search
main
0

Этот странный взрослый мир. Урок психологии в 6-м классе

Цель: показать важность милосердия, доброты, гуманного отношения друг к другу. Основные понятия: понимание, доброта, отзывчивость.

Мир – превосходная симфония, каждый из людей представляет как бы отдельную нотку.М. Сафир, немецкий поэт

Ход урока

Оргмомент. Тема. Эпиграф.

Человек живет среди людей. Жить среди людей – это жить для людей, а значит, и для себя, поскольку не может быть хорошо одному, если всем остальным плохо. Откуда мы знаем эту истину?

Нам ее сказали взрослые.

Малыш, приходящий в мир (рождающийся), – беспомощен. Его принимают взрослые руки, взрослые за ним ухаживают, взрослые его учат ходить, говорить. Учат жить в этом странном взрослом мире.

Все мы родом из детства. Но все мы постепенно входим во взрослый мир. Это неизбежно. Там все не так, с точки зрения ребенка, там какие-то свои принципы, законы. Но кто из вас (нас) хоть иногда не хотел бы скорее стать взрослым?

Взрослые говорят нам о Добре и Зле, о Пользе и Вреде, называя их нравственными категориями. Так сложно. Зачем? Нам-то ясно и просто – Добро и Польза, когда мне хорошо, Зло и Вред, когда мне плохо… Так ли это?

Ведь каждый из нас – это нотка в симфонии (смотри эпиграф). Как сделать, чтобы всем было хорошо, чтобы все звучали вместе и красиво?

Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье. Именно в семье закладываются доверие или недоверие к миру, уважение к старшим, любовь к ближнему.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Этюд 1. «Интервью»

Проведем блицинтервью. Я задаю вопрос, а вы отвечаете кратко, по существу. (По кругу.)

Какой праздник самый любимый в вашей семье?

Соседи по площадке (подъезду) – частые гости в вашей квартире?

Если вы ждете гостей, что делает каждый член семьи?

Как проходит выходной день в вашей семье?

Где и как бы вы предпочли отдыхать всей семьей?

Если бы вы выиграли путевку за границу, кого бы вы взяли с собой?

Ваша семья стала свидетелем дорожного транспортного происшествия. Как кто поступит?

Мама, придя с работы, сказала, что ей предлагают работу в другом городе. Кто как отреагирует?

У вас куча гостей и игра в самом разгаре, в этот момент родители возвращаются с работы. Что будет?

Предстоит ремонт или генеральная уборка. Кто как к этому отнесется? Возвращаясь откуда-либо всей семьей, уставшие, вы зашли в магазин, очень долго ждете продавщицу, а ее все нет. Наконец, появляется она, недовольная. Какая будет реакция со стороны членов семьи?

Если бы вы стали мэром нашего города, на что бы вы обратили внимание?

Если бы вы стали президентом, что бы вы сделали в первую очередь? (Вопрос ко всем.)

То, что принято в семье, будет моделью вашего поведения, общения с миром. Это закладывается и формируется при взаимодействии ребенка со взрослыми членами семьи в общих делах, на отдыхе, во время праздников и т.д. Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой непосредственно сказываются на формировании коммуникативных навыков детей. Их также усваивают, когда дети оказываются свидетелями различных ситуаций на улице, в транспорте, магазине и других общественных местах.

В мире нет Добра и Зла как таковых. Мы сами определяем нечто как Добро, а нечто как Зло. Мир такой, каким вы его воспринимаете. Если вы слишком много хотите, то мир для вас с вашими претензиями будет недобр; а если вы ничего не требуете, то вы будете счастливы тем, что будете иметь.

Есть то, что люди считают общепринятыми ценностями в отношениях, – это Милосердие, Доброта, Гуманное отношение друг к другу.

Жить среди людей – значит уважать человека. Без этого нет уважения к себе. С другой стороны, не уважая себя, не уважаешь и людей. Это взаимосвязано. Предъявляя требования к другим, в первую очередь предъявляют требования к себе. Требуя справедливости, терпимости, честности, доброты, отзывчивости, надо быть таким самому по отношению к людям.

Никогда не унижать других и не позволять унижать себя – старое, как мир, правило: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. У всех есть права и обязанности. Все это относится и к тебе тоже. У тебя есть интересы и желания, но они есть и у всех остальных, а поэтому терпеливо жди своей очереди и не ущемляй интересы других, отстаивая свои. Не противопоставляй себя другим. Понимай людей, и они тебя поймут.

Вот в это «понимание» мы и поиграем.

Этюд 2. «Шеренга»

Встать в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.

Преподаватель считает, на каждый счет все должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Выполнять задание молча, не переговариваясь друг с другом. Задача – всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее.

Преподаватель прекращает счет, когда все участники будут стоять лицом в одну сторону.

Обсуждение. Что помогло группе справиться с задачей? Что мешало выполнить задачу быстрее? Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?

Упражнение дает опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой надо договариваться, прийти к общему решению.

При выполнении выявляется необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику и понимать позицию других.

Еще раз обратите внимание на эпиграф:

Мир – превосходная симфония, каждый из людей представляет как бы отдельную нотку.

Этот странный взрослый мир. Чтобы научиться в нем жить, нужно научиться звучать гармонично. Эгоисту трудно жить среди людей.

Этюд 3. «Встать по количеству пальцев»

Все участники садятся в круг.

Преподаватель показывает разное количество пальцев. Иногда – на одной руке, иногда на двух. Сразу, после того как он поднимет руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько указано (ни больше и ни меньше). Например, если показывается 4 пальца, то как можно быстрее должны встать четверо из группы. Сесть они смогут после того как преподаватель опустит руки. Обсуждать во время упражнения способ решения нельзя.

(Рекомендация преподавателю: начинать с 5-7 человек, доводя до 1-2 в конце).

Обсуждение. Что помогало вам справиться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение? На что вы ориентировались, когда принимали решение встать? Как можно было организовать работу, если бы у вас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?

Этюд 4. «Путанка»

Инструкция: встать в круг, вытянув руки к середине. Взяться за руки с разными людьми, исключая соседей. «Распутаться», не расцепляя рук, так, чтобы образовался круг, где все держат друг друга за руки. Кругов может быть несколько. Можно перешагивать через сцепленные руки, подлезать под них… Если «путанка» распутывается быстро, это говорит о сплоченности группы.

Такие задачи успешно решаются в ходе совместной деятельности, они помогают развить доброжелательное, бережное отношение друг к другу, учитывают мнение каждого, заботятся о том, чтобы каждый чувствовал себя комфортно.

ВЫВОД:

Все взаимно – вежливость, доброта, вражда. Понимай людей, и они тебя поймут.

Лидия ФЕДОРЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте