На слайде картина Левитана «Золотая осень». Каждый ученик десятого класса хорошо знает ее, но вопросы учителя заставляют взглянуть на знакомое полотно пристальней: «Какой признак химической реакции изображен художником-реалистом?.. Разрушение хлорофилла – это химический или биологический процесс?..». И возникает осознание того факта, что всякое деление на отрасли знания условно, что мир един, с какой точки зрения не изучай его…Освоив определенный объем знаний, человек складывает из разрозненных, казалось бы, фрагментов единую картину своего восприятия мира. И, чтобы его знания так и не остались разрозненными, а восприятие мира стало цельным, обучение должно базироваться на интеграции учебных дисциплин и на метапредметности в преподавании каждой из них.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет, что «ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов»
Первый шаг к решению данной проблемы – интегрированные уроки. Несомненно, практически на каждом уроке учитель-предметник использует сведения из смежных дисциплин, но интегрированный урок предполагает получение учащимися новых знаний по разным предметам. Не использование сведений одной дисциплины для изучения другой, а комплексный прирост знаний в разных сферах.
Основное условие проведения интегрированного урока – целесообразность интеграции. Если в учебном учреждении ведется планомерная работа по интеграции учебных дисциплин и осуществляется сравнительная корректировка образовательных программ по предметам, то возможно одновременное комплексное изучение некоторых тем. Например, тем «Белки», «Жиры», «Углеводы» в курсах химии и биологии или темы «Строение атома» в курсах химии и физики.
Вполне результативная интеграция получается на основе актуализации знаний и их развития. Так, при изучении в курсе химии 10 класса темы «Моющие средства» целесообразна актуализация знаний по теме из курса биологии 9 класса «Строение и функции кожи». На основе новых знаний по химии углубляются и знания о кожном покрове.
Интеграция может предоставлять и дополнительные возможности при изучении предмета. Так, в 9 классе при изучении темы «Сплавы металлов» в курсе химии интеграция с литературой позволяет создать эмоциональный фон урока, а также познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Медный всадник», которое не вошло в обязательный программный перечень.
Обычно интегрированный урок ведут два учителя. С одной стороны это удобно: участие двух учителей создает эмоциональный эффект повышенной значимости происходящего. Необычная ситуация способствует усилению восприятия учебного материала. С другой стороны, занятость двух педагогов на одном уроке создает ряд сложностей. Это и сложность сочетания разных стилей преподавания, обусловленных личностными качествами каждого учителя; и сложность корректировки расписания уроков в учебном учреждении и оплаты труда педагогов. В свете всего сказанного считаю, что проведение интегрированных уроков возможно и при полном контроле одного учителя, но в согласовании с действиями преподавателей других дисциплин.
Знание учителем-предметником основ смежных дисциплин – это непременное условие профессионализма на современном этапе развития системы образования. И это необходимое условие для реализации метапредметного подхода в рамках преподавания своего предмета, потому как данный подход предполагает четкое понимание места и роли данной научной дисциплины в системе знаний о мире. Для реализации метапредметного подхода учителю необходимо уметь оперировать понятиями смежных дисциплин, показывая аналогии, выделяя различия, раскрывая логику процесса познания.
Реакции разложения. Развитие речи
Интегрированный урок химии и русского языка в 8 классе
Автор выражает благодарность за сотрудничество
учителю русского языка лицея №1
города Цимлянска Ростовской области
Самороковой Нине Федоровне
УМК О.С.Габриеляна
Введение
Интеграция уроков русского языка и химии обусловлена необходимостью решения проблемы развития речи учащихся на уроках естественно-математического цикла. В процессе изучения химии в школе ребенок сталкивается с противоречием между имеющимся запасом знаний по химии и трудностью изложения свих мыслей в области изучаемой науки, трудностью описания проведенных экспериментов и понимания логики текста задачи. Интегрированный урок как основа для дальнейшей работы учителя химии по совершенствованию речи учащихся помогает определить путь разрешения указанных противоречий.
Цели:
– формирование коммуникативных способностей учащихся,
– формирование понятий: реакция разложения, катализатор, фермент,
– развитие интереса к химической науке и к языкознанию,
– воспитание бережного отношения к родному языку.
Оборудование:
Презентация к уроку.
Демонстрационный эксперимент.
Прибор для получения кислорода разложением перманганата калия и сбора кислорода методом вытеснения воды.
Пробирка, пероксид водорода, оксид марганца (IV), лучинка, спиртовка, спички.
Раздаточный материал: текст.
План урока:
Постановка эксперимента
Описание эксперимента
Работа с учебным текстом
Работа с текстом задачи по химии
Рефлексия (формулировка темы урока)
Домашнее задание.
1. Постановка эксперимента
Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Сегодня тему мы с вами сформулируем в конце урока. Сейчас напишите в тетради только «Тема урока» и оставьте одну строчку.
Есть ли среди вас те, кто любит наблюдать проведение химических экспериментов? Замечательно! Я вам продемонстрирую интересный опыт, а вы попробуете описать то, что увидите.
Учитель проводит опыт по получению кислорода разложением перманганата калия и собирает кислород методом вытеснения воды.
Учитель химии: При нагревании перманганат калия можно разложить. Один из продуктов разложения – кислород. Вы видите этот газ, который вследствие малой растворимости в воде вытесняет воду из пробирки.
Учитель пишет на доске уравнение реакции: 2KMnO4=K2MnO4 + MnO2 +O2
Учащиеся записывают уравнение в тетрадь.
Учитель химии: Вы будите проводить этот эксперимент сами в ходе лабораторной работы, и вам надо будет описать опыт. Каждый научный эксперимент описывается в лабораторном журнале. Скажите, а что для вас легче: провести опыт или описать его в отчете?… Если у нас есть трудности в описании эксперимента, обратимся к учителю русского языка.
2. Описание эксперимента
Учитель русского языка: Чтобы научиться грамотно вести лабораторные записи, можно на первом этапе использовать методику ключевых слов. Вот, например, эксперимент, который мы все сейчас наблюдали. Какие слова необходимо использовать для его описания?
Ребята перечисляют слова, учитель записывает их на доске (или на бумаге, демонстрируя через документ-камеру): штатив, пробирка, кислород, спиртовка, газ, разложение, нагревание, вода, газоотводная трубка.
Учитель русского языка: Давайте сгруппируем эти слова по смыслу. Какие группы слов можно выделить? Оборудование и процесс.
На доске ребята делают две колонки и выписывают слова в каждую колонку.
Учитель русского языка: Перед началом описания эксперимента обязательно надо указать то, что вы хотели изучить, получить, то есть какую цель вы ставили. Потом, используя слова из колонки «оборудование», перечислить, что необходимо для эксперимента. Потом, опираясь на список слов из колонки «процесс», описать свои наблюдения. И обязательно сделать вывод: получилось ли то, чего вы ожидали или нет.
Учитель химии: Итак, опираясь на совет специалиста, составим план отчета лабораторной работы.
Учитель вместе с детьми перечисляет и записывает на доске план:
Цель работы (Что хотим сделать?)
Оборудование (Что для достижения цели нужно?)
Проведение эксперимента (Что наблюдали?)
Вывод (Что получили? Как это можно использовать?)
Пять минут на подготовку ребят к ответу: составление одного-двух предложений на каждый пункт плана. Ответы ребят.
Работа с учебным текстом
Учитель химии (обращаясь к учителю русского языка): Возможно ли использование методики ключевых слов при работе с учебным текстом?
Учитель русского языка: Конечно, эта методика позволяет не только составлять свой текст, но и работать с готовым текстом. Давайте попробуем. Есть ли сейчас у ребят текст, который необходимо изучить на сегодняшнем уроке?
Учитель химии: Да. Ребята, возьмите листы с текстом.
Текст
В лаборатории кислород чаще всего получают при разложении перманганата калия, но можно использовать и другой способ: разложение пероксида водорода – H2O2. Если подогревать пероксид водорода в пробирке, то можно наблюдать медленное выделение газа – кислорода. Чтобы увеличить скорость реакции можно добавить в пробирку немного порошка оксида марганца (IV). Раствор в пробирке мгновенно «вскипает» от выделяющегося кислорода. Оксид марганца (IV) в данном случае лишь ускоряет реакцию разложения пероксида водорода. Такие вещества называются «катализаторы»
Разложением пероксида водорода можно получить кислород и в домашних условиях, поскольку 3% раствор пероксида водорода (перекись) есть в домашней аптечке. Он используется для дезинфекции ран и остановки кровотечений. Ускорить реакцию в домашнем эксперименте можно при помощи сырого картофеля, так как в нем содержится биологический катализатор – фермент каталаза.
