Параметры модернизации российского образования все больше будут приближать Россию к параметрам Болонского процесса, утверждает директор “Национального центра по академическому признанию и мобильности Минобразования РФ” Геннадий ЛУКИЧЕВ.
Можно по-разному обосновывать появление Болонской декларации, но, я думаю, тому есть несколько вполне объективных причин. Первая – значительный и быстрый рост количества студентов (за 25 лет в Европе их число возросло в 2-3 раза) при неизменном и даже уменьшающемся объеме госфинансирования. Вторая причина – необходимость повышения качества и эффективности образования с учетом прежде всего всеобщей глобализации в сфере экономики, трудовых ресурсов, технологий, которая привела к идее глобального варианта решения проблем европейского образования. Идея эта была подкреплена пониманием того, что не американский, а европейский вариант образования должен реализовываться в Европе, что должна быть успешной борьба за мировые рынки образовательных услуг.
Ориентация на потребности рынка труда стала основным побудительным мотивом возникновения Болонского процесса. Получается, что количество студентов год от года растет, а количественные показатели роста образованности населения не дают импульса для экономического роста, хотя количество должно по всем законам перерастать в качество. Возникает вопрос: а так ли хорошо система образования взаимодействует с рынками труда, так ли она отзывчива на спрос этого рынка? Тут очень важно отметить проблему “старения студенчества” – до 15 процентов студентов Австрии, Германии, стран Северной Европы перешагнули возраст в 30 лет. Молодые люди учатся 12-13 лет в школе, затем поступают в вузы, но им приходится содержать себя, покрывать расходы на образование, заводить семьи, словом, по разным причинам они на довольно солидные сроки выпадают из процесса непрерывного образования, потом возвращаются, но при этом снова уходят, но на этот раз превышая пределы нормального студенческого возраста. А компании очень часто и однозначно декларируют, что приветствуют приход специалиста, подготовленного пусть не очень качественно, но в возрасте 22-23 лет – самом активном возрасте. Такие специалисты быстрее, чем люди старшего поколения, проникаются интересами компаний, становятся профессионалами и делают карьеру, способны к повышению квалификации на протяжении всей жизни.
Сегодня меняются философия и технология образования. Философия в том, что образование должно быть более гибким, отвечать на потребности рынка. Технологии же должны интенсифицировать учебный процесс без ущерба для его качества. И все это должно способствовать реализации принципа “Образование – через всю жизнь”. Систематическая подстройка образовательных программ под спрос рынка труда должна осуществляться не раз в пять лет, а непрерывно. Авторы Болонской декларации, наверное, сами не предполагали, что этот процесс перерастет в сложный комплекс с множеством самых различных элементов. С одной стороны, это подготовка бакалавров, магистров при создании гибкой, мобильной европейской системы высшего образования, с другой – возникновение множества коротких профессиональных программ для “подтягивания” уже работающих специалистов к современному уровню требований.
Какие выгоды даст России присоединение к Болонскому процессу? Думаю, это важный исторический момент, который нужно использовать, тем более что по времени он совпадает с моментом модернизации российского образования. Не грех воспользоваться этим моментом, потому что включенность российского образования в общеевропейский Болонский процесс прежде всего четко зафиксирует европейский вектор развития российского образования в целом. Мы сможем решить многие проблемы, добиться равноправного положения наших вузов, наших граждан в мировом сообществе, решить радикальным образом проблему признания наших дипломов, укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Европейский вектор развития в целом для нашего общества будет гарантией от рецидивов возврата к тоталитарному обществу. Это, согласитесь, немаловажный аргумент в пользу присоединения России к Болонскому процессу.
Комментарии