search
main
0

Этот День Победы…

Для всех россиян 9 Мая – это один величайших праздников – День Победы. Встречая этот праздник, мы в первую очередь вспомним подвиг наших солдат, защитивших мир от фашизма, подвиг миллионов людей, отдавших жизни за свободу своей Родины, подвиг тружеников тыла, из последних сил помогавших приблизить долгожданную Победу.

Без преувеличения можно сказать, что эта война была народной: все от мала до велика вносили свою лепту в скорейшее ее окончание – от простых пехотинцев на фронте до генералов Генштаба, от колхозников, работавших круглые сутки на полях, до детей, которые на заводах помогали взрослым, стоя у станков. Не зря одним из лозунгов того времени был «Все для фронта, все для победы!». Наш народ сделал именно все, что мог. И финал был закономерен.

Постепенно уходят те, кто мог бы донести до нас и последующих поколений все то, что видели и познали на личном опыте, ради чего они жили. Память о тех, с кем они бок о бок защищали свою страну, храним мы в своем музее. Руководством школы было выделено помещение для создания постоянно действу­ющей выставки об истории Великой Отечественной войны. Чтобы не подходить к данному вопросу формально, просто заполнив пространство разрозненными экспонатами, была разработана четкая концепция использования помещения, которая при постепенном осмотре выставки учитывала бы визуализацию событий, происходивших в нашей стране, с точки зрения их развития – от начала ВОВ до ее окончания, от первого снесенного врагом пограничного столбика до Знамени Победы. По мере прохождения выставки ученики знакомятся с наглядным материалом, включающим в себя как реальные артефакты 40‑х годов, так и современную их стилизацию – противотанковые ежи, заграждения, пограничный столб и средства наглядной агитации – газеты, плакаты, литературу и пр.

В музее «России верные сыны» силами руководителя и учащихся была создана экспозиция «Землянка». Деревянные стены и мебель, потолки «в три наката» и печка «буржуйка» заставляют вернуться на много лет назад и почувствовать себя солдатом или партизаном, проживающим в этом незамысловатом убежище. А чугунок с вареной картошкой, развернутая на столе карта и висящее на стене оружие создают ощущение того, что из землянки кто-то только что вышел и скоро обязательно должен вернуться.

Для многих ребят эта часть экспозиции стала откровением. Не секрет, что современное подрастающее поколение, воспитанное в нынешних реалиях, лучше воспринимает информацию именно так, в визуализированных формах, чем при чтении литературы. А здесь все можно увидеть вживую, посидеть на деревянной лавке за тесаным столом, ознакомиться с устройством «буржуйки», почувствовать в руках вес настоящего чугунка. Именно этот фактор учитывался при создании экспозиции в первую очередь.

А еще есть экспозиция «На привале», где хранится редкий экспонат – химический карандаш, сделанный неизвестным солдатом-умельцем из гильзы. Этот артефакт был найден поисковым отрядом в Ржевском районе Тверской области, недалеко от местечка Погорелое Городище. Удобный металлический чехол позволял сохранять грифель от механических повреждений и использовать его без остатка. Пролежав в земле долгое время, карандаш не утратил своей функциональности и даже сейчас, спустя 80 лет, может использоваться как письменный прибор.

За годы Великой Отечественной войны почтальоны доставили адресатам более 10 миллиардов писем. Сотни тысяч, а может, и миллионы из этих писем были написаны такими же самодельными карандашами.

«Почту деда в пакете с пожелтевшей тесьмой прочитаю я детям… // И в письме за письмом мы услышим звучанье затаенной струны в треугольниках-чайках незнакомой войны».

Помимо экспонатов, которые, что называется, можно потрогать, в нашем музее представлены и наглядные стендовые материалы. К примеру, один из них рассказывает о ветеранах – участниках парада Победы на Красной площади 1995 года, проживающих на территории нашего района.

Но на один из портретов мы смотрим с особой теплотой. Это наш школьный учитель Анатолий Исидорович Львович – полковник, фронтовик, участник Великой Отечественной войны, позже выполнявший интернациональный долг в Африке, один из основателей военной кафедры МИЭТ.

Анатолий Исидорович родился в Москве в семье первых советских инженеров. В начале войны, будучи школьником, Анатолий рыл противотанковые рвы под Москвой и дежурил на крышах – тушил «зажигалки». В 17 лет стал курсантом Горьковского зенитного училища. В 18 лет принял свой первый бой с фашистами вместе с курсантами своего училища. В то время немецкие самолеты часто совершали массированные налеты на Горький, где располагалось большое количество оборонных заводов. Курсантов для защиты города вместе с зенитками разместили на крышах.

В 19 лет он уже был комбатом на 1‑м Белорусском фронте, командовал батареей в количестве 200 человек.

В апреле 1945‑го Львович вместе со своей батареей был переброшен на Дальний Восток, где принял участие в войне с Японией. После войны он остался на Дальнем Востоке на долгих 16 лет.

Анатолий Исидорович до самого последнего дня вел активную общественную работу. Три года назад этого замечательного человека не стало…

В Зеленограде живет множество людей, которые, услышав фамилию Львович, говорят: «Я учился у него». Не о каждом преподавателе сохраняется такая память …

Конечно, для детей, посетивших музей, рассказы о людях такой героической судьбы не пройдут бесследно, останутся в памяти.

Помимо развития и расширения музея руководство школы сделало еще один верный и интересный шаг в деле патриотического воспитания учеников. Было принято решение о создании постоянно действующей экспозиции, посвященной Бессмертному полку, акции, которая год от года растет и укрепляется в нашей стране. Была проведена работа среди учащихся по сбору фотографий и данных ветеранов-фронтовиков, разработан единый стиль портретов и всей композиции в целом. Данная выставка будет функционировать круглогодично, расширяясь по мере необходимости.

В нашем музее, который носит название «России верные сыны», регулярно проводятся уроки Мужества, встречи с ветеранами. Дети задают много вопросов нашим гостям, хотят узнать что-то новое о том суровом времени. В дни воинской славы проходят тематические занятия в музее для учащихся начальной и средней школы.

Наша школа участвовала в конкурсе-квесте, организованном Музеем Победы на Поклонной горе в Москве. На первом этапе был отснят видеоклип об оружии Победы. Мы рассказали о танке Т-34. Этот выбор был не случаен. На 41‑м километре Ленинградского шоссе, возле въезда в Зеленоград, стоит памятник этому танку. Танку-победителю. Танку-эпохе!

В этом ролике наши учащиеся рассказали об истории создания танка, его конструкторе М.И.Кошкине, героях-танкистах, воевавших на этой замечательной машине.

Проводя занятия с детьми, мы учитываем и то, что наша школа, как и сам Зеленоград, расположена в местах, получивших широкую известность благодаря происходившим здесь во время войны событиям. Именно здесь пролегал последний рубеж обороны Москвы, который враг так и не смог пройти. И именно из этой земли был поднят прах Неизвестного Солдата, захороненного у Кремлевской стены. Об этом мы тоже не забываем напоминать нашим детям.

Школьный музей постоянно расширяется, пополняется новыми экспонатами и экспозициями. Силами учащихся и учителя создана экспозиция «Уличный репродуктор», из которого, как и в сороковые, доносятся голос Левитана и довоенные вальсы.

Воссоздана экспозиция «Противотанковый еж» – деревянная конструкция обмотана импровизированной колючей проволокой, на которой развешены пустые консервные банки, издающие сигнал при контакте с приближающимся врагом.

Несмотря на проделанную работу, а сделано уже немало, останавливаться мы не намерены. В планах расширение экспозиции, увеличение фонда выставляемых наглядных материалов и экспонатов. И продолжаться это будет уже постоянно независимо от того, что День Победы празднуется раз в году. Создана активная группа из числа учащихся, которая помогает педагогам готовить тематические занятия.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – процесс непрерывный, не привязанный к конкретным датам и юбилеям. В дальнейших планах создание на основе музея клуба по интересам для проведения внеклассной работы с детьми. Вначале для тех из них, кто сам реально заинтересуется историей нашей страны, но в дальнейшем будет проводиться и работа по вовлечению как можно большего числа детей, для того чтобы наглядно дать им понять, сколько интересных, важных и героических событий происходило в России во все времена, чтобы они почувствовали свою сопричастность тому, чем жила и живет их Родина. Ведь именно на их плечи ляжет дальнейшая ответственность за ее судьбу, их руками будет вершиться ее история.

Сергей СИДОРОВ, руководитель музея боевой славы «России верные сыны» школы №853;
Ольга КАРПУХИНА, учитель начальных классов школы №853

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте