search
main
0

Этот день мы приближали как могли. Великая Отечественная на страницах «Учительской газеты»

​В годы войны наше издание делало все, чтобы приблизить день Победы. Мы старались помочь и фронту, и тылу, печатали сводки Информбюро, репортажи военных корреспондентов, рассказывали о том, как живет страна в это нелегкое время, как трудятся люди, дело которых – обучать и воспитывать детей и молодежь. Неудивительно, что газету читали и учителя, и бойцы.

«Учительская газета» №87(2879) от 20 июля 1941 годаСвященный долг советской учительницы…Мы знаем, что победа будет нелегкой. Так пусть же сердце каждой из нас станет неиссякаемым источником мужества. Пусть каждая народная учительница, где бы она ни была – в городе или селе, в глубоком тылу или прифронтовой полосе, мужественно борется за наше великое, правое дело! Организуя уборку урожая с колхозных полей; овладевая новыми профессиями в промышленности и сельском хозяйстве; неустанно заботясь о нашем будущем – о детях, особенно о детях бойцов, ушедших на фронт; неустанно ведя агитационно-массовую работу; беспощадно разоблачая паникеров и других пособников врага, – пусть всюду и всегда народная учительница помнит о своем священном долге перед Родиной.«Учительская газета» №107(2899) от 13 сентября 1941 годаЗдоровье школьникаВ грозные дни войны ответственность учительства за жизнь и здоровье детей неизмеримо возрастает. Как известно, многие школы начали в этом году работу в две и даже в три смены. В ряде классов увеличилась наполняемость до 50-60 ребят. Отдельные школы вынуждены использовать для занятий помещения клубов, библиотек, изб-читален. На случай вражеских налетов в часы учебных занятий при школах оборудуют бомбо- и газоубежища, в которых дети будут организованно укрываться вместе со своими педагогами и классными руководителями.Уже этот перечень показывает, что новые условия требуют от учительства особого внимания к состоянию здоровья школьников, к выполнению ими элементарных правил гигиены и санитарии. Поскольку часть медперсонала больниц и поликлиник ушла на фронт, директора и учителя школ будут вынуждены часто вникать в самую суть вопросов медико-санитарного порядка.Г.МИТИРЕВ, нарком здравоохранения СССР«Учительская газета» №3(2923) от 14 января 1942 годаПриказ народного комиссара просвещения РСФСР от 9 января 1942 года №3В «Учительской газете» от 7 января 1942 года напечатано письмо коллектива учителей и учащихся 27-й, 1-й, 19-й средних школ Автозаводского района г. Горького о помощи школам освобожденных районов. В этом письме учителя и учащиеся берут на себя ответственность выделить, изготовить и собрать учебно-наглядные пособия, учебники и школьно-письменные принадлежности, необходимые для школ освобожденных районов.Одобряя инициативу учителей и учащихся средних школ г. Горького об оказании товарищеской помощи школам освобожденных районов, я уверен, все учителя и учащиеся нашей страны горячо поддержат это обращение, окажут всемерную помощь школам в освобожденных областях и помогут им создать условия для нормальных занятий.Приказываю:1. Заведующим крайоно, облоно и наркомам просвещения АССР под личную ответственность довести до сведения учителей и учащихся своей области обращение учителей и учащихся г. Горького; широко обсудить это обращение на собраниях педагогов и учащихся; возглавить и организовать работу по изготовлению и сбору необходимых для школ освобожденных районов книг, учебников и учебных пособий, а также необходимого учебного оборудования.Обращаю внимание заведующих крайоно, облоно и наркомов просвещения АССР на исключительную важность всей этой работы и ожидаю от них проявления в этом деле всяческой инициативы и организованности.Народный комиссар просвещения РСФСР В.ПОТЕМКИН«Учительская газета» №20(2940) от 13 мая 1942 годаСобран первый миллионШла подготовка к славному юбилею – XXIV годовщине Красной Армии. В эти дни раздался голос педагогов 13-й железнодорожной школы г. Куйбышева.- Построим танковую колонну «Народный учитель!» – писали они в своем обращении к учительству Советского Союза.На призыв куйбышевцев со всех концов страны начали поступать патриотические отклики. В кассу Государственного банка непрерывным потоком полились средства, отчисляемые учителями.По просьбе «Учительской газеты» правление Государственного банка СССР открыло особый лицевой счет для учета средств, поступающих на постройку танковой колонны «Народный учитель». Выписки из этого счета два раза в месяц присылаются в редакцию.По сведениям, полученным редакцией к 12 мая, учительство Советского Союза внесло на постройку своей танковой колонны 1169471 рубль 67 копеек. Средства продолжают поступать.«Учительская газета» №48(2968) от 25 ноября 1942 годаВыполняем наказ фронтовиковТесная дружба завязалась у нас через «Учительскую газету» с танкистами части «Смерть немецким оккупантам!». Она укрепила связь нашей школы с фронтом.«Привет с фронта всему преподавательскому составу и учащимся Пачелмской школы! – пишет лейтенант М.Федякин. – С новой силой звучит сегодня ленинский лозунг «Победа или смерть», родившийся 25 лет назад в суровых битвах за нашу молодую Республику Советов. Мы идем в бой под непобедимым сталинским знаменем. Наша часть уже освободила около 600 населенных пунктов, уничтожила тысячи немецких бандитов, много вражеской техники». Бойцы-фронтовики часто вспоминают о нашей школе. Об этом пишут А.Сторыгин и тов. Климов из части «Смерть немецким оккупантам!»: «Газету с вашим письмом я берегу у себя в сумке. Я лично много работал с ребятами в школе, в пионерских лагерях и крепко люблю педагогическую работу».Пусть знают наши друзья-танкисты, что мы добросовестно выполняем свой долг перед Родиной.К.СОКОЛОВ, ст. Пачелма, Пензенская область«Учительская газета» №16(2988) от 14 апреля 1943 годаЛичная темаЯ никогда не писала в газету. Но сегодня мне захотелось рассказать, как помогло мне стихотворение Нины Кондратовской «Твои письма», напечатанное в «Учительской газете» 10 марта. И я не смогла удержаться, чтобы не поделиться с вами чем-то большим, происшедшим в душе…Снова вечер и снова бесплодные ожидания… Рушатся надежды. Нужно какое-то нечеловеческое терпение, чтобы ждать, ждать, ждать. Почему же нет писем за 1943 год? Я устала переносить муки ожидания, не хватает сил, невыносимо тяжело на душе. Что предположить, подумать?И вдруг… В тяжелом, отчаянном состоянии я читаю эти строки:Снова март в окно капелью брызнул,Снова жизнь прорвалась там и тут.Знаю, ты во имя этой жизниМстишь – и жив, хоть эти письма с фронтаДолго, очень долго не идут…Я чувствую, что во мне что-то произошло, что мне стало легко. И я говорю себе: «Верно, не сегодня, значит, завтра будут, нужно только уметь ждать!»Екатерина КОРНЕЕВА, Якимановская неполная средняя школа, Ногинский район, Московская область«Учительская газета» №42(3014) от 13 октября 1943 годаВоспитание привычекВступили в действие правила поведения учащихся, разработанные Наркомпросом и утвержденные Совнаркомом РСФСР. Усвоение правил должно отразиться на моральном облике наших учащихся и способствовать выработке у них привычек культурного и организованного поведения.Борьбу с дурными привычками можно вести двоякими путями: прямо запрещая их (и наказывая за их проявления), а также замещая их противоположными привычками. Оба способа должны сочетаться. Одного запрещения, даже при искреннем желании ученика освободиться от старых привычек, бывает недостаточно. Гораздо больший эффект дает настойчивое внушение ученику задач и действий, требующих противоположных форм поведения. Но все эти пути воспитания привычек окажутся бесплодными, если руководитель школы и учителя своим собственным поведением не будут служить примером для учащихся. Макаренко был совершенно прав, когда требовал от учителей являться на уроки в своих лучших костюмах, когда при их скудных средствах украшал свое здание цветами и проявлял величайшую заботу о всех так называемых мелочах быта.Н.А.МЕНЧИНСКАЯ, Е.В.ГУРЬЯНОВ«Учительская газета» №5(3029) от 26 января 1944 годаБерегите учебники!Нельзя равнодушно относиться к тем, кто портит учебники и зря переводит бумагу. Нередко еще в школах ученики садятся за книгу с грязными руками; перелистывая учебник, слюнявят пальцы, загибают углы страниц, делают на них ненужные надписи. Дома, когда готовят уроки, кладут книгу на сырой стол. Подчас на страницах учебной книжки можно видеть чернильные кляксы, грязные круги от чайной чашки, всевозможные каракули и рисунки, сделанные ради баловства.Порой неряшливый ученик на справедливое замечание об учебнике возражает: «Я его на свои деньги купил!»Такому ученику надо разъяснить, что хотя учебник и является его собственностью, однако его надо беречь, чтобы он пригодился другому. Целые семьи подчас учатся по одним и тем же книжкам, и учебник в течение многих лет переходит от старших к младшим. Старый учебник, если он больше не нужен, надо продать государству, чтобы вновь использовать в школе.«Учительская газета» №42(3066) от 4 октября 1944 годаО тех, кто строит газетуВ вашей газете была опубликована статья «За школу, воспитывающую деловитость». Она была прочитана в нашем подразделении и вызвала большой интерес среди бойцов и командиров. К сожалению, вчера во время пожара в землянке эта газета сгорела. Кроме того, у нас не было вступительной статьи к этой дискуссии и всего материала, опубликованного в связи с ней в газете. Убедительно прошу вас от своего имени и от имени своих товарищей по части выслать нам газеты с материалами дискуссии. Этот вопрос выходит далеко за рамки школы и имеет актуальное значение не только в воспитании детей, но и в воспитании и перевоспитании взрослых.Д.ЛЕЩИНСКИЙ, полевая почта 45187-А«Учительская газета» №3(3080) от 10 января 1945 годаК учителям-воинамИз далекого села обращается к вам старая учительница, отдавшая более 30 лет своей жизни воспитанию детей. Я прошу вас, родные, помочь мне добрым словом в тяжелую для меня минуту. Вот уже два месяца, как я осталась одна, погиб на фронте мой единственный сын, был он командиром минометной роты.Мне трудно. Но великое горе я рассеиваю с детьми – моими учениками. Они весь духовный смысл моей жизни. Им я обычно перечитывала все письма моего дорогого Станислава. А писал он их часто, перед боем, на привалах. Каждое письмо от моего сына, присланное с фронта, было и для ребят чем-то особенным, радостным. Вот вчера ко мне подошел девятилетний Коля и спросил: «Мария Петровна, письма больше не будете читать?» Тяжело мне было. Но я ответила малышу, что буду, что нам напишут теперь другие фронтовики.Вот за этим я и обращаюсь к вам, славные воины, через «Учительскую газету». Я, мать погибшего воина, и мои ученики ждем ваших писем.Мария Петровна ТРОЯНОВСКАЯ, Пензенская область, Даниловский район, Даниловская школа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте