

Сопоставляя Марину и обыкновенных людей, автор выходит на уровень лексики, поэтического синтаксиса…

Наблюдая за  развитием авторского замысла, прихожу к мысли о…

Обобщая вышесказанное, прихожу к выводу…

3 группа

1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Откуда такая нежность?».  Ответьте на вопросы:

Какова тональность стихотворения?

Какой предстаёт любовь в этом произведении?

Слова для справок:  тихое изумление лирической героини; рефреном звучит вопрос, в котором заключается главная мысль произведения; тональность светлой грусти; свежесть и безнадёжность нахлынувших чувств…

2.                  Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Не хочу ни любви, ни почестей».

Какой образ любви создан  в этом стихотворении?

Какой предстаёт лирическая героиня?

Слова для справок: трагическое мироощущение, разочарование, душевная тоска, обречённость, отчаяние…

3.                  Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Сергею Эфрону». Подберите ключевое слово для определения образа любви в этом произведении.

Слова для справок: очарование, обоготворение, благоговение, тихое восхищение…

Светлана Колесниченко, учитель русского языка и литературы средней школы №9 города Гуково Ростовской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»

Полностью сценарий урока опубликован в №4 \”Учительской газеты\” за 28 января 2014 года.

Фото: http://ru.wikipedia.org

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте