Спросите любого учителя, часто ли он пользуется электронными таблицами в повседневной работе. Нетрудно догадаться, каким будет ответ. Между тем программа Excel – поистине незаменимый помощник для преподавателя при решении самых разнообразных задач, начиная с составления простейшего графика дежурств и заканчивая изготовлением предметных кроссвордов.
чаще всего находит ученик, который пытается доказать учителю, что выставленный ему балл не соответствует точным расчетам. И не всегда ответ педагога выглядит убедительным. Если учитель покажет ученику подобную таблицу, а еще лучше, привлечет к ее ведению увлеченного компьютером ученика, то вряд ли у кого-то возникнет даже тень сомнения в объективности итоговых результатов.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Электронный расчет
Начнем с электронного графика дежурств по классу. Конечно, его может составить староста по поручению учителя – если, конечно, он умеет это делать. В противном случае его должен научить учитель. Не бежать же каждый раз к преподавателю информатики!
Для составления расписания дежурств откроем лист 1 программы Excel. Каждая ячейка большой таблицы имеет собственное название, которое получается, если мысленно найти пересечение «буквенного» столбца и «числовой» строки. Например, В5, С12 и т.д.
Пока наша таблица безукоризненно чиста. С чего же начать работу? Конечно, с заголовка – надо же как-то назвать документ. Выделим какую-нибудь ячейку и, когда курсор примет вид крестика, растянем ее так, чтобы в длинном прямоугольнике поместился крупный заголовок. Двойной щелчок мыши, и в ячейке появится курсор. Выбрав нужный шрифт, размер и цвет, внесем запись. Для того чтобы в бумажном варианте расписания заголовок выглядел красиво, можно сделать заливку надписи. Подведем курсор к краю ячейки и, когда он обратится в крестик, нажмем на кнопку «заливка». В результате описанных выше действий в книге 1 появится заголовок документа (рис.1).
Теперь надо внести в таблицу список класса и даты дежурства. Выделим одну из ячеек. В ней слишком мало места для фамилии и имени ученика. Лучше увеличить ее ширину, чтобы можно было спокойно работать дальше. Подведем курсор к самой верхней строчке таблицы. Как только он примет форму крестика с вертикальной перекладиной, похожей на двухстороннюю стрелочку, потянем вправо. Размер ячейки увеличится. А за ней – и размеры всех строчек этого столбца. Внесем в крайнюю левую колонку список класса. А потом «диагональ дежурств» (рис.2). Можно объединить учеников в группы – веселее дежурить, да и результат будет выше.
Но как учесть вклад каждого ученика? Очень просто. Пусть староста класса поставит в соответствующую клеточку оценку за дежурство каждому ученику. Чтобы определить командный результат, создадим еще одну колонку – «команда-лидер». Введем в ячейку напротив нее формулу, которая посчитает результат работы дежурной группы. Делается это так: в ячейке – двойной щелчок левой кнопкой мыши и запись в латинской раскладке клавиатуры «=сумм(C6:C8)». С6-С8 – место в таблице оценок каждого члена 1-й группы.
Как только внесем в ячейку формулу, программа тут же подсчитает результат работы первой группы, и в соответствующей клетке колонки «лидер» появится числовое значение.
Можно посчитать сумму и по-другому. Выделим ячейки D9-D11 курсором и нажмем на кнопку «сумма» на главной панели программы. Вслед за этим под выделенными ячейками появится результат сложения всех оценок учеников группы. Внесем его в ячейку J8. Кстати, если в каждой ячейке колонки «лидер» будет сохранена формула суммирования оценок, то при внесении других оценок она автоматически произведет перерасчет.
Составив расписание-таблицу на весь год, мы можем произвести точный анализ качества дежурства (рис.3).
Вполне возможно, что подобные расчеты покажутся слишком сложными для весьма простой числовой процедуры. Но, во-первых, надо пробовать создавать подобные таблицы на простом материале, чтобы потом можно было применить полученные навыки и в более массированном числовом пространстве. Во-вторых, мы получим удобную электронную заготовку, которую можно видоизменять, дополнять и совершенствовать под самые разные задачи. И, в-третьих, она всегда будет под рукой, вернее, в памяти компьютера.
