5 августа 2008 года Правительство РФ приняло постановление, вводящее с 1 декабря этого года новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, оплата труда которых пока еще идет по Единой тарифной сетке («УГ» уже писала об этом в 33-м номере за 12 августа). Таким образом, ЕТС начинает отходить с ранее завоеванных позиций, а новая система оплаты со всеми компенсационными и стимулирующими выплатами занимает ее место. Все под флагом увеличения зарплаты бюджетников, в частности работников образования.
Пусть никого не смущает, что постановление пока касается только федеральных работников, его эхо неминуемо достигнет регионов, весь вопрос, когда это произойдет. Во-первых, еще нет никаких разъяснений по части того, как реализовывать постановление на практике. Правда, оно предписывает до 1 сентября 2008 года утвердить методические рекомендации по разработке условий оплаты труда работников, а до 1 ноября 2008 года организовать и провести обучение специалистов – главных распорядителей средств федерального бюджета в связи с введением новых систем оплаты труда. Но мы хорошо знаем, как чиновники ведут подобные разработки. Пример – пресловутые автономные учреждения: закон принят, но сопровождающие и разъясняющие документы в полном объеме пока отсутствуют. Во-вторых, нет все же ясности в том, как конкретно будут формироваться зарплаты и каким образом государство обеспечит справедливость при этом формировании.
Что же ждет бюджетников-федералов?
Системы оплаты их труда будут включать в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Размер выплат будет устанавливаться коллективными договорами, соглашениями и, что самое интересное, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Понятно, что при этом существенно возрастет роль профсоюза, который эти самые соглашения и договора заключает с администрацией на разных уровнях. Теперь те образовательные учреждения, которые не имеют профсоюзных организаций, будут вынуждены их создавать, а педагоги – в профсоюз вступать, иначе некому будет не только обговаривать условия их труда и его оплаты, но и защищать их права на достойную и справедливую зарплату. Мнение представительного органа работников в новой системе оплаты труда должно учитываться. Весь вопрос в том, кто и как будет прислушиваться к этому органу. Мы отлично осведомлены о том, как учитывалось в последнее время мнение Профсоюза работников народного образования и науки и какие бои приходилось вести его руководителям.
Что касается установления размера оплаты труда, то тут намечается некоторое смешение финансовых жанров. Отступая, ЕТС все же по сути останется, так как пока нет никаких других критериев, которые бы помогли определить размеры зарплаты педагогов. Конечно, устанавливающим эти размеры потребуются единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих, руководителей, специалистов и служащих, государственные гарантии по оплате труда, перечень видов компенсационных и стимулирующих выплат, примерные положения об оплате труда, а также рекомендации Российской трехсторонней комиссии. Но последнее слово останется за конкретным руководителем образовательного учреждения. Именно он будет устанавливать размеры ставок. Вопрос в том, как он это сделает. Понятно, что тут будет существенную роль играть личностное отношение руководителя к работнику: всем известно, сколь велика роль субъективности в педагогических коллективах. Прибавим еще одно обстоятельство: практически все руководители образовательных учреждений стараются сделать первичные профсоюзные организации карманными, лояльными и поступающими по указке свыше. Не все профсоюзные лидеры в состоянии быть независимыми и объективными. Ведь в школе профлидер – такой же учитель, как и все другие члены коллектива, и директору школы не составляет особого труда создать определенное мнение в коллективе по поводу того или иного профлидера, чтобы сменить его на очередном отчетно-выборном собрании. Если так, то власть руководителя при назначении зарплат будет поистине безграничной. Правда, придется считаться с квалификацией и профессиональной подготовкой педагогов, ибо тогда школа не сможет обеспечить должное качество обучения. Но путь к этому чрезвычайно долог, и проходить он будет все равно через личностные отношения в коллективе.
Новая система оплаты труда (пока на федеральном уровне) предполагает, что резко выделится группа тех, кто возглавляет образовательные учреждения. Руководитель будет получать до 5 средних размеров оплаты труда основных работников. Можно себе представить, каким миллионером может стать ректор вуза. Рядом с ним оказываются не менее богатые заместители и главные бухгалтеры, чьи зарплаты станут всего на 10-30 процентов меньше зарплаты руководителя.
Можно предположить, каким образом руководитель станет повышать уровень своей зарплаты за счет средних зарплат работников. Он будет, конечно, заинтересован в повышении этих средних зарплат, но увеличить их он сможет лишь одним образом: за счет сокращения штата. Чем больше работников, тем ниже средняя зарплата, именно поэтому при введении новой системы оплаты труда учителей в Тюменской области и произошло существенное сокращение пенсионеров и молодых педагогов. Штатное же расписание будет утверждаться руководителем образовательного учреждения, так что тут палка, как говорится, о двух концах.
Не следует заблуждаться относительно того, каким образом дела с новыми системами оплаты труда пойдут дальше. У нас государство просто так эксперименты не проводит, у него всегда на этот счет далеко идущие планы. Регионы – победители конкурса в рамках нацпроекта «Образование» переходят на новые системы оплаты труда, но тут никакого творчества в рамках эксперимента нет и быть не может. Тех, кто предлагает некоторые коррективы, подсказанные практикой, жестко лишают полного объема предусмотренного финансирования. Анализа нет: есть бухгалтерский подход по принципу «да» – «нет», нюансы никого не интересуют. То, что «выжмут» из регионов, участвующих в эксперименте, потом распространят в приказном порядке по всем остальным субъектам РФ. Но если одни проводят эксперимент на сотне-другой школ, то другие – на пяти-десяти. Так что репрезентативность весьма приблизительная или вообще отсутствует. Но выводы в пользу КПМО это делать не мешает. Остальные регионы и сами понимают, что их очередь придет, поэтому стараются загодя разрабатывать свои системы оплаты труда. Причем некоторые из этих регионов предлагают лучшие решения, чем регионы – победители нацпроекта. Но эти решения никого не интересуют, организаторы эксперимента не проводят никакого сравнительного анализа и никаких выводов пока не делают. А зачем? Проще потом навязать свою модель и приказать ее использовать, сказав, что эксперимент показал ее преимущества и жизнеспособность. При этом уже робко звучат голоса, что при новой системе оплаты труда зарплата учителя становится не намного выше, а то и вообще снижается. Как это сочетается с лозунгом, что положение работника при новой системе оплаты труда не должно ухудшаться, пока не ясно.
Николай ХЕКАЛО, председатель Ростовской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки:
– Я представляю ту отрасль, которая, увы, пока не может похвастаться полным решением проблемы социального партнерства. У нас наибольшее количество организаций и учреждений, не имеющих коллективных договоров. Но и многие из тех договоров, которые есть, носят чисто декларативный характер и сделаны для галочки. Многие руководители не соблюдают Трудовой кодекс РФ, поэтому в коллективных договорах приходится дублировать те положения Трудового кодекса РФ, которые систематически не выполняются.
Социальное партнерство у нас в области имеет избирательный характер. По одним вопросам профсоюзы могут привлечь к обсуждению проблем, а по другим, порой очень животрепещущим для нас, про участие полноправных представителей работающих могут и забыть. Например, если бы мы в свое время не наткнулись в Интернете на упоминание о готовящемся введении новой системы оплаты труда бюджетников области и не «встряли» в этот процесс по своей инициативе, то с нами никто и не подумал бы советоваться. Мы сделали свой анализ, внесли ряд предложений, переработанный проект документа оказался почему-то во многом отличным от того, который был предложен нам для обсуждения. Практически каждая базовая ставка (оклад) вдруг оказалась на 500-800 рублей ниже, чем изначально планировалось, и нам надо было бы снова поработать с проектом, однако времени уже не оставалось. Такая политика продолжается, к сожалению, и поныне. Избирательность в работе с профсоюзами видна во всем. У нас в области очень много проектов, программ, которые должны претворяться в системе образования для повышения его качества, но систематической работы с профсоюзом по их доработке нет. Попали мы «в струю» обсуждения – участвуем в нем, не попали – никто не вспомнит про профсоюз.
Сейчас сложилась односторонняя роль административных органов в образовании – управляющая и контролирующая, а их ответственность нигде не прописана.
Комментарий
Александр САФОНОВ, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ:
– Переход на новые системы оплаты труда трех миллионов работников федеральных бюджетных учреждений произойдет с 1 декабря 2008 года. В этой связи фонды оплаты труда будут увеличены на 30 процентов, что позволит повысить зарплаты федеральным бюджетникам. В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель не может заплатить работнику зарплату при новой системе оплаты труда ниже, чем она была у него при прежней системе. Это базовый принцип трудового законодательства. Цель новой системы – повысить зарплаты, а также производительность и качество работы сотрудников федеральных бюджетных учреждений. Задача перехода на новую систему оплаты труда – платить не за время пребывания на рабочем месте, а за результат работы.
Федеральным органам исполнительной власти, в чьей компетенции находятся федеральные бюджетные учреждения, необходимо определить минимальные оклады в соответствии с профессионально-квалификационными группами, по которым распределены должности федеральных бюджетников. Эти группы в свою очередь делятся на четыре категории по уровню образования – общее образование, начальное профессиональное образование, среднее специальное образование, высшее профессиональное образование. Каждая группа имеет разную степень сложности выполняемых функций. В зависимости от этого будут разработаны критерии для выплаты стимулирующих и компенсационных надбавок. При новой системе оплаты труда руководитель федерального бюджетного учреждения имеет большую самостоятельность в распределении фонда оплаты труда. При этом он не имеет права платить зарплату ниже определенного уровня (соответствующего рекомендованного коэффициента), но получит право платить выше этого уровня, если у него есть на это необходимые средства. Руководитель федерального бюджетного учреждения сам станет определять уровень стимулирующей надбавки для своих сотрудников в зависимости от критериев и показателей, которые должны быть четко прописаны в трудовом договоре. Примерные показатели эффективности работы, по которым будет оцениваться деятельность сотрудников, должны быть разработаны соответствующими федеральными органами исполнительной власти, которым подчиняется то или иное федеральное бюджетное учреждение.
Положение об оплате труда работодатель обязан согласовать с трудовым коллективом или профсоюзом. При новой системе оплаты труда зарплата самого руководителя федерального бюджетного учреждения будет напрямую зависеть от средней зарплаты его подчиненных. Федеральный орган исполнительной власти может назначить зарплату руководителю учреждения на уровне 1- 5 средних размеров оплаты труда основного персонала этого учреждения. Вырастет средняя зарплата основного персонала – соответственно повысится оплата труда руководителя, снизится – уменьшится зарплата руководителя.
Комментарии