search
main
0

Евгений ЦЫГАНОВ: Не сравнивайте меня с Олегом Далем

В прокат вышел фильм режиссера Александра Прошкина «Райские кущи», снятый по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Действие перенесено в наши дни, при этом основные сюжетные линии сохранены в первозданном виде. Оказалось, что пьеса, написанная более сорока лет назад, удивительно актуальна и по сей день, без натяжки проецируется на новое время. Не изменились и люди – с их страстями, пороками, радостями и печалями.

Как объясняет Александр Прошкин, Вампилов создал не просто пьесу, а матрицу, которую можно наложить на любую эпоху. Поэтому, перенося сюжет в современность, поменять-то пришлось совсем немного. Трудятся герои Прошкина в модном рекламном агентстве. Жилье Зилов получает в престижном загородном поселке Райские Кущи, что, естественно, вызывает зависть у его сослуживцев. В остальном все то же самое. Жена, любовница, друзья, беспричинная скука и мечта, горькая, отчаянная мечта о вожделенной охоте.По словам режиссера, желание обратиться к этому произведению Вампилова, изменив время действия, было продиктовано еще и тем, что автор никого не осуждает. Для Прошкина это было чрезвычайно важным. «Его интонация – это интонация человека, который пытается понять каждого и в чем-то оправдать, – говорит режиссер. – Так, в пьесе «Утиная охота» нет разделения на хороших и гадов: в каждом есть и положительное, и отрицательное. Все человекоподобные».«Райские кущи» – это первый фильм Александра Прошкина о современности. До этого действия всех его картин происходили в прошлом – где-то в совсем далеком («Михайло Ломоносов»), где-то в более близком («Доктор Живаго», «Чудо», «Живи и помни»). Поэтому себе в помощники Александр Анатольевич призвал известного кинодраматурга Александра Родионова, который успешно работает с современным материалом. С ним вместе он и постарался перевести «Утиную охоту» на язык наших дней. Кстати, в титрах нет упоминания имени Александра Вампилова. Этот запрет был наложен родственниками драматурга, которые даже не видели картину. Такая вот получилась парадоксальная ситуация, ведь всем известен первоисточник и его автор.А еще всем памятен, конечно, замечательный фильм режиссера Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», снятый в 1979 году. Это была классическая экранизация пьесы с великолепным Олегом Далем в главной роли. Да и вообще актерский состав там был изумительный: Юрий Богатырев, Ирина Купченко, Евгений Леонов, Николай Бурляев, Наталья Гундарева.Поэтому хочется предостеречь всех потенциальных зрителей фильма «Райские кущи»: не надо сравнивать картины Мельникова и Прошкина, не стоит сравнивать и актеров. Не потому что где-то хуже, а где-то лучше, вовсе нет. Это два абсолютно самостоятельных, серьезных кинопроизведения, и они не нуждаются в сравнениях. Нужно просто посмотреть и подумать.В картине Александра Прошкина тоже снимались прекрасные актеры – Чулпан Хаматова, Дмитрий Куличков, Ангелина Миримская, Виталий Хаев. На роль Виктора Зилова был приглашен один из самых популярных российских артистов Евгений Цыганов. Режиссер говорит, что на главную роль он искал актера «симпатичного, милого, обаятельного, всеми любимого, но не героя в классическом понимании», потому что и самого Зилова героем назвать нельзя. Действительно, героического в общепринятом понимании в нем маловато. Вот как описывал своего персонажа Александр Вампилов: «Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Блестящая характеристика, практически с ходу дающая представление о человеке! Думается, что в свое время Олегу Далю, а теперь и Евгению Цыганову удалось уловить эту интонацию «хандры ниоткуда», эту непонятную усталость от жизни в столь раннем возрасте, этот напускной цинизм, все те качества, которыми Александр Вампилов наделил Зилова. И ведь несмотря на все это, зрители обычно относятся к герою со снисхождением и пониманием, узнавая в каких-то его чертах самих себя.Накануне премьеры фильма «Райские кущи» мы побеседовали с исполнителем роли Зилова Евгением Цыгановым.- Евгений, а ведь это не первая ваша встреча с драматургией Александра Вампилова?- Я играю в спектакле Павла Сафонова «Старший сын» с Виктором Ивановичем Сухоруковым. Там схожие темы, они кочуют у Вампилова из пьесы в пьесу. Фильм «Райские кущи» сделан по мотивам «Утиной охоты», я большой поклонник этой пьесы. Сценарий написал Александр Родионов, он сумел перенести действие в современность. Мне кажется, ему удалось уловить какие-то основные, значимые вещи, он точно поймал тональность, нерв этого произведения. Конечно, это была рискованная затея, но я не мог от нее отказаться.- Что привлекло в первую очередь?- Тут несколько факторов оказались значимыми. Во-первых, меня позвал Александр Анатольевич Прошкин. Во-вторых, сама роль показалась мне необычайно важной. В-третьих, рядом были потрясающие партнеры. Со многими я работал не в первый раз, с кем-то в первый. С замечательным оператором Шандором Беркеши мы встречались еще на «Детях Арбата». Честно говоря, я не представлял себе, что из этого должно сложиться. В результате, как мне кажется, это похоже на кино. Не на пьесу, перенесенную на экран, а именно на самостоятельный фильм. В картине есть атмосфера, настроение, искренность, своя собственная ценность. Конечно, я понимаю, что мы обречены на сравнение с тем давним замечательным фильмом режиссера Виталия Мельникова, где Зилова играл Олег Даль. Может быть, даже обречены на неуспех. Но, наверное, успех в нашем деле не самое главное. Нас учили не бояться неудач. Если есть необходимость высказаться, не стоит молчать. Александру Анатольевичу было важно дать оценку сегодняшнему дню. Думаю, этот большой мастер в свои 75 лет имеет на это полное право.- Разумеется. А вы фильм с Олегом Далем пересматривали перед началом съемок?- Нет. Я хорошо помню «Отпуск в сентябре». Даль в этом фильме очень аристократичен, высокомерен, надломленно остроумен. Сравнивать бессмысленно, я совсем другой.- Как вы относитесь к своему герою? Вам жаль его?- Начнем с того, что он вообще не герой. Он и в советское время не был героем, может, поэтому пьеса была запрещена и долгое время не ставилась. И когда по ней наконец-то сняли фильм, его тоже положили на полку. Было представление о советском герое, каким он должен быть: сильный, волевой, принципиальный, понимающий политику партии и вообще молодец. Зилов под такое определение никак не подходил. «Утиная охота» – это какая-то, видимо, личная история самого Вампилова.А по поводу «жаль, не жаль» не думаю, что Зилов нуждается в нашей жалости. Эта история совсем не об этом.- А не кажется ли вам, что подобный персонаж несовременен, что этот человеческий тип все же больше созвучен тому времени, когда он был создан, нежели нынешнему?- Этот вопрос лучше задать режиссеру Александру Прошкину. Я так понимаю, что он считает сегодняшнее время гораздо более душным, чем то, ушедшее. Но вот такой реальный случай: когда пьеса была написана, ребята из конструкторского бюро в Барнауле составили письмо в ЦК Компартии, мол, у них в учреждении таких, как Зилов, быть не может и это все поклеп на советское общество. После чего пьесу и запретили. Вы говорите, что Зилов несовременен сегодня, а они считали, что он и тогда был несовременен.- А есть ли что-то общее между вашим Зиловым из «Райских кущ» и вашим же Хрусталевым из сериала «Оттепель»?- Ну в первую очередь они оба мужчины, это их главная и определяющая черта. Не могу рассуждать, кто из них мне ближе. Я не психиатр сам себе, чтобы это анализировать. А журналисты не священники, чтобы перед ними исповедоваться. Могу только сказать, что меня привлекают оба эти персонажа, они небезупречны, им присущи многие недостатки, у них непростые отношения с женщинами и с собой, но они не фальшивят и пытаются не врать самим себе, чем еще больше осложняют свою жизнь. Их интересно играть. Передо мной есть сценарий, есть режиссеры, которые хотят увидеть определенного героя, слабого или сильного, сомневающегося или уверенного. И, видимо, во мне они находят того, кто может перенести на экран их задумки.- Интересно было бы сняться в продолжении сериала «Оттепель»?- Это вопрос к Валерию Тодоровскому, захочет ли он делать продолжение, что это будет за история и позовет ли он меня. Вроде бы планы были, он хотел снимать в Одессе, но сейчас это невозможно. И вообще ничего предполагать нельзя. Мы не знаем, что будет завтра, так что к чему загадывать?- Как вы думаете, удалось ли вам сыграть Зилова таким, каким его задумал автор?- Не мне об этом судить. Вампилов написал непростую историю, мне она близка. А уж получилось или нет, пусть лучше скажут зрители.- Можете поделиться самым ярким воспоминанием со съемок фильма «Райские кущи»?- В один из первых дней случился такой замечательный, очень кинематографичный момент: шел дождь, я пережидал его в избушке у озера, где обычно сидят спасатели, смотрел, как на берегу под намокшими зонтами стоят три человека – режиссер, кинооператор и звукорежиссер. Такая унылая картина: озеро, лес, три «маньяка» под дождем. Стоят, мокнут, тоскливым взглядом смотрят куда-то вдаль, не уходят и решают, каким должен быть кадр. И я подумал, что вот это и есть Настоящее Кино. Было такое чувство, что это даже не 2014 год, а съемочная площадка конца 60-х – начала 70-х. Когда нет никаких огромных бюджетов, больших съемочных групп, зеленых экранов, вертолетов, зато есть настоящие люди, готовые простоять сутки, ждать, когда все прояснится и можно будет начать снимать. И это киношники – три зонта и ожидание! Такие по-хорошему сумасшедшие люди, фанаты своего дела.- У Зилова в пьесе и в фильме есть одна большая мечта – поехать на охоту. Вы ее разделяете?- Мне кажется, что в данном случае тут даже несколько иной смысл. То есть имеется в виду какое-то искреннее желание человека. Ведь в русском языке «охота» – слово многозначное. Есть вещи, которые от нас требуются. Мы знаем, какими мы должны быть в семье, что от нас ждут на работе, в социуме, кого пропустить вперед, кому руку подать и так далее. А помимо этого есть охота – это, может быть, что-то почти животное, инстинктивное. Это можно услышать, а можно и не услышать. Возможно, Зилов как раз услышал, отсюда и возникает этот конфликт. Что касается меня, то я не охотник. Не стал бы бегать с ружьем за животными.- И напоследок традиционный вопрос: где вы сейчас снимаетесь?- Недавно я снялся у режиссера Нигины Сайфуллаевой в картине «Детки». Сейчас работаю со Славой Россом над большим историческим фильмом. И еще у меня должна быть постановка в театре, надеюсь, что она тоже сложится уже в этом сезоне. Но что это будет – пока не скажу.От редакции26 ноября в прокат вышел фильм «Райские кущи», а в декабре состоятся премьеры еще двух картин с участием актера – «Страна ОЗ» Василия Сигарева и «Про любовь» Анны Меликян. Евгения Цыганова можно также увидеть на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» в спектаклях «Безумная из Шайо», «Бесприданница», «Одна абсолютно счастливая деревня», «После занавеса». Кроме того, не так давно в «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Олимпия» по пьесе Ольги Мухиной, где Евгений Цыганов дебютировал в качестве режиссера.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте