Сегодня важно не только сформировать у школьников знания, умения, навыки, но и развивать мышление детей, обучить их самостоятельно добывать знания.
Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.Карл РОДЖЕРС
В ходе исследовательской деятельности ученики:
учатся самостоятельно добывать знания;
испытывают потребность в непрерывном самообразовании;
развивают навыки самоорганизации;
формируют адекватную самооценку;
приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
создают специальные материалы для представления результатов исследования: компьютерные презентации, слайд-шоу, видеофильмы и др.
Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Структура исследования включает три обязательных раздела:
подготовка проведение презентация
В процессе подготовки к научно-практическим конференциям, которые играют важную роль в организации исследовательской деятельности, ребята проявляют высокий уровень самостоятельности, демонстрируя весь комплекс приобретенных знаний, полученных на уроках и в ходе самостоятельной работы.
Не существует универсальных педагогических решений, строгих алгоритмов обучения исследовательской деятельности, т.к. она осуществляется в ситуации неопределенности. В данном случае невозможно конкретное целеполагание. Исследователь ищет ответ на вопрос, который никому не известен. В учебном исследовании возможно субъективно новое открытие, когда результат известен руководителю, но не известен ученику. В этом случае особенно важно не подменять исследовательскую деятельность учебной.
Все эти особенности требуют от руководителя исследования профессиональных качеств, заметно отличающихся от традиционных требований к педагогам: отказа от роли носителя информации, оперативности мышления, умения прогнозировать учебную деятельность школьников, способности к рефлексии.
Организуя исследовательскую деятельность учащихся, преподаватели должны:
1. Мотивировать – создавать условия для постановки личных целей; демонстрировать значимости исследовательской деятельности и ее результатов;
2. Обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.
3. Стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для ребят ситуацию успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.
Важно осознавать, что уровень подготовленности учащихся определяет возможность их включения в исследовательскую деятельность на определенном этапе.
1-й этап – подготовка к исследовательской деятельности.
Необходимо научить детей работать с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельно находить и анализировать информацию. Результатом может быть доклад на уроке.
2-й этап – создание рефератов по теме.
Ученики усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретают навыки оформления научной работы. Рефераты могут быть представлены на уроках, а лучшие – на специальных конференциях в школе или научном обществе.
3-й этап – собственно исследовательская работа учащихся.
Предполагает исследовательский поиск, творчество, возможно (но не обязательно), практическую значимость работы. Проводится во внеурочное время. Результаты могут быть представлены на научно-практических конференциях различных уровней.
Ключевой современной проблемой является дифференциация научного и учебного исследований, что в дальнейшем позволит выработать соответствующий методический арсенал.
Комментарии