К великому сожалению, книга, о которой пойдет здесь речь, с современной “маркетинговой” точки зрения, названа неудачно и неточно. Потому да еще в соответствии с объявленным в оглавлении должностным положением автора – священник Евгений Шестун – она сразу же была сориентирована на книжные магазины определенного направления.
Признаться, и я, несмотря на свою православную ориентацию и сложившийся интерес к религиозной литературе, прошла было мимо: книга довольно объемная (более 500 страниц), да и цена “кусается” – около 50 рублей. Однако профессиональный интерес ко всему, что связано с педагогикой, заставил меня взять ее в руки и заглянуть по привычке в аннотацию, предисловие и послесловие, затем внимательно рассмотреть оглавление и библиографию, распределенную по разделам и темам. Привлекли внимание и некоторые “несочетаемые” имена рецензентов: весьма известный богослов протоиерей В. Асмус и еще более известный в широких педагогических кругах доктор психологических наук, профессор В.В.Рубцов.
Все более внимательно листая и просматривая эту книгу, я наконец четко осознала, что надо отказаться от намеченных покупок и истратить деньги на приобретение именно этой книги. Объясню причины выбора. Во-первых, книга в очень большой мере выходит за рамки заявленной в оглавлении темы и на самом деле гораздо более соответствует направлению, сформулированному в подзаголовке – “Исторические психолого-педагогические очерки”. Однако и подзаголовок не определяет в полной мере глубокого и широкого содержания книги, включающей в себя просто невероятное количество информации, совершенно неизвестной даже весьма образованному педагогу.
Во-вторых, удивительная особенность этой книги состоит в том, что, несмотря на такую информационную широту, она вовсе не содержит обычной для жанра очерков эклектики, а представляет собою целостный труд, в котором все части органически соединены между собою и прочно нанизаны на единый стержень – христианское мировоззрение автора – священника, православного педагога и кандидата педагогических наук, прошедшего до посвящения в духовный сан долгий и трудный путь школьного учителя.
И наконец, книга прямо ориентирована на учителя и, предлагая его вниманию подробный исторический обзор всех основных педагогических течений с христианской точки зрения, помогает осмыслить и оценить с мировоззренческих позиций современные многообразные и часто запутанные и противоречивые “новации”. При этом автор подчеркивает, что ни в коем случае не следует отказываться от положительного опыта современных прогрессивных педагогов, успешно реализовавших свои развивающие системы и новаторские методики в рамках светской школы последних десятилетий – Шаталова, Занкова, Амонашвили, Сухомлинского и др. Более того, вся “советская педагогика” должна быть изучена, переосмыслена и вовлечена в своих методических разработках в практику церковной школы”. Добавим от себя, как и в практику любого православно ориентированного образовательного учреждения.
Осмелимся высказать главную мысль, возникшую после внимательного прочтения рекомендуемой книги: труд о. Евгения Шестуна вполне может обеспечить учителю, желающему получить достойное духовное восполнение к своему профессиональному образованию, первоначальные основы православной педагогики. Самостоятельная работа над этой книгой позволит ему заново пересмотреть и переосмыслить всю вузовскую “историю педагогики” и не только значительно расширит ее рамки, но даст возможность наконец осознать ее роль и место в современных педагогических поисках и в целом во всей исторической цепи воспитания и образования человечества. И всю эту необъятную картину он увидит “сквозь магический кристалл” христианской антропологии. Вдумчивое внимательное чтение книги позволит увидеть развитие педагогической мысли от ветхозаветного, эллинского, византийского системного подхода к обучению до самых современных взглядов на “свободу” и “личность”, являющихся мировоззренческой, философской базой различных, нередко вступающих в антагонистические противоречия педагогических систем (см. I и II части названной книги).
Проштудировав эти фундаментальные разделы, кстати, изложенные легким, чистым литературным языком, учитель, если захочет, сможет благодаря великолепно отобранной библиографии во много раз расширить и значительно укрепить свои знания, получив в руки такой надежный компас для четко ориентированного плавания в безбрежном океане новой и неизвестной для нас литературы.
Заключают книгу небольшие по объему, но достаточно весомые по содержанию главки: “Учитель” и “Принципы православной педагогики”.
Они изложены так сжато и четко, что хочется просто их процитировать. Но не поддадимся искушению. Пусть учитель постарается приобрести или взять в библиотеке эту удивительную книгу, которая откроет ему целый неизведанный мир и станет его вторым педагогическим университетом.
Софья ИВАНОВА,
кандидат педагогических наук
Комментарии