Впервые уроки информатики стали преподавать в конце 80-х годов прошлого столетия. Тогда мало кто из учителей был знаком с умными симпатичными заморскими машинами. Слово «компьютер» вообще казалось термином, а на уроках ИВТ выводили алгоритмы. Но уже тогда педагоги понимали – виртуальная реальность совсем близко и нужно к ней подготовиться. Но как? Ведь компьютер – это не просто «привет из будущего», «электронный интеллект», это прежде всего неограниченные возможности. Значит, следует для начала научиться пользоваться им, затем его использовать (то есть работать с информацией) и обязательно задавать ему новые и новые алгоритмы. Так сформировались три направления в методике преподавания информатики: компьютерная грамота пользователя, работа с информацией и программирование. Вот тут и начались споры.
По мнению Олега Беспалова, учителя с 13-летним стажем из 24-й брянской школы, школьный курс информатики слишком раздут, учат почти по Пушкину – чему-нибудь и как-нибудь. Но не по невежеству учительскому (подобное словосочетание вообще оскорбительно для оных). Каждый учитель информатики с первого дня своего пребывания в школе практически разрабатывает свой, авторский, курс предмета, создает и авторскую методику его преподавания. Олег Беспалов, к примеру, считает, что изучать компьютерную грамоту лучше с пятого класса, программирование вводить в старших, а вот работать с информацией нужно вообще на протяжении всего образовательного процесса.
Один на один,
или Сам себе режиссер
Всякое новшество так или иначе наводит страх, ведет к стрессовым ситуациям. Мучительные «а вдруг» или «как бы чего не вышло» возникают тогда, когда есть хоть какой-то жизненный опыт. Потому самые бесстрашные испытатели – дети. Им все интересно, они познают мир, причем относятся ко всему играючи. И это сразу стали использовать педагоги.
В младших классах предмета информатики нет. Однако малышей тянет в компьютерный класс. Вместе с учителем Олегом Васильевичем они играют, изучая. На уроке достаточно шумно. И это первое, что отличает урок информатики от урока, скажем, математики. Но, поправляет учитель, это рабочий шум. Есть масса развивающих программ, которые помогают учиться считать, писать и даже говорить по-английски. Можно пойти дальше, дать основы дизайнерского мастерства. Все эти «разукрашки», «рисовалки» развивают образное мышление маленького человечка. Но главное, юные пользователи понемногу начинают понимать, что эта машина может облегчить и приукрасить их жизнь! Психолог (и одновременно жена) Галина Беспалова замечает, мальчишки охотнее стреляют. Ведь агрессия обществом не принимается. Агрессия – это плохо. А в виртуальной реальности можно стрелять, догонять и, главное, побеждать! Это очень важно для мальчишки. Осознание высоких ценностей к нему приходит позже. Девчонки, как правило, мечтают, а потому рисуют свой сказочный мир. Побеждать и добиваться успеха они будут иначе. Евы гораздо раньше Адамов понимают, что компьютер стоит в каждом офисе, потому скорее изучают так называемые офис-программы. Уже в классе 6-7-м они «приручают» интернет. Часок-другой, и реферат на любую тему готов. Остается больше времени поболтать по телефону, постоять у зеркала, полистать модные журналы. Юношам интересно другое. «Использовать интернет так примитивно?!» – возмущались мои соседские начинающие геймеры. Во-первых, расширяется виртуальное поле борьбы! Побеждать супергероя можно не только сидя в Брянске, в стенах уютной квартирки. Гораздо «круче» победить раньше соперника с каким-нибудь «прикольным» именем да еще живущего где-нибудь во Владивостоке…
И вот тут пора вспомнить родителей. Они вдруг понимают, что «теряют» любимое чадо. Оно пропадает в клубах, пропускает уроки. Кто-то покупает компьютер ребенку, но лишь усугубляет ситуацию. В конце концов, обессиленные и измученные прогрессом, они возмущаются: и куда школа смотрит?!
А это начало уже новой истории…
Альтернатива есть!
Урок информатики никогда не прогуливают и не опаздывают к его началу. Здесь практически не задают домашнего задания, а двойку получить – не солидно. Ну просто сказка, а не предмет! Но секрет прост. Во-первых, базовый курс информатики предполагает введение предмета только в старших классах. Однако многие директора изыскивают возможности, и в школе за компьютер ученики садятся уже в пятом классе. Психологи не против: главное, выдерживать нормы – не более 30 минут работы. Кроме того, управлять мышкой проще малышу с его только развивающейся «мелкой моторикой руки». Во-вторых, дома пока не у каждого ребенка есть компьютер, потому «задавать на дом» – лишь создавать бессмысленные трудности, а значит, провоцировать негатив. И, наконец, в-третьих, учитель на уроках информатики действительно бог-творец. Вот пример. Перед началом учебного года брянским преподавателям информатики предложили три программы на выбор! Ну кто из предметников может похвастать таким демократичным разнообразием! Теперь о формах и методах.
В Брянском университете методику преподавания информатики студенты изучают уже лет десять, а семь из них вместе с Натальей Ивановой, преподавателем кафедры информатики и прикладной математики. И студенты, и преподаватели, и учителя говорят об одном – методических разработок недостаточно. Прежде чем отправить студентов на практику, Наталья Алексеевна помогает им выстроить почти каждый урок. Конечно, есть методический опыт практикующих учителей, но пока скромный. Больше приходится придумывать и самой, и студентам. Одно успокаивает: найти подход к ученику, заинтересовать его практиканту, будущему учителю информатики, проще. Ученик независимо от пола и возраста сам желает получать знания. Трудности скорее технические. Компьютеры, конечно, в школе есть. Но их все равно недостаточно. Потому класс делится на группы, но работать надо индивидуально. Из всех известных педагогике ТСО лучший друг учителя информатики… проектор. А для него нужны заготовки. Их-то катастрофически и не хватает! Кстати, где их раздобыть, учителя представляют смутно. Уроки-то, как правило, авторские! Именно поэтому Олег Беспалов готовит их сам. Хотя, соглашается, не отказался бы и от готовых.
Основной, базовый курс информатики начинается в 10-м классе. Работают учитель и ученики в основном по шаблону. Олег Васильевич задание, выполненное по шаблону, оценивает тремя баллами. Чтобы заработать высокую оценку, десятикласснику нужно еще и побеседовать с учителем.
В беседе учитель определяет, насколько ребенок понимает то, что сделал. Кстати, 14-16 лет, по мнению психологов, самое время формировать аналитические навыки. И, кстати, пол тут совсем не имеет значения. Меняется и мотивация – «мне это нужно, потому и интересно». В одиннадцатом классе задание усложняется. Ученики приступают к изучению офисных программ. Задания лабораторных работ выходят за рамки шаблона, но остаются в рамках изученного материла. Олег Васильевич считает, что работать в выпускном классе по шаблону не стоит. Навыки уже есть, необходимо развивать логическое и аналитическое мышление ученика, переходить к программированию. В итоге один из экзаменов – информатика.
Ребята выбирают реферат по информатике не потому, что так проще, а потому, что сложней и интересней. К примеру, Максим Симченко решил «разобраться» с системой безопасности, которую установил его учитель. Правда, пока безуспешно. Но реферат получился интересным. Олег Беспалов говорит, что из Максима может получиться хороший системный администратор. А вот Катя Масюкова решила досконально изучить вирусы и методы борьбы, точнее, защиты от них.
Однако даже самые «продвинутые» отличники могут обнаружить большой пробел в знаниях. И прежде всего это «языковой барьер». Имеется в виду язык программирования. Напомню, школьный учитель пока имеет возможность выбирать программу. И как бы ни стремился он объять необъятное, изучить вместе с учениками все языки программирования невозможно.
Комментарии