Традиционно воспитатель года России передает свой пост новому победителю в ноябре, на очередном конкурсе. Из-за известных событий конкурс «Воспитатель года России»-2020 был перенесен на февраль 2021 года, но встретиться с победителем 2019 года Евгением Владимировичем Пепеляевым мне удалось именно в ноябре. И первый мой вопрос был:
– Как вы прожили этот непростой 2020 год, что делали?
– Да, прошел год… Недавно с победителями разных лет мы обсуждали в чате, что как раз год назад познакомились в Подмосковье, когда всех абсолютных собрали в честь десятилетнего юбилея конкурса. Иногда не верится, что прошло так много времени, кажется, конкурс был совсем недавно. Ностальгия накатывает…
Помню шведский стол в отеле «Аквариум» (находится в городе Красногорске, где жили конкурсанты и жюри. – Прим. авт.). Питался я там одним свежевыжатым соком. Стресс был настолько сильным, что не мог есть… А что касается 2020 года, он был наполнен разными вещами. В том числе открытиями, связанными с моей профессиональной деятельностью. Я много выступал, давал интервью всевозможным СМИ. Первое время к нам в детский сад постоянно приходили репортеры. Дня не проходило, чтобы мне в ВКонтакте не написали: «Можно, мы к вам придем, с вами пообщаемся?».
– А на радиостанции вас звали, Евгений?
– На радио у меня был потрясающий опыт. В апреле 2020 года меня пригласили на наше пермское радио «Комсомольская правда» для участия в передаче «Детский час» в качестве соведущего. В течение месяца я раз в неделю выступал в прямом эфире. Это было здорово! Там была дружелюбная обстановка, профессиональные ведущие всегда были готовы прийти на помощь. Я рассказывал об опытах, которые можно провести с детьми дома, а еще мы с ведущими часто читали вслух рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского. Как-то раз спели «Песенку друзей»…
Первый месяц после конкурса общение с журналистами слилось в единую картину. Я так устал, что на выходные просто сбежал от всех. Снял номер в гостинице и закрылся в нем. Ведь интервью – это не просто общение с журналистом. Нужно рассказывать, как все было на конкурсе, а значит, снова переживать все эмоции.
Много выступал перед коллегами – новыми конкурсантами. Участвовал в III Зимней экспедиционной школе молодых педагогов Пермского края «Учитель, которого ждут!» – совместном проекте Пермской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования и Министерства образования и науки Пермского края – давал там мастер-класс. Было много конференций, семинаров дистанционных.
– Чему были посвящены ваши выступления?
– Очень все по-разному. Я и опытом своего участия в конкурсе делился, и о своей работе рассказывал – что и как делаю. Еще транслировал на город и край свои конкурсные испытания – то, чего люди не видели. Советы для тех, кто собирается участвовать в «Воспитателе года», очень важны.
Когда ты не знаешь, что собой представляет конкурс, чересчур много неизвестности. Помимо того, что нужно готовиться к испытаниям, ты еще волнуешься, как это будет проходить. Когда есть понимание, как конкурс проходит на муниципальном, региональном уровнях, появляется больше уверенности.
– Евгений, я слышала, вас как-то по-особому встретили в Перми, когда вы вернулись из Москвы после конкурса…
– Мы ехали на поезде и туда, и обратно. В Москву – чтобы было время настроиться. А обратно – чтобы переключиться с конкурсной атмосферы на рабочий лад. В течение конкурсной недели я спал от силы три часа в сутки. Думал: сейчас сядем в поезд, высплюсь. Но, к сожалению, напряжение просто не отпускало…
И когда я приехал в Пермь и увидел, что меня встречают, я испытал смешанные чувства. Безусловно, было очень приятно, что столько людей в 12 часов ночи пришли на вокзал, и не просто пришли – готовились к этой встрече! Но я так вымотался, что мечтал только об одном – прийти домой, упасть и лежать. Встреча эта запомнилась фрагментами – кто-то обнимает, что-то говорит, но целая картина не складывается…
– А как воспитанники отнеслись к вашему участию в конкурсе? Что изменилось в вашей работе?
– Когда я приехал в Пермь и вернулся к своей работе, понял: детям все равно, какое звание носит их воспитатель, они ценят педагогов за другое. Ребята, конечно, порадовались, они говорили о том, что видели меня по телевизору, слышали, что я выиграл в конкурсе…
Думаю, для них это была причастность к чему-то значимому. В плане профессиональной деятельности я не заметил большой разницы. Единственное: мне хочется подтянуть свою повседневную деятельность к тому уровню, который был на конкурсе, когда я участвовал в испытаниях. Хочется ежедневно оставаться на конкурсной высоте.
– А это возможно? Как это сделать?
– Когда есть противоречие между тем, чего ты хочешь, и что можешь сейчас, возникает огромное пространство для роста. Возможно, в той мере, в которой это было на конкурсе, совместную деятельность сложно воплотить – и количество детей другое, и времени на подготовку меньше… Но некоторые элементы воспроизвести можно. А еще можно сохранить настрой на исследование. И понимать все время, что впереди – планка, до которой ты хочешь дотянуться, и путь туда тоже очень много значит!
Для меня на протяжении этих двух конкурсных лет самым сложным в совместной деятельности с детьми было научиться гибкости – ориентироваться на текущую ситуацию, то есть на ответы детей. Это и сейчас для меня основная задача – следовать за интересом детей. Чтобы главной была не моя, а их инициатива. Правда, когда в группе 25 человек, это намного сложнее, чем в условиях конкурса…
– Как родители воспитанников восприняли вашу победу на профессиональном конкурсе?
– Как только об этом стало известно, все меня поздравили в нашем чате в Вайбере. И еще целый месяц звонили, в том числе родители моих выпускников. Они были очень рады! Многие из них говорили, что это заслуженная победа. Отчасти родителям важно, что с их детьми работает человек, который получил звание воспитателя года.
Но мне бы хотелось, чтобы они запомнили и оценили ежедневную работу, отношение к детям. Чтобы шли в мою группу не потому, что там воспитатель года, а потому что там я.
– Евгений, как вы пережили самоизоляцию 2020 года?
– Весной детский сад не работал. С конца марта до 15 мая не работал в очном режиме и я. С 15 мая у нас открылась дежурная группа. Мы продолжали реализацию образовательной программы с помощью дистанционных технологий – высылали презентации, давали задания, предлагали мастер-классы. В Zoom проводили по итогам недели викторину, чтобы оставаться на связи – видеть детей.
У нас был такой настрой: если родители хотят, имеют возможность встречаться с нами онлайн – мы очень рады, если нет – ничего страшного. Многие своих детей отправили к бабушкам, к родственникам. Хотя некоторые родители в чат включили и бабушек. Активно в дистанционном общении участвовала треть группы, и это неплохо.
Дети очень хотели общаться! Когда викторины проводили, специально зумовскую конференцию организовали. Родители ушли от экранов, дети сами между собой общались. Соскучились друг по другу.
– Поддерживаете связь с коллегами по вашему конкурсу?
– Есть группа в Вайбере. После конкурса активность была высокая, сейчас сошла на нет. С другими победителями общаемся, обмениваемся опытом. Я заметил по участникам прошлых лет, что первый год после конкурса переходный – ты пытаешься осознать, что произошло. А потом начинается самое интересное…
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии