search
main
0

Это заключительная фраза стихотворения “Яблоки”, опубликованного в журнале “Москва” /июнь 1998 г./, участника конкурса молодых поэтов Сергея Маркина. О чем оно? О наших детях. Символические образы Ученья, Любви и Смерти переданы в нем через три дерева, растущих в саду Жизни. Плоды Ученья – зеленого цвета, с терпким вкусом. Они “освежают разум” и противоположны всему пустому, бесполезному, бессодержательному. Плоды Любви, а значит, и добра-красного цвета. Это лучшие плоды на свете. Плоды дерева Смерти черны и горьки. И вот в последние дни лета приходят в сад дети и “набирают черных яблок смерти, а красных и зеленых не берут”. Может быть, автор сгустил краски, утрировал ситуацию – предлагают хорошее, а берут плохое. Однако сегодня все отмечают, что у детей складывается другая система ценностей под влиянием большого информационного поля, в котором этические и нравственные ориентиры и ценности не только неустойчивы, но и ложны. Учитель не хочет, чтобы дети становились духовными дальтониками. Их духовное зрение должно быть развито больше, чем цветовое. Он ставит новые задачи – усилить воспитательные функции своего предмета. В его арсенале два мощных средства – слово и художественный образ.

Представляется фрагмент программы по изобразительному искусству “Возвышенный мир красоты” для учащихся 6-х классов. Третья четверть. “Сеятели земли Русской” – о гражданской добродетели.

Сеятели земли Русской

“Сама по себе жизнь ничего не значит, цена ее зависит от ее употребления”.

Ж.Ж.Руссо

Тема: Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

Переводы Библии и церковных книг. Через книги закладывались основы понимания норм нравственной жизни и долга человека. Древнерусская миниатюра в рукописных книгах. Особенности выразительных средств.

Тема: Памятник.

Памятник “Тысячелетие России”.

Связь замысла произведения с выразительными средствами. Композиция.

Памятник первопечатнику Ивану Федорову. Связь замысла произведения с выразительными средствами скульптуры.

Памятник – часть наследия духовной культуры. Связь памятника с окружающей его средой.

Тема: Василий Корень – автор первой печатной гравированной книги.

“Книга Бытия и Апокалипсис”. Изготовление лубочных картинок, их содержание и назначение. Особенности выразительных средств народного лубка.

Тема: Пороки и добродетели в народном лубке.

Отношение русского общества к порокам и добродетелям. Основные сюжеты народных картинок. “Лубочный стиль” в творчестве современных графиков. Особенности выразительных средств народного лубка.

Тема: “Мечта об общественной пользе”. М.Ломоносов. Возрождение мозаики. Мозаичные работы ученого-художника. Мозаика в современных общественных сооружениях. П.Корин. Зал станции м. “Комсомольская” – летопись русской воинской славы. Выразительные средства монументальной живописи.

Тема: “Я Русью только жил”. В.М.Васнецов – создатель “русского стиля”. Орнамент в творчестве художника. Выразительные средства орнамента.

Тема: “Галерея для народа”. Братья П.М. и С.М.Третьяковы – собиратели “произведений высоких чаяний, совершенства и красоты”. Коллекция Третьяковых. Здание галереи с гербом Москвы, памятник П.М.Третьякову.

Цель: передать учащимся духовный опыт предков как пример для правильного осознания своего будущего.

Задача духовного развития: формировать правильное отношение к глубинному вопросу о смысле и содержании человеческой жизни; способствовать выработке у учащихся устойчивых нравственных ценностей и ориентиров. Поэтому в содержании четверти обращение к притчам – не случайность. (“Притча о сеятеле”, “Притча о пшенице и плевелах”, “Притча о талантах”). Нравственные ценности: чувство долга, ответственность, добродетель, гражданская добродетель рассматриваются как общечеловеческие. В содержание четверти включены произведения русского изобразительного искусства всех направлений: народное, религиозное, светское, которые рассматриваются с позиций духовной художественной культуры.

Задачи художественного развития: формирование понимания связи замысла произведения с выразительными средствами. Отбор иллюстративного материала осуществлялся с целью выработать основы грамоты в анализе художественных произведений различных видов изобразительного искусства: скульптуры, графики, живописи.

Задания разработаны с учетом интересов учащихся в соответствии с содержанием темы. Каждый урок четверти рассматривается как возможность реализации творческого замысла учащегося (учебные задачи не указываются). Тема “Памятник” представлена тремя занятиями (по 2 ч.) с постановкой предметных и воспитательных задач, развернутым планом содержания с указанием иллюстративного материала; списком литературы, использованной при разработке содержания уроков.

Каждый педагог в зависимости от задач к предмету и уроку, наличия иллюстративного материала, степени подготовки учащихся может сократить содержание или обратиться к рассмотрению иных памятников нашего Отечества.

Памятник

“Тысячелетие России”

Задачи духовного развития: формировать у учащихся понимание искусства как части духовной истории государства; сопричастность к истории своего Отечества; чувство благодарности людям, составившим его славу.

Задачи художественного развития: формировать понимание связи замысла произведения с его композицией; развивать композиционное мышление через сопоставление частей и целого для использования в творческой деятельности.

Бессмертен тот, чья муза

до конца

Добру и красоте

не изменяла,

Кто волновать умел

сердца людей

И в них будить стремленье

к идеалу.