Среднее значение
С помощью Excel можно составить электронный кроссворд, причем по любому предмету. Для этого надо подготовить табличную заготовку на листе 2.
Определим место для первого слова. Выделим ячейку и подведем курсор мыши к правому нижнему углу. Потянем вправо на столько клеток, сколько букв в первом слове. Аналогично поступим с другими словами. Если требуется сделать клеточки кроссворда одинаковыми по размеру, поступим следующим образом. На месте ячейки нажмем правую кнопку мыши и в открывшемся окне выберем закладку «формат ячеек», а затем «выравнивание». В списке видов выравниваний отметим подходящий размер. Готовый пустой кроссворд, передающий задуманную структуру, заполним словами и соответствующими им номерами. А под ним запишем список вопросов. Кроссворд можно взять в готовом виде из какого-нибудь пособия, составить самому или предложить ученику в качестве домашнего задания. Вот как будет выглядеть задание по географии «Организмы на земле» для учеников 6-го класса1 в электронном варианте. На рис. 4 показаны кроссворд и ответы к нему. Подготовленный кроссворд можно спроецировать на экран или на Smart-доску. На большом экране удобно проводить занимательную работу со всем классом, обсуждая вопросы и постепенно заполняя ответы. Это вызовет живое участие учеников. Коллективное интерактивное взаимодействие окупит силы и время, затраченные на изготовление кроссворда.
На страже
С помощью программы можно не только придумывать занимательные задания, но и вести учет качества обученности учеников.
В течение года приходится проводить много разных диагностических работ: контрольных, самостоятельных, проверочных, обучающих, творческих, практических и других. Не все результаты работы учеников заносятся в классный журнал или личный дневник учителя. А даже если и заносятся, то наглядная картина успеваемости видна не всегда. Если использовать компьютер и, в частности, программу Excel, то отслеживание результатов многообразной деятельности учеников будет целенаправленным и объективным.
В электронной таблице надо заготовить место для внесения оценок по каждому виду контроля, постепенно вносить данные, а потом подводить итоги на рубежных этапах обучения: в конце четверти, триместра, полугодия и так далее. Математическая формула итоговых результатов может быть разной: среднее арифметическое отметок, суммирование, логическая функция «Если наберешь соответствующее количество баллов, то…» или что-то другое. В программе предусмотрено все!
Для наглядности опять возьмем список класса из графика дежурства и создадим продолжение документа на листе 3. Скопируем список из листа 1 и поместим его в лист 3. Для этого надо выделить колонку фамилий, нажать правой кнопкой мыши на выделенном фрагменте текста и выбрать пункт «сохранить». Затем в листе 3 вставим список в колонку А новой таблицы. Он наверняка в ней не поместится. Но мы уже знаем, как в этом случае поступить.
Назовем новый документ «Анализ учебной деятельности учеников класса». В верхней строке оставим место для обозначения видов работ и дат. Самое важное – подведение итогов. Для них выделим отдельную колонку. Чтобы подсчитать среднее арифметическое – итог работы ученика, надо, например, для первого внести в ячейку Н6 формулу «=СРЗНАЧ(В6:G6)». Она автоматически посчитает среднее арифметическое всех набранных баллов Андреем Алексеевым. Эту запись можно внести и в окно формул, которое находится в верхней части программы. Если потребуется определить средний балл группы учеников (по тому делению, которое было произведено при составлении графика дежурства), точно также задаем в соответствующей ячейке формулу. Например, для первой команды она будет выглядеть так: «СРЗНАЧ(H6:H8)». Окончательная картина учета деятельности учеников представлена на рис.5.
Среднее значение чаще всего находит ученик, который пытается доказать учителю, что выставленный ему балл не соответствует точным расчетам. И не всегда ответ педагога выглядит убедительным. Если учитель покажет ученику подобную таблицу, а еще лучше, привлечет к ее ведению увлеченного компьютером ученика, то вряд ли у кого-то возникнет даже тень сомнения в объективности итоговых результатов.
Примеров применения программы Excel в разнообразной деятельности учителя можно привести немало. Но лучше, если каждый педагог найдет их сам. И тогда, без сомнения, учебный процесс приобретет неоспоримое преимущество по сравнению с традиционной системой обучения.
Алексей АЗЕВИЧ, доцент кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета
Комментарии