search
main
0

Евгений СИЛЬЯНОВ, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки: Требуется планомерная работа по созданию безбарьерной среды на всех уровнях образования

– Евгений Александрович, с момента вступления в силу Закона «Об образовании в РФ», в числе других задач устанавливающего особенности организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, прошло уже больше полугода. Произошли ли за это время изменения в части обеспечения их прав на качественное и доступное образование?

– Несомненно, изменения есть. Считаю, что на первом этапе было важно определить приоритетные направления действий в решении этой серьезной задачи, начиная от развития служб ранней помощи для детей с ОВЗ и их семей, организации психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения до профессионального образования  и дальнейшей социализации. И если мы начнем с самых маленьких детей, то в 62 регионах сейчас  созданы службы ранней помощи на базе дошкольных учреждений  и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Отрадно, что при этом реализуются вариативные модели работы  с  семьями на основе взаимодействия ПМПК, дошкольных образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, специальных (коррекционных) образовательных организаций. Последние, имея кадровый потенциал сопровождения, тоже могут открывать такие службы.Уже есть  позитивный опыт организации региональных систем служб ранней помощи в Москве,  Санкт-Петербурге, Калининградской,  Самарской, Новгородской  областях, Красноярском  крае, Республике Марий Эл.- Значит, сюда можно смело отправляться за опытом. Это хорошо. А что нужно сделать другим регионам, чтобы встать в их ряды?- Эти шаги хорошо известны.  Во-первых,  необходимо провести анализ ситуации в регионе. Во-вторых, выбрать учреждения, которые станут основными (ресурсными) по оказанию ранней помощи. А следующим шагом  должно быть включение  в региональную долгосрочную целевую программу мероприятий (концепция, программы ранней помощи, финансы). Требуется также определить механизмы межведомственной координации – возможно, определение ведущего ведомства. И конечно же, важно обеспечить систему информирования населения.В свою очередь наше министерство занимается реализацией проекта «Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья». Специалисты МГГУ им. М.А.Шолохова, которые выступают исполнителями проекта, в 2014-2015 годах занимаются разработкой и апробацией модели создания условий для максимальной реализации реабилитационного потенциала каждого малыша  с ОВЗ,  нормализации жизни семьи в целом. Также будет проводиться повышение квалификации не менее тысячи специалистов, разработаны методические рекомендации по развитию служб ранней помощи в регионах.Для нас очень важно, что благодаря комплексной  коррекционной работе на раннем этапе многие дети с ограниченными возможностями здоровья к моменту поступления в школу могли  обучаться по общеобразовательным программам в обычных школах. Нужно отметить, что сегодня баланс создания условий для обеспечения качественного образования детей с ОВЗ сместился в сторону инклюзивного образования, интегрированного обучения в отдельных классах в общеобразовательных школах.- Но готовы ли наши обычные школы, Евгений Александрович, создать специальные условия для особых детей и  организовать обучение? Это ведь весьма непростая задача.- Согласен, кавалерийским наскоком эту задачу не решить. Требуется планомерная, ежедневная, целенаправленная работа. К примеру, к настоящему времени 3345 обычных общеобразовательных школ оснащены специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов. Но, к сожалению, в ряде регионов недооценивают значимость данной работы.Хочу подчеркнуть, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими  учениками, так и в отдельных классах, группах или в отдельных школах. Необходимо очень взвешенно подходить к вопросам оптимизации сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В последние годы в субъектах Российской Федерации произошло сокращение на пять процентов СКОУ при одновременном росте на два  процента числа обучающихся в них детей.- Евгений Александрович, известно, что в коррекционных школах работают квалифицированные кадры. Они могли оказать всестороннюю помощь своим питомцам с теми или иными проблемами здоровья. А есть ли такие специалисты в обычных школах? – Начиная с 2011 года проводится работа по повышению квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации и обучения ребенка-инвалида  в обычных образовательных учреждениях. Так, за три года прошли обучение по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» 3835 учителей, специалистов, руководителей из 70 субъектов РФ.В 2014-2015 годах эта работа продолжится с участием  региональных институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования (исполнитель –  Московский городской педагогический университет, ректор И.М.