Эти дети сдают иностранные языки на уровне носителей языка, поют в мюзиклах «Оливер!» и «Волшебник страны Оз», могут с блеском рассказать о великой французской литературе на языке Вийона и Гюго, объяснить разложение химических веществ на английском и спорят на тему Бога с британскими сверстниками. Нет, это не москвичи и не жители Северной Пальмиры. Ребята живут и учатся в Перми. Здесь есть разные уровни международного образования: углубленное изучение иностранных языков, билингвальное образование школ международных европейских компетентностей и, наконец, система международного бакалавриата. Представленные школы как раз звезды в этих категориях.
У 77-й пермской школы с углубленным изучением английского языка мощные традиции изучения английского языка. Ее история начинается в 1935 году, а уже с 1959 года она получает статус школы с преподаванием ряда предметов на английском языке (географии, истории, английской литературы). 1990-е – интереснейшее время для школы. Вводится изучение второго иностранного языка (немецкого или французского) по выбору учеников, и начинается международная деятельность школы, обмены. Участвовала 77-я и во Всероссийском проекте «Европейская билингвальная школа: российская модель». Под руководством доктора педагогических наук Виктории Сафоновой произошло знакомство с «Общеевропейскими компетенциями владения иностранными языками». Появилась новая образовательная программа: «английский компонент» был введен в другие учебные предметы – историю, биологию, химию, математику. Появляются спецкурсы «История Великобритании», «Музыкальная культура Великобритании, США, России», «Речевой этикет», «Гиды-переводчики». В 1996 году школа была переименована в школу с углубленным изучением английского языка. В 2005 году начались контакты с преподавателями-волонтерами из США (Houghton College) и был организован летний языковой лагерь «Speak out». Вскоре школа стала базовым образовательным учреждением кафедры методики гуманитарных дисциплин Пермского краевого института повышения квалификации работников образования. Позже в связи с введением ФГОС и примерных программ по иностранным языкам разрабатывается новая Концепция иноязычного образования школы. В 77-й поставили перед собой задачу создать иноязычную коммуникативную среду. При этом погружение детей в нее происходит также через систему курсов по выбору, международные проекты и обмены, различную внеклассную деятельность, например, постановку мюзиклов на английском «Жижи», «Оливер!», «Волшебник Страны Оз». Но и это еще не все «фишки» 77-й. Едва ли не самая яркая – международные дебаты школьников, которые здесь начали проводить с 2000-х. Тогда был создан Клуб дебатов старшеклассников и состоялись первые международные встречи. – Дебаты – это действительно уникальный проект 77-й школы, – говорит директор Вера Никольская. – Они проводятся совместно с партнерскими школами из Шотландии и США на самом высоком уровне, и темы очень серьезные. Например, последние дебаты были на тему «Наука сделала Бога ненужным». Сейчас школа подступается к профессионально ориентированному языковому образованию. Это будет следующим этапом развития школы в рамках готовности к профессиональному самоопределению (об этой системе мы подробно писали в №37 «УГ» за 2016 год). Школа №22 с углубленным изучением иностранных языков Перми имеет старинную родословную: в 1889 году она была создана как приют для слепых детей, была потом и учреждением для беспризорников, и женской школой. Наконец, в 1960 году в 22-й вводится углубленное изучение французского языка. Французский здесь дети учат со второго класса (можно и с первого, платно). И не только в стенах школы, но и во Франции, куда школьники из 22-й ездят по обмену или проходят индивидуальные стажировки, живя во французских семьях. Но не только язык галлов звучит в этих стенах. В 7-м классе у ребят появляется второй язык – английский, в 10-м классе – третий по выбору (немецкий, итальянский, испанский). Ученики блестяще сдают международные экзамены разных уровней, со 2-го по 11-й класс. По французскому языку в прошлом году экзамены сдали 35 человек, по английскому языку – 7. И все на В2 и В1 – средний и высокий уровни владения языком. Ученики 22-й также призеры Всероссийской олимпиады по французскому языку, а в этом году МИД Франции и вовсе присвоило школе знак высочайшего качества обучения французскому языку – «LabelFrancEducation». Учебные заведения «LabelFrancEducation» образуют всемирную сеть. В России этот знак имеют всего три школы – в Москве, Санкт-Петербурге и Перми. Также с 2009 года в школе действует двуязычное, русско-французское отделение (каждый год в каждой параллели, начиная с 8-го класса, набирается класс, который становится его частью). Ученики сдают экзамен посольства Франции в РФ и получают международный языковой сертификат. Они изучают часть предметов на французском (география, история, литература). Участие школы в проекте международной ассоциации школ Сертилингва (с 2013 года) еще более расширило возможности ребят – они получают билингвальное образование на двух языках. Каждый старшеклассник, выбравший эту программу, составляет свой индивидуальный учебный план. Школа предлагает ребятам изучать историю или географию на английском языке и историю и литературу на французском. По окончании обучения дети сдают очень жесткие экзамены сразу по 2 языкам и должны получить не меньше В2. Помимо этого они еще защищают проект. Языковые, билингвальные, международные компетенции, приобретаемые школьниками, оцениваются международным языковым сертификатом. В этом году 5 человек получили сертификаты Сертилингва, что дает им право поступать в вузы Франции и других