Помните, какими изобретателями мы были в детстве? В том нашем, советском, без компьютеров и сотовых телефонов… Растить юных изобретателей и ценителей точных наук сегодня мне помогает использование элементов технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Основы ТРИЗ были заложены Г.С.Альтшуллером в 1946 году. Но применение этой технологии в педагогике не теряет своей актуальности, а скорее, наоборот, переживает новое рождение и созвучно духу ФГОС. Я заинтересовалась этой технологией 10 лет назад, прочитав замечательные книги А.Л.Камина, А.А.Камина «Физика собственными силами» и «Физика собственной персоной» под редакцией А.Гина. И твердо решила, что моим ученикам просто необходимо попробовать свои силы в решении изобретательских задач. С первых уроков физики в 7-м классе предлагаю ребятам открытые задачи, которые имеют несколько решений в отличие от традиционных – закрытых. Проводим простые, но удивительные опыты: несгораемый воздушный шар, пирамида из жидкостей, плавающая свеча, телефон из спичечных коробков, первобытная звукозапись. Это учит ребят проверять свои предположения на опыте. Помогаем мышонку Ньютону узнать, сколько мышей смогут поднять за хвост кота, расследуем загадки Шерлока Холмса о молекулах-преступницах, помогаем Мудрецу правильно определить массу сокровищ… Решаем задачи «на вырост», учимся составлять задачи и делать простейшие физические приборы из подручных средств. Чтобы дети не скучали, стараюсь избегать однообразных заданий: задачи-проекты, задачи-оценки, задачи-демонстрации, задачи-прогнозы, задачи с неполностью заданными условиями… И это далеко не всё.Каждый урок начинается с проблемной ситуации и вопросов для обсуждения. Основные физические понятия вводятся с помощью цепочки ключевых задач. А итог урока – это своеобразное открытие правила или физического закона. Подобные уроки помогают понять структуру научного исследования, дают ученику возможность поверить в себя. ТРИЗ-урок обязательно предполагает групповую работу, ведь там, где не справится один, помогут товарищи. В процессе такой работы формируется умение слушать мнение одноклассников и критически анализировать его. В конце урока дети должны выбрать из предложенных группами решений оптимальное, доказать учителю свою правоту и зафиксировать результат. Широко используем моделирование физических процессов и ситуаций. Так, в теме «Строение вещества» удобно использовать модель «маленькие человечки». Вводя понятие силы упругости, берем модель «стрелковый лук».Старшеклассникам необходимо стремиться к строгим определениям, лаконичным схемам, точным выводам, высокой скорости решения задач. Здесь больше строго научного, чем занимательного. Поэтому структура урока в 10-11-х классах включает диалог учителя с классом, он должен привести ребят к физическому или техническому противоречию, которое необходимо разрешить, используя приемы, которые предлагает ТРИЗ. Пригодятся принципы «сделать наоборот», «обратить вред в пользу», «принцип посредника».Поработав с приемами ТРИЗ на уроках физики, я решила провести межпредметную связь с математикой, но столкнулась с тем, что методические материалы и литературу по этому направлению практически невозможно найти. Приходится действовать самостоятельно, а это очень интересно! Обидно слышать высказывания о том, что математика нетворческий предмет. Разве эта наука не учит креативности, умению действовать в нестандартных ситуациях?! Начиная путешествие пятиклассников в страну ТРИЗ, стараюсь помнить, что я не только учу их математике, но и развиваю их творческие способности силами царицы наук. Поэтому на наших уроках много логических задач, головоломок, ребусов, правил в стихах и математических сказок. В конце каждой четверти определяем победителя, которому покорилось больше всего сложных задач.При решении текстовых задач нашим помощником является метод перехода к ТРИЗ-моделям задач (алгебраическим и аналитическим). Решение задачи завершаем верификацией. С восьмиклассниками изучаем возможности вепольного анализа. Слово «веполь» образовано из двух слов – «вещество» и «поле». При решении математических задач под веществом понимаем числа, геометрические фигуры, а под полем – математические свойства объектов, их движение.Изучая с ребятами методы устранения противоречий, алгоритм решения творческой задачи, мы работаем и на усвоение программного материала, и на подготовку к экзаменам и олимпиадам. ТРИЗ – настоящее сокровище для педагогов, которые ценят свое время и заботятся о будущем своих учащихся.Алина ЗАБЕЛИНА, учитель математики и физики средней школы №4 города Рыбное Рязанской области
Комментарии