search
main
0

Этот мир – мой. Создание школьного спектакля: этапы, акценты, предостережения

Ребенок на сцене – это праздник, радость перевоплощения, благодарные зрители. Но почему часто, глядя на детей, ловишь себя на мысли, что удручают «зарепетированность» ребят, объемный текст, вызывающий напряжение у «артистов», разностильные костюмы, покупные или взятые на прокат? Стоят маленькие дети, на них с умилением смотрят родители, каждый на своего. А радости от спектакля, который должен быть праздником для всех детей, а не только «звездных», нет. Как избежать ошибок? Мы попытаемся поразмышлять об этом на примере спектакля «Волшебник Изумрудного города», который был создан в 3-м «Б» классе нашей школы. Начнем с младших школьников, ведь именно в детстве закладываются основы художественной культуры.

– итог совместной работы детей и взрослых. Глядя на радостных, веселых и непосредственных артистов на сцене, спектакль можно считать удавшимся. для младших школьников на сцене – не самоцель. Почувствовав себя соавторами в общей команде, прожив все этапы подготовки, споря и радуясь общим успехам, дети учатся жить в коллективе разных людей, прислушиваться к разным мнениям, оценивать свои успехи и неудачи, помогать друг другу. Возникает желание поделиться своими достижениями с другими. Так, они с удовольствием подарили свой спектакль нашим будущим ученикам из дошкольной гимназии. «Поделиться улыбкой» готовы еще не раз, чувствуя, что очень нужны. И самое главное – хочется придумывать, пробовать новое. А это замечательное качество и детей, и взрослых.

Продолжение. Начало в №№34, 47 за 2006 г.

Праздник в школе – особое событие, которое объединяет всех и создает атмосферу единства и радости. В нашей школе существует традиция: все классы с первого по одиннадцатый ставят к Новому году мини-спектакли как подарки друг другу. Спектакль идет 15 минут, но длительная подготовка к нему делает жизнь ребят и учителей интересной, полной ожиданий, открытий и сюрпризов. Главная цель – дать возможность любому ребенку почувствовать вкус к творчеству, побыть актером, сочинителем, костюмером…

Освоение искусства детьми невозможно без взрослых, поэтому важно, кто окружает детей во время создания спектакля. В нашем спектакле это режиссер и художник (авторы этих строк), организатор (Ольга Сергеевна Яздовская, классный руководитель 3-го «Б»), родители, старшеклассники (участники и помощники). В этой команде взрослых должны быть только единомышленники, потому что перекос в ту или иную сторону разрушит качество спектакля. Взрослые должны не навязывать готовых «правильных» решений, а, наоборот, провоцировать детей на самостоятельные предложения и очень тонко вплетать их в общее решение (все-таки процесс создания спектакля в руках взрослых). Детям важно чувствовать, что мир разных людей объединяется вокруг них.

Подготовительная часть работы

Общий замысел

Спектакль должен быть построен так, чтобы ролей хватило на целый класс (24 человека). Мы предложили ребятам сказку «Волшебник Изумрудного города» – материал благодатный и любимый в этом возрасте: волшебники (злые и добрые), летучие обезьяны, саблезубый тигр, конечно, Железный Дровосек, Страшила и т.д. Это очень добрая сказка о том, как помогать друг другу, выручать из беды.

Сценарий. Текст

Большой текст тяжел для ребенка. Боясь что-то забыть, он превращается в маленького робота на сцене. История о Волшебнике большая. Как избежать обилия текста? Было решено построить сюжет так, чтобы Элли и Гудвин вспоминали о том, что было пережито в Волшебной стране: «А помнишь, Элли?..» В их воспоминаниях оживают персонажи и, появляясь наяву, заполняют всю сцену. Ведь Элли очень хотела увидеться со своими друзьями, а если очень хочется, обязательно должно получиться… Музыка помогла дополнить часть невысказанных сюжетов, а все музыкальные номера сопровождались танцами, которые придумали сами дети.

Выбор ролей. Вхождение в образ

Основной принцип: все роли – главные, нет никаких «звезд»! Дети не любят на сцене быть уродливыми, поэтому даже отрицательные герои по-своему должны быть красивыми. Дети сами выбирают себе роли, иногда меняются, если их что-то смущает. Как хочется выглядеть ребятам? Мы спрашиваем у них, как они хотят двигаться, танцевать, просим сделать эскизы персонажей (они ложатся в основу создания костюмов).

Репетиции

Ребята готовы репетировать сколько угодно, но мы их ограничиваем во времени, чередуя несколько минут репетиции с перерывами. Удержать надолго внимание ребенка трудно, а в перерывах он может побегать, попрыгать. В это время зачастую рождаются неожиданные находки для создания образа или какой-либо сцены.

Вот грозный Людоед (его играет застенчивый Иван) никак не может стать страшным, и тогда ему на помощь приходит подвижный Альви, который встает сзади и, повторяя все движения Людоеда, помогает актеру справиться со своей ролью. Высоченный Дин Гиор (Алеша, ученик 10-го класса) учит маленького Фараманта – Колю сложнейшим танцевальным «па». Гудвин (Андрей из 7-го класса) держит наготове «волшебную» книгу, где спрятана шпаргалка, если вдруг кто-то забыл свой текст. Все вместе с удовольствием рычат, вынуждая Льва – Арсения рявкать, как настоящий зверь…

Таких примеров можно привести множество. Непринужденная обстановка превращает ребенка в самого благодарного соавтора. Он фантазирует, легко входит в образ, перевоплощается из Димы в Дровосека, из Егора – в тигра… Ему интересно! А режиссер по крохам собирает все ребячьи инициативы и, как муравей, строит спектакль.

Оформление спектакля. Создание костюмов

Маленькие актеры в отличие от взрослых профессионалов, не владеют настоящим актерским мастерством, которое позволяет одним словом держать в напряжении целый зал. Поэтому костюм в нашем случае помогает ребятам ярче выразить свой образ. Добиться единства стиля – трудная задача. Сложности возникают из-за желания родителей одеть ребенка «пошикарнее», для чего покупаются готовые наряды, пренебрежения к общему стилю, увлеченности украшениями, макияжем, мишурой и т.д.

Мы начинаем работу над костюмами с просмотра детских эскизов. Затем их необходимо тщательно привести к единому стилю. Для этого изучаем книги, ищем специальную литературу, создаем выкройки. Нужно постоянно следить за тем, чтобы не нарушить единый стиль всего спектакля.

Цветовая гамма – своя для каждой группы героев. Стелла и болтуны – розовые, Бастинда и мигуны – фиолетовые, Гингема и жевуны – голубые и т.д.

Материалы – «все, что под рукой». Из жатой бумаги – парики, львиная грива, украшения для юбок и штанов. Из оберточной бумаги-сетки – украшения для платьев и плащей. Из ткани – костюмы тигров, волшебниц, предварительно расписанные в соответствии с образом героев. Фольга – для Дровосека, солома – для Страшилиной шляпы.

Инструменты и принадлежности – клеящий пистолет, ножницы, резаки, все для шитья, кисти и краски.

Важно выработать единые требования к костюмам и работать вместе. Советуем составить специальную карту для каждого героя и в ней подробно расписать, что нужно сделать, включая даже самые мелкие детали.

Спектакль – итог совместной работы детей и взрослых. Глядя на радостных, веселых и непосредственных артистов на сцене, спектакль можно считать удавшимся.

На сцене был весь класс, но зрители аплодировали не просто Колям, Настям, Верам в костюмах, а артистам, которые смогли создать образы и персонажи спектакля со своими характерами и судьбами.

Спектакль для младших школьников на сцене – не самоцель. Почувствовав себя соавторами в общей команде, прожив все этапы подготовки, споря и радуясь общим успехам, дети учатся жить в коллективе разных людей, прислушиваться к разным мнениям, оценивать свои успехи и неудачи, помогать друг другу. Возникает желание поделиться своими достижениями с другими. Так, они с удовольствием подарили свой спектакль нашим будущим ученикам из дошкольной гимназии. «Поделиться улыбкой» готовы еще не раз, чувствуя, что очень нужны. И самое главное – хочется придумывать, пробовать новое. А это замечательное качество и детей, и взрослых.

Наталия БОГДАНОВА, учитель изо, МХК, заслуженный учитель РФ, Илья ЖИГАРЕВ, учитель основ театральной культуры, средняя школа №875 Москвы

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте