Мы идем к тому, чтобы у нас в России, как и во всем цивилизованном мире, у каждой профессии был свой стандарт. Стандарт учителя, который мы разработали, будет введен с 1 января 2015 года, весь 2014 год мы будем его апробировать в разных регионах России. Я уверен, что этот стандарт нужен и важен, он будет внедряться на добровольной основе 4 года, кто не хочет, может работать и дальше по квалификационным характеристикам. Всех волнует, как бы с помощью этого стандарта не замучили учителя, но нужно понимать, что параллельно с этим стандартом должен быть изменен и стандарт педобразования, и документ, регламентирующий процедуру аттестации. Обязательны для введения в профессию стажировки, стажировочные площадки, где будущие педагоги смогут посещать мастер-классы. Сегодня есть мастера, владеющие практиками, их пока что не очень много, но отрывать их от детей нельзя, их уроки должны быть открыты для всех, чтобы стажеры имели возможность наблюдать за их работой, за это мастерам надо платить, сократить им нагрузку в школе, чтобы они работали на будущее, эти идеи тоже заложены в нашем стандарте.
Самый большой риск – методики оценки труда педагога и все, что связано с аттестацией. У нас в стандарте есть понятия «внутренний аудит» и «внешний аудит». Внутренний аудит есть во всех крупных фирмах Запада, больше всего они боятся именно внутреннего аудита, потому что внешний дает только некоторую коррекцию, а внутренний выявляет эффективность организации, в чем заинтересована сама компания. Новый ФЗ «Об образовании в РФ» предложил школе самой определять соответствие учителя, есть школы, которые вполне могут адекватно сами провести внутренний аудит. Я в стандарте предлагаю создать профессиональную ассоциацию «Стандарт-2013» – нам давно надо переходить к государственно-общественному соуправлению, и мы попробуем создать такую ассоциацию, где входным билетом будут не деньги, а репутация учителя и владение передовыми педагогическими практиками.Одна из задач нашего стандарта – вернуть учителя к структуре профессиональной деятельности, к тому, что действительно обязан делать учитель, – обучать, воспитывать и развивать ребенка. Мы рассматриваем стандарт как ориентир, позволяющий действовать нестандартно. Надо отдавать себе отчет, что учитель физики или математики – это не просто предметник, это специалист по ребенку. Никакой сумрачный доцент, витающий в формулах, не справится с детьми в коррекционном классе, может, в школе для одаренных математиков он будет востребован, но школы разные, и дети очень разные, такой специалист в большинстве случаев не справится с детьми, он не знает, как с ними взаимодействовать, детей с проблемами в развитии все больше и больше, поэтому наш стандарт предполагает, что учитель должен знать не только предмет, но и ребенка.Сегодня школы обязаны взять ребенка с любыми отклонениями, на этот вызов надо отвечать. Кроме этого сегодня во многих российских школах русскоговорящих детей меньше, чем остальных, а это уже другая компетенция учителя, русскому языку ведь надо еще обучить, сегодня в школах остро стоит вопрос обучения детей разных национальностей, ведь это разный менталитет, разные культуры, разные религии, и мы должны быть к этому готовы.
Комментарии