В начале нового учебного года говорить о «плохих» директорах, наверное, не совсем корректно. Поэтому у руководителя Департамента образования Новосибирской области Владимира ИВАНОВА я решила выспросить сначала про «хороших».
– Скажите, Владимир Викторович, положа руку на сердце, какой тип руководителя образовательного учебного заведения вам больше по душе?
– Прежде всего это, конечно, человек неравнодушный, квалифицированный и добросовестно относящийся к своим обязанностям. А у директора образовательного учреждения ко всему прочему должно быть еще и четкое понимание того, что он работает в школе, имеет дело с детьми. Это огромная ответственность, поэтому если говорить о приоритетах, то самое важное – суметь сформировать настоящий коллектив единомышленников, работающих во благо своих учеников. Как показывает действительность, в школах, где такое понимание есть, и учебно-воспитательный процесс отлажен, и содержание на высоком уровне, а самое главное – дети чувствуют себя психологически комфортно.
– Между тем директор сегодня зачастую выступает в роли своеобразного топ-менеджера, у которого постоянно болит голова на тему, где изыскать дополнительные средства.
– Мне не совсем нравится слово «менеджер». Школа – это не фирма и не предприятие, которое может существовать только за счет прибыли. Как бы то ни было, это государственное учреждение, которое финансируется настолько, чтобы мог нормально осуществляться учебный процесс, и руководитель школы – прежде всего управленец, выстраивающий свои отношения с коллективом, родителями, учениками. И надо сказать, создать хороший микроклимат в условиях школы намного труднее, чем в любом другом коллективе, эта задача требует от руководителя не только большой отдачи, но и знаний психологии. Многим руководителям это удается прекрасно.
Кроме того, что школам сегодня дана самостоятельность, они имеют свои расчетные счета, и право директора своими средствами распоряжаться. Специальных экономических знаний для этого иметь совершенно необязательно, но уметь просчитывать бюджет – руководитель, конечно, должен. Опять-таки вопрос – а на чем зарабатывает школа деньги? Ведь не всегда евроремонт – показатель того, что школа хорошая. Одно дело – если это спонсорские средства или заработанные на продаже овощей со своего приусадебного участка, как в сельских школах, совсем другое – дополнительные услуги добровольно-принудительного порядка, которые распространяются на своих же учеников.
– Понятно, что способы разные, но таким образом школа как-то пытается встроиться в современную действительность. Поэтому и нужны нашим школам новые молодые руководители.
– Если говорить о корпусе руководителей образовательных учреждений нашего региона, то таковых сегодня более трех тысяч. Со стажем работы более 10 лет – 55 процентов, из них мужчин менее двадцати. Много директоров предпенсионного возраста, которым мы очень благодарны, но приток молодых честолюбивых руководителей, безусловно, необходим. Три года у нас в области реализовывался уникальный проект «Молодые лидеры в образовании». Для участия в эксперименте были отобраны молодые амбициозные педагоги из сельских районов, которые не только желали работать в школе, но и мечтали о более широких горизонтах в своей деятельности.
Из тех ребят, кто прошел эту школу, больше половины заняли руководящие должности. При Институте повышения квалификации работников образования для начинающих директоров организованы курсы. Кроме того, на сайте нашего Департамента образования есть специальный раздел «директору», где также можно почерпнуть много полезной информации.
Комментарии