А.Плещеев

В 1862 году в древнем Новгороде – центре первого русского княжества – установлен замечательный памятник “Тысячелетие России”, созданный по проекту молодого скульптора М.Микешина. Замысел – создать символ православной России, которая, пройдя тяжелый путь испытаний, окрепла и расцвела благодаря детям своим. Их укрепляли вера и любовь к Отечеству. Все это нужно было передать в памятнике. Как замысел раскрыт через композицию? (Просмотр д/ф.) Силуэт памятника напоминает колокол. Части памятника: высокий постамент с горельефом вокруг него; держава, около которой расположены скульптурные группы; завершение в виде аллегорической композиции “Православие”, в которой ангел благословляет Россию в образе коленопреклоненной женщины. На горельефе запечатлены сыны России – люди, жизнь и деятельность которых составили ее славу: великие князья и цари, первоучители и просветители, священники и крестьяне, военные деятели и герои, знаменитые люди науки, литературы и искусства, известные ныне каждому образованному человеку. Символическим благовестом звучит колокол памятника, славя сынов России. Выявить связь замысла и композиции, сопоставить части и целое в менее сложных композициях памятников с фигурой (стоящей, сидящей), полуфигурой, портретом-бюстом.

Задание. Сделать 1-2 эскиза памятника воину, ученому, писателю (бюст на постаменте). Материал: тонированная бумага, черная и белая гуашь.

Памятник

Ивану Федорову

Задачи духовного развития: формирование нравственных основ личности – чувства уважения к людям, посвятивших жизнь высокой цели и с твердостью духа преодолевающих любые трудности; к людям образованным, к книгам как источнику просвещения.

Задачи художественного развития: формировать понимание связи замысла произведения с выразительными средствами скульптуры в создании образа человека – движением фигуры, позой, жестом, передачей характера, рода деятельности, костюма.

Благодатные примеры –

Эти светочи земли.

А.Круглова

Притча о сеятеле. Люди, памятники которым мы рассматриваем, – сеятели добрых и полезных дел. Их жизнь принесла плоды для общего блага, которыми пользуемся и мы. С именем диакона Ивана Федорова связывают начало издательского дела в России. 1 марта 1564 г. была напечатана первая книга “Апостол”. Создатель “книг, перед тем невиданных”, сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки, набирал текст, печатал книги лист за листом (“Вид Московского печатного двора” Ф.Солнцева, “Типография XVI в.” И.Амана). Недоброжелатели боялись, что печатные книги вытеснят рукописные, переписчики лишатся работы. Интриги против Ивана Федорова закончились разгромом типографии. Это заставило его бежать в Литву, а затем – во Львов. Там вышли его книги “Учительное Евангелие”, “Острожская Библия” и первый “Букварь”, по которому на Руси учились грамоте более 200 лет. Эти книги – высокие образцы книжного искусства. Их редкие экземпляры хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира. Что означают слова Ивана Федорова “…владею я искусством орудий ручного дела и должен вместо житных семян духовные по вселенной рассевать”? Памятник первопечатнику был открыт в Москве в 1909 году. Конкурсные проекты С.Волнухина и Н.Андреева. На примерах трех проектов выявить связь замысла памятника с выразительными средствами скульптуры. Почему выбрали проект С.Волнухина? Он показал профессию героя.

Задание: создать проект памятника воину, ученому, писателю. Вылепить бюст, сделать постамент. Материал – пластилин, проволока, бумага, тонкий картон.

Памятник – часть наследия духовной культуры

Задачи духовного развития: формировать у учащихся понимание того, что памятники культуры – общее достояние поколений, понимание ценности искусства, бережного отношения к памятникам культуры.

Задачи художественного развития: развивать эстетическое восприятие, формировать понимание связи памятника с окружающей его средой, познакомить с ролью архитектора в создании художественной значимости памятника.

Хранить для мира достоянье

Высоких жертв и чистых дел.

А.Хомяков

Первая цель памятника – увековечить память о выдающихся людях, дать им бессмертие через искусство; вторая – в том, чтобы каждый живущий задумался о своей собственной жизни. Поэтому памятник является достоянием многих поколений, адресован в будущее и нуждается в бережном к нему отношении. Привести строки поэта революции Д.Алтаузена: “Я предлагаю Минина расплавить, Пожарского. Зачем им пьедестал?”, отрицающие наследие прошлого. Показать первый московский памятник Минину и Пожарскому ск. И.Мартоса, 1818 г. “Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия”.

Установка памятника – дело государственной важности. Государственная комиссия определяет место его установки: площадь, набережная, парк, мемориальный дом, театр. В зависимости от размера памятника, особенностей композиции, окружающей его среды мы воспринимаем его характер – величественным, торжественным, скромным и т.д. Сравнить памятники Минину и Пожарскому И.Мартоса и Пожарскому – З.Азгура. Как правило, окружающей средой памятника является архитектура. Поэтому соавтором скульптора становится архитектор. Его задачи: определить величину памятника, создать постамент и организовать пространство вокруг памятника, подчеркивая его художественную значимость. В композицию среды могут быть включены арки, стенки, ограды, газоны, фонари и др. В связи с этим интересно рассмотреть памятники великому поэту А.С.Пушкину, установленные по всей России и миру. А.Опекушина – в Москве, М.Аникушина – в Санкт-Петербурге, О.Комова – в Мадриде, Твери, Болдине.

Задание: закончить работу над проектом памятника; выполнить арки, дорожки, клумбы, деревья по усмотрению авторов. Материал: бумага, клей, картон.

Светлана ТРОФИМОВА, преподаватель искусствоведения и изобразительного искусства 1263-й школы

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте