Грамматика повелевает даже царями.
Мольер
Существует мнение, что научиться говорить на английском языке можно, не зная его грамматики. Но я с этим определенно не согласна. Ведь грамматический навык – это способность говорящего выбрать ту модель, которая подойдет речевой задаче. Тогда можно оформить грамотную речь соответственно нормам английского языка.
Чтобы сформировать речевые грамматические навыки, необходимо выделить три основных этапа:
1. Ознакомление и первичное закрепление.
2. Тренировка действия.
3. Закрепление и применение (активизация в речи).
Когда я, учитель, представляю грамматический материал, то прежде всего объясняю тему в учебно-речевых ситуациях сначала устно, затем в текстах, далее обучающиеся стараются работать с тренировочными упражнениями со мной, а потом самостоятельно. Учитель контролирует правильное составление новой грамматической структуры, обращает внимание на ее употребление при помощи перевода с русского на английский язык и наоборот. Правильное формулирование правила также важно в обучении грамматике. Можно взять предмет, привлечь жесты, использовать наглядные материалы, фильмы, также разыграть речевые поступки в определенных ситуациях. Возможно грамматическую структуру представить в виде перевода-толкования, сравнения или объяснения.
Для обучающихся составляет определенную трудность воспроизводить правильные грамматические структуры в речевых ситуациях, развивать гибкость в общении. Поэтому здесь необходимо использовать упражнения игровой направленности. Особенно в начальной школе это сильно помогает ученикам понять и использовать ту или иную формулировку. Я полагаю, что грамматические структуры надо прослушивать и повторять много раз за учителем или диктором. При списывании текста по определенной грамматической ситуации необходимо подчеркивать правильные фразы, а при чтении текста стараться находить эти структуры там. Когда учитель представляет грамматическую тему, также требуется сначала сравнить различные формы, правильные и неправильные, а затем уже составить предложение по верному образцу.
При обучении грамматике английского языка, как и любого другого, обучающимся требуется иметь определенный лексический запас, который поможет правильно формулировать мысли, задавать вопросы и отвечать на них (составление диалога), рассказывать о себе, составлять монологическую речь, описывать фотографию. На своих уроках я предлагаю ученикам зарифмовать предложения, фразы, составить рассказы посредством добавления нового грамматически правильного предложения, не забывая повторять предыдущую фразу ученика.
Конкретные приемы оказывают значительную помощь в усвоении грамматического явления:
– определенная структура по теме;
– степень совпадения значения английской структуры с соответствующей русской;
– установочная цель;
– определенный опыт у обучающихся;
– возрастные особенности;
– уровень восприятия;
– этапы в обучении и последовательность выполнения упражнений;
– мотивация учащихся.
Тренировочные упражнения должны быть разного уровня: языковые, речевые, подстановочные, имитационные.
Отдельно в формировании грамматических навыков необходимо выделить их контроль. Очень сильно помогают тесты, самостоятельные и проверочные работы, контроль аудирования, чтения и говорения.
При проверке заданий уделяется внимание способности ученика управлять единицами языка (грамматической в данном случае) в речи; хочется отметить, что я использую те задания, которые являются знакомыми для ученика и помогают мне определить степень ознакомления с тем или иным материалом.
Для понимания грамматического материала при чтении или на слух ученикам необходимо уметь узнавать грамматическую структуру, соотносить форму со значением и отличать ее от других. Все необходимые значения грамматической формы в языке я сообщаю постепенно, так ученикам будет легче понять и использовать эту форму, предлагаю определенные упражнения на разных этапах объяснения, противопоставляю формы в английском и русском языках. На начальном этапе понимание будет более эффективным, если определенные фразы, предложения и тексты будут предложены только по этой теме. Далее при более глубоком обучении я ввожу различные грамматические формы. Очень помогают правила-инструкции, модели, словоформы, также необходимо не забывать об исключениях, которые существуют в английском грамматике в большом количестве.
Далее, как я отмечала ранее, при наличии лексического запаса и приобретенного грамматического я предлагаю ученикам овладеть в совокупности лексико-грамматическом материалом. Обучающиеся стараются идентифицировать языковой материал в тексте речевого высказывания, ситуативно употреблять речевую структуру, включать английские высказывания в речевую деятельность по системе «учитель – ученик», «ученик – учитель», «ученик – ученик». Чтобы ученики лучше справлялись с поставленной задачей, я снабжаю их образцами выполнения заданий.
Сейчас я хочу предложить упражнения для работы с грамматическим и лексико-грамматическим материалом.
Цель – активизация употребления прилагательных в нужных степенях сравнения.
Образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным прилагательным в той или иной степени сравнения. Другая команда проверяет правильность составленной фразы. Затем такое же задание выполняет другая команда, и так игра продолжается.
Цель – тренировка грамматического оформления лексики.
Учащиеся описывают и сравнивают изображенные на фотографиях предметы и используют прилагательные в нужных степенях сравнения.
Цель – лексико-грамматическая проверка монологической речи.
Ученикам предлагается рассказать о том, как они провели выходные или каникулы, используя соответствующие слова, фразы и грамматические формы глаголов.
Цель – тренировка употребления временных форм глагола.
Необходимо рассмотреть фотографию или рисунок в течение одной или двух минут, закрыть и ответить на вопросы учителя.
Цель – тренировка употребления словосочетаний в грамматических структурах.
Используя фотографии и список глаголов, рассказать, какой предмет требуется взять для выполнения определенного действия (например, забить мяч в баскетбольную корзину, посадить цветок).
Овладение грамматическими структурами необходимо в обучении иностранному языку. По стандартам ФГОС обучающийся должен владеть грамматическими навыками и умениями, то есть выполнять коммуникативные упражнения, употреблять грамматические явления в устной и письменной речи для выражения своей мысли.
Следует также отметить, что одной из целей ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам является знание грамматических структур. Ведь без этого невозможно решить коммуникативные задачи. Усвоение грамматики происходит на основе знакомой лексики, о чем я говорила ранее. Среди заданий экзаменов существует определенный раздел «Грамматика и лексика», который является сложным. Ученики очень часто совершают ошибки на употребление правильных глаголов, сочетаемость временных форм, фразовые глаголы.
Цель таких заданий по грамматике – проверка неличных и личных форм глаголов, употребление действительного и страдательного залогов, способов согласования времен, форм местоимений, правильных форм числительных, образования множественного числа существительных и притяжательного падежа, степени сравнения прилагательных. Поэтому я стараюсь обращать особое внимание на типичные ошибки, которые совершают ученики на экзаменах, начиная обучение на начальных этапах и продолжая в средней и старшей школе. Очень продуктивный результат мне дает постепенное внедрение более сложных грамматических тем на новом этапе обучения при одновременных повторении и тренировке ранее изученного материала.
Не следует забывать, что грамматика играет важную роль в изучении любого языка (также и английского), так как с усвоением ее навыков обеспечивается формирование устной и письменной речи.
Мне хочется напомнить несколько точных высказываний известных людей о значимом месте грамматики в языке.
«Каждый английский поэт должен овладеть правилами грамматики, прежде чем пытаться изменить или нарушить их» («Every English poet should master the rules of grammar before he attempts to lend or break them») – так говорил Роберт Грейвс, британский поэт, романист и литературный критик.
Денис Фонвизин, русский литератор екатерининской эпохи, писал: «Сколько «грамотей» у нас развелось: и то, ведь, кому господь откроет. Прежде, бывало, кто писывали хорошо по-русски, так те знали грамматику; а ныне никто ее не знает, а все пишут».
Французский писатель, культуролог Андре Мальро утверждал: «В политике, как и в грамматике, ошибка, которую совершают все, провозглашается правилом».
Поэтому учите правила, дружите с грамматикой и добивайтесь успехов в изучении английского языка.
Лала САТАК, учитель английского языка школы №2114
Комментарии