В промышленности кислород получают при разложении воды электрическим током. При этом получается не только чистый кислород, но и чистый водород.
Французский химик, научный советник Наполеона в Египетском походе, Жан-Луи Бертолле открыл существование соли – хлората калия (KClO3). Эту соль в честь ученого назвали «бертоллетова соль». Соль разлагается с выделением кислорода и хлорида калия. Катализатором служит опять-таки оксид марганца (IV). Используют эту соль при изготовлении пиротехнических устройств.
Учитель русского языка: Ребята, прочитайте, пожалуйста, текст и выделите (подчеркните) в каждом абзаце ключевые слова.
Учащиеся работают пять минут.
Учитель, демонстрируя свои действия через документ-камеру, обсуждает с ребятами выбор ключевых слов и выделяет их в тексте.
Учитель русского языка: Составьте план текста, используя ключевые слова текста, и перескажите текст.
Учащиеся записывают план в тетради и устно пересказывают текст. Для иллюстрации сказанного учитель демонстрирует разложение перекиси водорода при каталитическом воздействии оксид марганца (IV).
Учитель русского языка: Какое ключевое слово или сочетание ключевых слов подойдут для всего текста? Предложите название текста.
Учащиеся предлагают свои версии и совместно с учителями выбирают наиболее подходящий вариант.
Учитель химии: А теперь напишите, пожалуйста, все уравнения химических реакций, упомянутых в тексте. Можно для опоры использовать учебник стр.151.
Учащиеся выписывают в тетради и на доску уравнения:
2KMnO4=K2MnO4 + MnO2 +O2;
2H2O = 2H2 + O2;
2H2O2 = 2H2O + O2
2KClO3 = 2KCl + 3O2
Работа с текстом задачи по химии
Учитель химии: А теперь попробуем использовать методику ключевых слов при работе с текстом задачи по химии. Часто трудность при решении задачи возникает именно из-за того, что неправильно понимается условие задачи.
Учитель русского языка: Проанализируем текст задачи. Найдите ключевые слова в тексте. Какое словосочетание отражает цель данной задачи? (масса ртути) Массу ртути надо найти. Какие данные задачи помогут определить массу ртути? (объем кислорода) Дан объем кислорода. Важна ли в данном случае дата проведения эксперимента? Запишите краткое условие задачи на основе анализа текста. Теперь осталось решить задачу, опираясь на химические знания.
Учитель химии: Посмотрим опыт, проведенный Пристли, на видео. Почему нельзя проводить этот эксперимент в школьной лаборатории? (Ртуть опасна).
Чтобы написать уравнение реакции, упомянутое в задаче, надо еще раз вернуться к тексту. Что использовал Пристли для эксперимента? Какой реагент? (Оксид ртути(II)). Какие продукты были получены при этом? (Кислород и ртуть). Какое условие проведения реакции указано в тексте? (Нагревание).
Ребята пишут на доске уравнение реакции: 2HgO = 2Hg + O2
На доске и в тетрадях ребята оформляют решение задачи.
Рефлексия (формулировка темы урока)
Учитель химии: Ребята, просмотрите, пожалуйста, все реакции, которые мы сегодня на уроке написали: и при проведении эксперимента, и при изучении текста, и при решении задачи. Чем похожи все эти реакции? Сколько веществ было до реакции во всех случаях? (Одно). Сколько веществ стало после реакции? (Три, два). Такие реакции, при которых из одного сложного вещества получается два или более веществ, называются «реакции разложения» Это и есть тема нашего урока. Запишите, пожалуйста, на той строчке, что мы пропустили в начале урока.
Слова учителя сопровождаются показом реакций на слайдах:
Домашнее задание
Учитель химии: О реакциях разложения вы прочитаете в параграфе №29. Подготовьте выступление по теме, используя методику ключевых слов. После параграфа выполните задания №2 и №5, не забывая о методике ключевых слов.
Елена Нечитайлова
Комментарии