Помню, как была потрясена, когда девятилетней школьницей попала в квартиру к педагогам Аслановым. Такого количества книг в домашней библиотеке я не видела больше нигде. И что главное – они не пылились на полках. Книгами пользовались не только хозяева, но и ученики всех классов. И Эвелина Федоровна, и ее муж Кузьма Трифонович (он работал директором нашей школы) всегда радушно принимали нас.
В семнадцать лет Эвелина связала свою судьбу с опасной профессией разведчика. О войне, о своих подвигах рассказывать она не любила, да и, наверное, многое нельзя было говорить. Позднее, уже после окончания школы, мы узнали, что в год 40-летия Великой Победы нашу заслуженную учительницу Асланову наградили орденом Отечественной войны I степени.Со своим мужем юная разведчица повстречалась на войне. Кузьма Трифонович Асланов за свои подвиги помимо медалей был награжден орденом Красной Звезды. Родился герой на Украине, в Старобешевском районе Донецкой области. Переехала сюда после Победы на постоянное место жительства и бывшая разведчица.Кузьма Трифонович преподавал у нас историю. Его очень уважали, а предмет, который он вел, любили. Его прекрасную супругу мы, ученики, сравнивали с Анной Ахматовой. Царственная, красивая, она будоражила идеями, требовала творческого подхода к любому начинанию. Эвелина Федоровна придумывала столько интересных дел, и каждое казалось очень важным и нужным. Она подвигла нас на поисковую работу. Мы любили приходить к ней домой. Помню, сидим вечером за круглым столом в доме Аслановых. Скатерть с кистями, над столом абажур, кожаные диваны, дубовая мебель, книги, книги, книги. Мы пишем в разные концы страны письма матерям героев, погибших на войне. Прекрасная, царственная хозяйка дома возглавляет наш «писчий» стол. Какое это замечательное время! Я всегда с удовольствием шла в свою альма-матер, хотела учиться. А объясняется это просто – у нас были замечательные наставники! Вспоминаю их всегда с теплотой и огромным чувством благодарности. Ни единого раза не слышала я повышенного голоса родного педагога, ни единого оскорбления в адрес неуспевающего ученика! Уроки русского языка и литературы (именно их преподавала Эвелина Федоровна) не прогуливал никто, даже те, у кого были нелады с предметом. Они могли получить «неуд» за грамотность, но как это подавалось?! «Конечно, грамотность надо подтянуть. Но я рада, что ты высказал свое мнение, а не критика. За свое старание честно получаешь «четыре», – частенько говорила Эвелина Федоровна таким ребятам. «Вы должны уметь высказывать личное мнение, а не пересказывать чужое» – эти слова педагога я запомнила навсегда. Уже обучаясь в Горловском государственном пединституте имени Н.К.Крупской, я узнала о межпредметных связях. А в школьные годы было так: изучаем тему по истории – обязательно вспоминается творчество писателей того времени; тема по географии – на ум приходили поэты, воспевшие красоту этого края в своих произведениях. В десятом классе я почти всю вторую четверть пролежала в больнице. Естественно, пропустила тему по изучению творчества Владимира Маяковского. И что вы думаете? Эвелина Федоровна за несколько дней до моих экзаменов в институт позвонила по телефону и сказала: «Я жду тебя. Нам надо разобрать тему, которую ты пропустила». Мы проработали весь материал, и через несколько дней на вступительном экзамене мой ответ о Маяковском очень понравился экзаменаторам. А все это случилось благодаря Эвелине Федоровне. Немало интересного еще можно рассказать об этой удивительной женщине, бывшей разведчице под именем Лидия, о настоящем Учителе.Вышло так, что около двух лет назад я приехала жить в Подмосковье. Была вынуждена покинуть Украину. Моя учительница и представить себе не могла, что на нашей родной земле будет твориться такое… Ангелина РАДЧЕНКО, ветеран педагогического труда, Орехово-Зуево, Московская область
Комментарии