Реморенко). В 2014 году осуществляется подготовка 400 тьюторов из региональных институтов повышения квалификации всех регионов. А те в свою очередь  должны будут провести курсы повышения квалификации для 7800 учителей и специалистов в сентябре – декабре 2014 года и 9450 учителей и специалистов в 2015-м. Сегодня регионам важно организовать взаимодействие с МГПУ по повышению квалификации учителей, специалистов ПМПК и руководителей школ по вопросам инклюзивного образования.- А по каким программам будут учиться дети с ограниченными возможностями здоровья  в стенах обычной школы? Смогут ли они наравне с другими сверстниками осваивать программы, сдавать экзамены? – Для обеспечения максимального охвата качественным образованием детей с ОВЗ наше министерство реализует проект «Разработка федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и механизмов его внедрения». Проекты стандартов для девяти категорий детей с ОВЗ для широкого обсуждения размещены  на сайте разработчиков (РГПУ им. А.И.Герцена). Мы провели  конкурсный отбор региональных программ развития на 2014 и 2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей». Победителями были признаны 17 субъектов Российской Федерации, общий объем федеральной поддержки составит 291 млн 150 тыс. рублей в 2014 году. А с 1 сентября более 90 школ перейдут на апробацию ФГОС, в них будут созданы материально-технические условия для его реализации за счет средств федеральной поддержки.В целях обеспечения методической поддержки школ, участвующих в апробации ФГОС, в июне начнутся курсы повышения квалификации более чем для 650 руководителей и педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ по вопросам внедрения стандартов. Также будут разработаны методические рекомендации, содержащие описание актуальных проблем и регионального опыта реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ключевая роль в определении образовательных маршрутов детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья отводится службе практической психологии образования. Сегодня она развивается на базе психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-медико-педагогических комиссий, общеобразовательных организаций.В рамках развития инклюзивного образования многие центры работают совместно  со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями и школами, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. На базе ППМС-центров в ряде регионов организованы ресурсно-методические центры инклюзивного образования. В последних созданы методические объединения специалистов помогающего профиля (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов).В рамках  проекта «Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям» (исполнитель – самарский центр повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр») создается примерный пакет нормативной и методической документации для центров. Будут также проведены курсы повышения квалификации для специалистов.И самое главное: руководители органов государственной власти в сфере образования в ситуациях оптимизации расходов не должны уходить от решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и их семей, в рамках своей компетенции обязаны организовать для них доступное и качественное образование, предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Право выбора образовательной организации является компетенцией родителей (законных представителей), и оно реально должно быть обеспечено и в коррекционной школе, и общеобразовательной.Департамент готов оказывать консультативную и методическую поддержку нашим коллегам в субъектах Российской Федерации и открыт к взаимодействию.СтатфактВсего в образовательных организациях обучаются 467176 детей с ограниченными возможностями здоровья.В коррекционных классах при общеобразовательных организациях – 110192 ребенка.В общеобразовательных классах – 146790 детей.В образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным образовательным программам,  – 210194 учащихся.По состоянию на начало 2009-2010  учебного года в России функционировало 1804 СКОУ, в которых обучались 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии. В 2012-2013 учебном году соответственно 1708 – 211  тыс. детей. На начало 2013-2014 учебного года  в 1676 специальных (коррекционных) организациях обучались  210194 ребенка.Количество специальных (коррекционных) школ за год сократилось на 32 учреждения.NB! На реализацию государственной программы «Доступная среда» в 2011-2015 годах предусмотрено 17,8 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета будет выделено 9 млрд  рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации – 8,8 млрд  рублей.В рамках программы Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  реализуют мероприятия, которые предусматривают:- создание в обычных образовательных учреждениях, реализующих  программы общего образования, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов;- оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным, оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата; – проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте