Творческая личность – разве не ради этого работает школа? Вот только почему-то редко видим мы в реальной жизни эту самую «творческую личность». Кроме того, мало кто вообще может объяснить, что это такое.
Творческая личность… Человек-творец. Гений. Леонардо да Винчи. А как назвать тех неизвестных, но настоящих специалистов, которые, скажем, готовят к запуску космическую ракету? Их много, причем ни одной фамилии мы не знаем. И не из-за секретности. Просто мы все понимаем: это вовсе не гении. Может быть, их даже нельзя и назвать творческими личностями. Они просто умеют хорошо делать свою по-настоящему сложную работу.
Ко мне приходил только что мастер чинить электроплиту. Эта старая электроплита, заслуженный член семьи, много лет кормившая и поившая всех нас. Я не могу ее починить, несмотря на то что умею считать интегралы (чем иногда горжусь, но не зря ли?). А вот мастер Валера – он может починить. Он высококвалифицированный рабочий.
Я бы хотел сказать несколько слов о нем. Мы живем в поселке, где раньше жили рабочие и инженеры военного завода, выпускавшего и испытывавшего подводные торпеды. Это было еще во времена Советского Союза. Когда Союз распался, Крым тогда стал украинским, а завод прекратил существование. Но наш поселок остался, и люди в нем остались те же самые.
Это поселок инженеров и квалифицированных рабочих, людей с золотыми руками и хорошими мозгами – других тут не держали.
Вот я приоткрываю крышку плиты (это старая зарубежная плита): множество проводков разного цвета, переплетенных и собранных в жгуты. Откуда Валера знает, куда и зачем идет тот или иной провод? А между тем он разбирал и собирал ее по винтику. Он седой, мудрый человек. Да, и он продукт школы. Той, «старой».
Можно ли назвать его творческой личностью? Вот уж не знаю. Творчества тут мало. Тут что-то другое. Тут – высокая квалификация мастера. Говорят, завод будет восстанавливать Россия. Может быть, тогда старики, которые теперь уже на пенсии, понадобятся вновь? Как бы этого хотелось. Ведь они могли бы передать свое мастерство, свои технические навыки и знания следующему поколению. А пока они уходят, и дай Бог продержаться им еще сколько-то лет.
Можно подумать, что я не ценю творчество. Да нет же, это совсем не так. Наверно, нельзя отрицать, что есть элемент творчества и в работе мастера по электроприборам. Но это творчество возникает отнюдь не сразу. Оно рождается с годами. И оно невозможно без высокой квалификации. Без компетенции.
И начало этому кладет именно школа. Школьные знания: теорема Пифагора, закон Ома… И вот тут и возникает вопрос: так, но если творчество вырастает в человеке на основе школьного базиса, то какова роль творчества в рамках самой школы? Понятно, что я говорю о творчестве ученика, учитель-мастер – это другое дело, у него и «базис», и годы опыта. Но обычно же говорят о том, что школа должна выпускать из своих стен уже сразу человека-творца!
Каков замах! Да? После школьного бала Леонардо да Винчи сразу создает ракеты. Этого мальчика или эту девочку вы не можете не к проектированию нового самолета, где по-настоящему требуется творчество, а просто к пульту теплоцентрали допустить. Хотя там творчества еще и нет. Но суть в том, что основу, скелет бытия любого общества, в том числе нашего составляют не «творцы», а квалифицированные специалисты. Да, вот именно так! Квалифицированные. Специалисты. А их становится все меньше и меньше. Они просто умирают от старости. Им на смену должны приходить новые. В этом состоит функция школы. Это первая станция на пути профессионалов. Творчество – оно необходимо. Необходимо ученому. Необходимо даже высококвалифицированному монтажнику. Но оно не может существовать без базиса школьных знаний, а последний, хоть в нем и сконцентрировано творчество человечества, нужно усвоить таким, каков он есть. Не меняя, а усваивая. Причем многое – просто запоминая.
Школа, в которой я учился, в которой учился мастер -Валера, была другой. Я пошел в школу в 1961-м, тогда еще никто не говорил о необходимости воспитывать творческую личность. Эта тема возникла только в середине 60-х. Мы писали ручками со стальным пером, окуная перья в чернильницы. Мы трудились, выписывая каждую букву, и так продолжалось месяцами. Ряды палочек, крестиков, квадратиков, крючочков, нажим, без нажима… Все это очень медленно преобразовывалось в нечто похожее на буквы. Это был большой детский труд. И он давал плоды.
Посмотрели бы учителя старого пошиба на каракули в современных тетрадях даже шестиклассников! То, что сейчас норма, тогда считалось патологией. Был даже предмет «Чистописание» – где он теперь? Во что «свернулся»? Тогда для первоклассника был едва ли не главный. Скажут: а зачем это было нужно? Тем более – зачем нужно теперь, когда перед всеми, кто пишет, клавиатура? Посмотрим с другой стороны. Во-первых, связь мелкой моторики и развития мозга. Это реальные вещи – читали же нейропсихологов! Но еще более важно: детей приучали к не творческой, репродуктивной работе, трудолюбию. И это важные составляющие успеха.
Идеологи советской школы заявили: творчество в школе с первого класса! Показывали фильмы экспериментальных школ, где уже в первом классе детям объясняли, что такое «х» и «у». Закончилось падением качества чтения. У меня нет результатов экспериментальных данных, но все мы это знаем, так как видим своими собственными глазами. Если ребенок плохо читает, то он не может освоить тот объем книг, который требуется для самого важного предмета в школе (на мой, естественно, взгляд) – для русской литературы.
Начинается понижение уровня образования. Сначала не так видно. Тем более экзамены проводятся теми, кто так учит, все маскируется. Ведь никакого ЕГЭ тогда не было. Наконец наступает срыв. И тогда некому уже готовить космические корабли к полету. И тогда падают ракеты, падают «Протоны»… 30 лет летали – и все было нормально. Казалось бы, что изменилось?
А изменилось главное, и начало изменяться в конце 60-х, в 70-е годы. Изменилась формула школы. Понятно же, что школа, ориентированная на псевдотворчество, – это совершенно другая школа, чем та, что ориентирована на компетентность и высокую квалификацию, а уж потом и на творчество на этой основе. Так не пришла ли пора меняться, пока мы еще полностью не потеряли все? Я уверен, что сможем – в это можно верить. А Валера, вот смотрю, соединил какие-то проводки, и все заработало… Вот он мастер. Так не пора ли и нашему образованию соединить какие-то важные проводки?
Комментарии