Когда-то в России не было не то что планшетов и электронных досок, но даже учебников. Постепенно знания накапливались, технологии развивались, доступ к образованию получали все больше детей из разных слоев общества. Каждая эпоха привносила свои новшества, многие из которых приживались не сразу. Рассказываем, как менялось школьное образование в нашей стране и столице.
Совместное обучение мальчиков и девочек
Всеобщее совместное обучение появилось в России в 1918 году. «Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. В наименовании всех учебных заведений опускаются слова «мужская» и «женская». Все учебные заведения принимают на свои вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях» – говорилось в постановлении от 31 мая 1918 года. Подоплека такого решения была нехитрая: зданий для школ катастрофически не хватало, да и учителей тоже, просто некому и негде было учить ребят по отдельности.
В следующие 90 лет политика в отношении совместного обучения менялась
Уже в 1943 году мальчики и девочки снова начали учиться раздельно, правда, не во всех школах. Аргумент был такой: девочки и мальчики отличаются, жизненные роли у них разные, поэтому и готовить их к взрослой жизни надо по-разному.
Перемены снова вызвали волну споров и обсуждений. С одной стороны, мужские и женские учебные заведения считались элитарными, там готовили будущих студентов престижных вузов. Бытовало мнение, что разделение детей должно было укрепить дисциплину: устранить «не всегда здоровые взаимоотношения, создающиеся между мальчиками и девочками при совместном обучении». На деле же раздельное обучение дисциплину только ухудшило, справляться с классами из одних мальчишек было нелегко.
В итоге в 1954 году школы снова объединяются.
Школьная форма приходит и уходит
Форменные платья и костюмы были обязательны для учеников гимназий времен Российской империи. Постановление от 1918 года отменило униформу для школьников. Причина была проста: у людей не было денег на покупку особой одежды для детей, у государства средств тоже не хватало.
Школьная форма будет возвращаться в школы и снова уходить несколько раз, так же как совместное обучение мальчиков и девочек, но каждый раз по разным причинам.
В 30‑е годы для многих детей форменные костюмы и платья были более качественными и красивыми, чем домашние вещи.
В 1948 году форма уравняла всех детей в школе – одежда шилась по единому государственному стандарту.
В начале XXI века форма возвратилась в школы как фирменный знак учебного заведения. Сейчас каждое учебное заведение самостоятельно решает вопрос униформы для учащихся.
Декрет «О всеобщем обязательном начальном образовании»
Начальное образование стало обязательным для всех детей нашей страны с 1930 года – тогда был подписан декрет. До этого школы были, но их было мало, а учителей для них – еще меньше. Теперь все дети в возрасте 8‑10 лет должны были окончить 4 класса начальной школы, а учащиеся в городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках учились 7 лет.
Родители отнеслись к нововведению неоднозначно:
«Не пускайте детей в школу, там, кроме хулиганства, они ничему не научатся. Если все будем грамотные и ученые, работать будет некому».
«Забрали наших ребят в школу… Там их кормят, одевают, а потом и вовсе у нас отнимут».
Однако первые педагоги смогли заинтересовать ребят, ведь даже простая грамотность открывала большие карьерные перспективы. Просвещение пошло по стране. В 1933‑1937 годах стало обязательным семилетнее образование, а в 1972‑м – всеобщее среднее, не окончившие 10 классов молодые люди могли поступить в школу рабочей молодежи. Сейчас жизнь ребенка без школы представить себе уже невозможно!
Старшие классы – теперь бесплатно
В 1940 году ввели плату за обучение в 8‑10‑х классах школы. Семилетка по-прежнему оставалась бесплатной, но за более глубокие знания, необходимые для поступления в вуз, нужно было платить 150‑200 рублей в год. Сумма ощутимая при средней зарплате в те годы 500 рублей в месяц.
Плату отменили через 16 лет (в 1956‑м) «в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования». Страна ощутила нехватку высококвалифицированных специалистов. И теперь поступить в вуз смогли те, у кого не было денег на оплату учебы в старших классах средней школы.
В 7 лет в первый класс!
Возраст первоклашки был снижен до 7 лет в 1944 году. До этого ребенок мог пойти в школу в 8, 9 или даже 10 лет. Это решали родители. Исследования педагогов-энтузиастов показали, что не нужно ждать дольше, ребенок готов усваивать школьную программу в 7 лет.
И дети, и родители с радостью восприняли это нововведение. Звание школьника до сих пор считается престижным у малышей-дошколят, они и сейчас рвутся за парты и тщательно выбирают свой первый портфель. Родители видели в более раннем старте возможность успеть больше и достичь успехов в карьере.
Тенденция получила развитие: в конце 80‑х годов (с переходом на 4‑летнюю программу начальной школы) появились нулевые классы для шестилеток, а сейчас стандарты позволяют отдать ребенка в школу раньше семи лет.
Пятерка или «отлично»?
Пятибалльная цифровая система появилась в школах также в 1944 году. До этого оценки обозначались словами «отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо», «очень плохо». Учителя и ученики часто путались. Кто-то вспоминал более старые обозначения «удовлетворительно» – «неудовлетворительно». Кто-то приписывал словесные плюсы и минусы: «очень хорошо», «весьма посредственно». В итоге оценка знаний получалась довольно субъективной.
Реформа 1944 года сделала систему более ясной и четкой. Она сохраняется в школах до сих пор.
Отказ от перьевых ручек
Шариковая ручка была запатентована еще в 1888 году. Но в советских школах учителя долго не разрешали писать ими в школе, настаивая на стальных перьях и чернильницах-непроливайках. Некоторые специалисты посчитали, что новые письменные принадлежности якобы могут навредить здоровью ребенка. Мол, при письме шариковой ручкой у ребенка происходят задержка дыхания и сбой сердечного ритма, именно поэтому ею нельзя писать дольше 20 минут подряд. Ну и каллиграфические навыки усваивались намного лучше именно при использовании пера. Родители считали шариковые ручки баловством в основном из-за их высокой стоимости.
Шариковые ручки прочно воцарились в школьных пеналах только в середине 70‑х годов. Тогда изменились стандарты каллиграфического письма, и промышленность уже выпускала канцелярию высокого качества по невысокой цене.
В наше время дети уже не только пишут на уроках от руки, но и активно осваивают быстрый набор текста на клавиатуре. Без этого навыка в современном мире уже не обойтись.
Меловую доску меняем на электронную
Первые упоминания о школьной доске известны с конца XIV века. Однако повсеместное использование началось с конца XVIII века, когда сланцевые пластины стали применять во всем мире.
Изначально доски были аспидные (из пластины цветного сланца – аспида), или грифельные. Они были размером с тетрадный лист в деревянной рамке. Постепенно им на смену пришла меловая доска. Ей пользуются и сегодня. В конце 90‑х популярность приобрела маркерная доска, которая с развитием компьютерных технологий эволюционировала в электронную панель. Не все учителя и родители сразу оценили по достоинству преимущества электронной доски, а вот ребятам она понравилась. Сегодня электронные интерактивные доски есть в каждой столичной школе, в каждом классе. Цифровые задания и обучающие материалы экономят тонны бумажной литературы. На экране можно показывать фильмы, презентации, делать урок интерактивным и современным.
Отказ от бумажных дневников в пользу электронного
Школьный дневник – изобретение эпохи Просвещения. Он был придуман в Англии в 1789 году педагогом Рональдом Кейрманом, причем в те времена дневник служил только для записи домашних заданий, а для отметок и замечаний были предназначены отдельные журналы. В России школьный дневник появился примерно в середине XIX века, когда начали открываться государственные гимназии.
С начала 2000‑х в мире стали появляться электронные дневники, а в московских школах нововведения постепенно входили в обиход с 2011‑2012 годов. Сегодня столичные школьники и их родители пользуются электронным дневником МЭШ. Московская электронная школа стала большим помощником всем участникам образовательного процесса. Электронный дневник позволяет родителю следить за успеваемостью ребенка онлайн, понимать, какие темы ребенок освоил, а с какими есть сложности.
Дети могут вовремя получать задания для самостоятельной работы, делать цифровые домашние задания. Также в электронном дневнике доступны портфолио ученика, статистика посещаемости уроков и много других «фишек».
Создание экосистемы «Московская электронная школа»
Задача современной школы – откликаться на перемены и давать школьникам и учителям инструменты, которые помогут самым эффективным образом подготовиться к вызовам будущего. Именно для этих целей и была создана Московская электронная школа. Это единая образовательная платформа, которая помогает ребенку учиться, педагогу – учить, а родителям – быть в курсе процесса. Она не заменяет традиционную школу, а качественно ее дополняет, делает современной и высокотехнологичной.
МЭШ появилась в 2016 году в 6 пилотных школах. А сегодня ее ежедневно используют в каждой столичной школе. Теперь уроки стали еще интереснее, ведь в МЭШ столько всего полезного! С ее помощью ребята готовятся к ЕГЭ и контрольным работам, ставят опыты в виртуальных лабораториях, повторяют пройденный материал, просматривая видеоуроки от лучших учителей. И для учителей здесь много полезного: сценарии уроков, тематический каркас, который позволяет планировать занятия и контролировать, как школьники усваивают образовательную программу.
Московская электронная школа: аналогов в мире нет
МЭШ – это удобная и технологичная платформа, которая всегда под рукой. Экосистема МЭШ – незаменимый помощник для учителей, школьников и родителей:
– С МЭШ ребенку учиться интереснее и удобнее. В МЭШ все под рукой: расписание занятий, домашние задания, сценарии уроков, дополнительные материалы в библиотеке МЭШ и многое другое.
– Библиотека МЭШ – это миллионы обучающих материалов в современных форматах, виртуальные лаборатории, видеоуроки, познавательные квизы и тесты для самопроверки, доступные в любое время в любом месте.
– МЭШ делает образование прозрачным, современным и безопасным, а еще помогает родителю быть в курсе, что изучают дети в школе и какие оценки получают, отслеживать посещаемость и даже питание в школе.
– МЭШ открывает учителям новые возможности для творческой и профессиональной реализации (создание контента, гранты, обмен опытом, профессиональное признание).
– По инициативе мэра Москвы Сергея Собянина доступ к библиотеке МЭШ открыт для пользователей всего мира.
Комментарии