У нас в школе обучается немало детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы развить у таких учеников интерес к своим предметам, мы стали привлекать их к созданию проектов. Конечно же, подбираем темы с учетом возможностей каждого ученика. Замечено, что наиболее интересными для детей становятся исследовательские и прикладные проекты. Ежегодно мы готовим ребят к выступлениям на региональных и всероссийских конференциях и фестивалях.
На первом этапе работы мы создаем объединенные группы, куда входят ученик, родитель и учитель. Радует, когда папы и мамы становятся активными участниками проектного процесса. Во время плодотворной совместной деятельности, что немаловажно, улучшаются отношения между родителями и детьми. На занятиях папы и мамы пошагово учатся вместе с сыном или дочерью ставить цели, определять задачи, отбирать необходимую информацию, оформлять портфолио. Такое сотрудничество благотворно сказывается на дальнейшем развитии ребенка с ОВЗ. Мы как педагоги в свою очередь корректируем работу, помогаем с источниками информации, проверяем выполнение заданий. В результате такой совместной деятельности наши ребята научились самостоятельно решать сначала небольшие задачи, а затем им становятся подвластны большие проекты с реальными результатами.
Особый интерес у наших подопечных вызвал проект по очистке города от мусора. В ходе работы над ним удалось привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения отходами жилых кварталов. Было сделано несколько фотографий мусорных контейнеров, которые не убирали несколько недель. Родители юного фотографа провели опрос людей, приносящих мусор в контейнер. Интересовались тем, как часто приезжает машина, соблюдается ли время вывоза, каково качество уборки территории с контейнерами. Проанализировав все собранные данные, взрослые вместе с детьми написали листовки с призывом разделять мусор в разные контейнеры. Какова же была радость всех участников проекта, когда увидели, что вывоз мусора стал регулярным, территория вокруг стала чистой. Ребята ощутили значимость проделанной работы, успех окрылил их. Мы увидели, что детям нравится командная работа, они радовались, что ее результаты видны всем.
При создании проекта мы всегда определяем алгоритм действий для наших учеников. Порядок таков:
– постановка проблемы;
– формулировка цели и определение задач;
– подбор информации;
– выбор из предоставленного перечня необходимого для проекта оборудования или приборов;
– составление поэтапного хода работы над проектом;
– презентация, создание портфолио, при этом у каждого участника своя роль после распределения обязанностей.
В работе над проектами очень помогает то оборудование, которое появилось в нашей школе благодаря открытию в ней Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста». Произошло это событие ровно год назад. Создание такого центра в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» ровно год назад стало большим событием. Используя современное оборудование, мы можем вовлечь в проектную работу как можно больше ребят.
Хочется отметить инициативу и активность детей. К примеру, проект «Этот разный мир цвета» выбрал ученик девятого класса Лев. Он способный, исполнительный, мотивирован на изучение и физики, и химии. Подростку из-за болезни ног трудно передвигаться. Но он коммуникабелен, легко ориентируется в любой информации, любит искать и узнавать новое. Признается, что его заинтересовал этот проект о дисперсии света и природе цвета, так как захотелось больше узнать о природе разнообразных световых явлений – о радуге, полярном сиянии, голубом небе. Для себя Лев поставил цель: рассмотреть природу цвета с точки зрения двух наук – физики и химии. Вместе мы сформулировали задачи:
– изучить историю открытия Ньютоном такого явления, как дисперсия;
– рассмотреть спектральный состав света;
– показать влияние молекулярного состава и структуры вещества на его цвет;
– подобрать приборы и провести эксперименты по наблюдению дисперсии света.
Всю поисковую работу мальчик проводил сам. Выполнял рисунки, сканировал их, печатал. Без помощи мамы, конечно, не обошлось, она работает в студии печати.
Ученик увлеченно работал над проектом, экспериментировал. Наливал в емкость воду, готовил различные смеси, растворы, проводил химические реакции с изменением цвета, опускал на дно призму, линзы, зеркало. Направлял свет так, чтобы отраженный луч попадал на экран. С помощью компьютерного кулера и прикрепленного к нему цветового диска, а также блока питания была создана установка, с помощью которой можно было повторить интересный опыт Ньютона. Далее он рассмотрел фактор влияния на цвет структуры вещества. Для этого провел наблюдения за цветом и блеском металлов, которые имеют кристаллическую решетку. В результате анализа подтвердилась зависимость блеска и цвета металла от числа и подвижности электронов.
В итоге проведенных опытов и экспериментов были сделаны следующие выводы:
– цвет – результат двух физико-химических явлений: взаимодействие света с молекулами вещества и воздействие волн, идущих от вещества на сетчатку глаз;
– дисперсия – явление разложения белого света в спектр;
– белый цвет имеет сложную структуру, состоит из нескольких цветов; при падении света на границу раздела двух прозрачных сред световые лучи различного цвета преломляются по-разному;
– на цвет влияет не только молекулярный состав вещества, но и его структура.
Таким образом, через теоретическое изучение данной темы и практические опыты была достигнута основная цель проекта. В заключение нужно было выполнить презентацию. Вот здесь на помощь пришли одноклассники. Они создали слайды со зрительными и музыкальными эффектами. Этот проект Лев презентовал вначале в своем классе, а затем на школьной межпредметной конференции.
После успешного выполнения работы ученик стал тьютором у ребят-шестиклассников при составлении ими социального проекта «Мы любим свой город». Девятиклассник помог ребятам с формулировкой цели и задач проекта, активно участвовал в построении индивидуального проектного маршрута для каждого члена команды. Что было ценным, как руководитель он ни разу не критиковал ребят, которые выполняли работу, и они ценили поддержку своего старшего товарища. А значит, на наших глазах вырос лидер, который может вести ребят за собой. Это дорогого стоит!
Наш секрет успеха еще и в том, что мы создаем смешанные группы, в состав которых входят как дети с ограниченными возможностями здоровья, так и обычные ребята. Взаимная поддержка, командный дух, переживание за конечный результат, появление коммуникаций – все это приводит к успешной социализации всех групп детей, участвующих в проектной деятельности.
Татьяна БАУЭР, учитель физики, Наталья СЛЮСАРЕВА, учитель химии школы №4, Донецк, Ростовская область
Комментарии