франкоязычных стран. Немудрено, что в Москве даже заявили о «пермской культурной экспансии», имея в виду бурную деятельность 22-й. Ее апогеем, пожалуй, стало открытие городка развлечений «Франковиль» – проект, который здесь придумали и который получил в 2014 году грант на свое воплощение как проект года. Представьте только: в выходные (первый год работы – каждые, сейчас раз в месяц) школа становится открытым для всех французским городком со своими улочками, уютными площадями, бистро и мастерскими. Чего только в этих мастерских нет: высокая мода, арт-салон, несравненная французская кухня, шансон и т. д.! Мастер-классы проводят как дети, так и взрослые (не обязательно преподаватели, бывают и родители, и почетные гости из Франции и т. д.). За 2 года Франковиль посетили около 3 тысяч человек! Особенно полюбилась гостям Селфи-авеню, где можно сделать фото с ростовыми фигурами – Наполеоном, Жаном Рено, Астериксом, героем мультфильма «Рататуй» – и достопримечательностями (на фоне Эйфелевой башни). – Таким образом мы решили подкрепить изучение языков созданием иноязычной среды, – говорит директор школы Алла Червонных, кстати, губернатор города. – У нас даже есть мысль продолжить проект «вширь» и сделать Европавиль. Немудрено, что выпускники 22-й школы Перми поступают в университеты Москвы, Санкт-Петербурга и, конечно, Франции. История пермской школы №7 с углубленным изучением английского языка начинается тоже с дореволюционных времен, с 1904 года. В 1957 году она стала первой в городе школой с углубленным изучением английского языка.Школа участвовала практически во всех проектах по обучению иностранным языкам, но больше всего известна своим участием в программах международного бакалавриата, или International Baccalaureate (наряду с еще двумя школами Перми – мы писали об этом пермском опыте в №17 за 2016 год). Напомним, международный бакалавриат (МБ) – единственная образовательная система, дипломы которой признаны для поступления во всем мире без экзаменов (в том числе в Гарварде, Оксфорде, Йеле и еще 1800 университетах мира). С 2006 года 7-я, как и остальные школы, практикующие МБ, вошла в краевой проект «Создание системы международного бакалавриата» с финансированием из бюджета края. Школа авторизовалась, то есть получила официальное признание в системе МБ, по программе начальной школы Primary Years Programme (PYP) в июне 2010 года. Дальнейшим шагом 7-й в системе МБ стала авторизация по программе старшей школы Diploma Programme (до этого 2 года она работала в кандидатском статусе). Это уже высший пилотаж. Этот уровень предъявляет жесточайшие требования к педагогам, ученикам, школе в целом. Судите сами: все занятия IB DP ведутся на иностранном языке (в основном на английском). Для получения диплома международного бакалавриата нужно успешно сдать международные экзамены по шести предметам, которые выбираются ребенком из шести сложнейших предметных групп, написать Extended Essay («развернутое эссе», как говорят знатоки, почти что кандидатскую), а также две работы по Theory of Knowledge (теории познания), выполнить программу CAS (Creativity, Action, Service – «Творчество, действие, служение», включающую социальные проекты) и завершить прочие проекты. Дополнительная особенность, она же сложность, российского варианта МБ в том, что при этом ученики, как правило, осваивают сразу две программы – международную и российскую (7-я предлагает несколько вариантов получения образования), а по итогам кроме международного сдают еще и единый госэкзамен! В школе интеграцию двух систем только приветствуют, но выступают против излишней нагрузки детей, потому что в придачу к международной программе детям нужно освоить еще 17 российских предметов, чтобы получить российский аттестат. Поэтому мечтают, чтобы РФ признала дипломы МБ на своей территории.- Вот уже 17 лет наша школа живет одной мыслью – воплотить рациональную и взаимообогащающую интеграцию систем российского образования и международного бакалавриата, – говорит директор школы Олег Бабенышев. В том, что МБ сильно повышает уровень школы практически по всем показателям, сомневаться не приходится. Так, выпускники 7-й школы демонстрируют на ЕГЭ уровень английского языка в 80-85 баллов, русского языка в 82-86 баллов, а математики в 63-68 баллов (школа сотрудничает с ВШЭ, в каждой параллели существуют математические классы). На всю школу распространяются политика PYP, DP – языковая, оценивания, академической честности и т.д. Благодаря CAS важнейшим становится понятие социального служения в обществе. И это далеко не все плюсы МБ.Основная боль 7-й и других пермских школ МБ – в недостаточной финансовой поддержке со стороны края. Ведь МБ – дело очень затратное. Вообще-то в мировой практике эта система рассчитана на частное финансирование и ограниченный спрос. В московских школах МБ стоимость 1 DP-студента исчисляется в 1,5 тысячи долларов в месяц и оплачивается родителями школьников. В Перми эту элитарную систему образования смогли сделать доступной, потому что поначалу краевое правительство оплачивало практически все расходы на внедрение и поддержание стандартов МБ. В последние годы местная власть постепенно уходит от этого, сильно сокращая содержание. Школа с трудом выкручивается, привлекая заработанные своим трудом деньги и спонсорскую помощь. – Если так пойдет дальше, мы вынуждены будем брать плату с родителей, – резюмирует директор. – Это значит, что никакие самородки и гении без богатых родителей здесь учиться не смогут. Другой выход – закрыть программы международного бакалавриата, но это значит перечеркнуть все усилия и опыт последнего десятилетия. Нам кажется, мы не имеем права так поступить…
Комментарии