Старт заявочной кампании Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Студенты» президентской платформы «Россия – страна возможностей» состоялся в самый уместный для этого день – Международный день студентов. Символично и то, что условную кнопку старта нажали в стенах одного из лучших педагогических вузов России и мира – Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, который в следующем году отметит свое 225‑летие.
В торжественной презентации конкурса, проходящего при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи, приняли участие заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антон Сериков, директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Андрей Милехин, заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Михаил Пучков, исполняющий обязанности ректора РГПУ имени А.И.Герцена Сергей Тарасов, советник руководителя Федерального агентства по делам молодежи Дмитрий Покровский, а также директор санкт-петербургского педагогического колледжа №1 имени Н.А.Некрасова Татьяна Голядкина.
В рамках официальной части участников и организаторов конкурса поздравила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. Приветственные слова от ее имени зачитал руководитель профессионального конкурса «Учитель будущего» АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев. Татьяна Голикова отметила, что проект получил развитие и теперь направлен на поиск и поддержку не только перспективных студентов образовательных организаций высшего образования, но и студентов системы СПО. Благодаря конкурсу будущие учителя могут заявить о себе, раскрыть свой потенциал, улучшить коммуникативные компетенции. Конкурс «Флагманы образования. Студенты» президентской платформы «Россия – страна возможностей», по мнению Татьяны Голиковой, объединяет активных молодых ребят, многие из которых уже работают в школах, будучи студентами, и это способствует формированию профессионального сообщества, где у конкурсантов будет возможность не только посоревноваться с единомышленниками из разных регионов страны, но и получить обратную связь от экспертов проекта.
Заместитель министра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова, которая также передала свои поздравления участникам и организаторам конкурса, заметила, что механика конкурса «Флагманы образования. Студенты» президентской платформы «Россия – страна возможностей» способствует развитию, проявлению, применению управленческих навыков и гибких компетенций, которые необходимы будущему учителю.
Когда короткая приветственная часть завершилась, участники конкурса получили возможность выслушать мнения экспертов на тему «Компетенции будущего учителя как будущего организатора образовательного процесса». Например, и. о. ректора РГПУ имени А.И.Герцена Сергей Тарасов поделился мыслью о том, что одной из ключевых компетенций современного педагога должно быть умение взаимодействовать с людьми разных поколений, ведь учителю приходится общаться и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Кроме того, нелишними будут навыки управленца, поскольку каждый педагог – это своего рода руководитель. Сергей Тарасов подчеркнул, что вузовские программы дают студентам возможность получать помимо фундаментальных предметных знаний знания в области возрастной психологии, что для учителя просто необходимо.
Директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения РФ Андрей Милехин вспомнил, как на недавней встрече со студентами педагогических вузов озвучил такие качества современного учителя, как надежность, отзывчивость, веселость. Сами же студенты добавили интересный штрих к портрету: учитель должен быть беззумным, то есть, на взгляд студенческой молодежи, живое непосредственное общение с детьми – это основа педагогики.
Для заместителя генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антона Серикова очевидным стало то, что современный учитель должен быть интересен ученикам, должен уметь меняться, постоянно учиться, не бояться предлагать нестандартные решения, всесторонне развиваться. По мнению Антона Серикова, новый сезон конкурса, так же как и предыдущий сезон, позволит привлечь много талантливой молодежи, которая пройдет через заочные и очные мероприятия и, окончив свои университеты, войдет в классы по всей стране с новыми идеями, методиками, будет творить и вдохновлять.
Обращаясь к студенческой аудитории, заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Михаил Пучков подчеркнул, что особенность педагогической профессии – это желание учиться самому. Если человек не учится каждый день, как формально, так и неформально, то вряд ли сможет работать, зажигая современных детей.
Своим видением того, каким должен быть современный учитель, поделилась и директор педагогического колледжа №1 имени Н.А.Некрасова Татьяна Голядкина. В частности, она сказала, что будущим педагогам не помешают уверенность в себе, умение держать удар и находить выход из любой стрессовой ситуации. Участие в конкурсном движении как раз предоставляет возможность воспитать и укрепить в себе эти навыки. Татьяна Голядкина также отметила, что для студентов важен послеконкурсный период. Например, многие некрасовцы, ставшие участниками и призерами творческих и профессиональных состязаний, проводят мастер-классы для однокурсников или студентов других курсов и колледжей. Такая же практика есть и у РГПУ имени А.И.Герцена. Кроме того, как пояснил Сергей Тарасов, готовится к реализации проект, в рамках которого учителя – победители профессиональных конкурсов будут давать открытые уроки для студентов старших курсов.
Что касается самой студенческой молодежи, то в ее позитивном и соревновательном настрое сомневаться нет причин. Студенты с энтузиазмом нажали символическую кнопку старта и дали начало заявочной кампании конкурса. Многие из ребят признались, что с нетерпением ждут первого этапа профессионального состязания. По словам третьекурсницы Института информационных технологий и технологического образования РГПУ имени А.И.Герцена Вероники Валивахиной, ей как будущему специалисту в сфере технологического образования важно развиваться и участвовать в профессиональных конкурсах. Это дает возможность на практике проверить себя в каких-то неожиданных ситуациях, понять, насколько ты готов к ним.
– Когда мы планируем урок в рамках изучения методики преподавания, мы создаем идеальную картину мира, то есть как это может быть, а вот как это будет на самом деле, мы узнаем только тогда, когда проведем этот урок, – сказала Вероника Валивахина. – Поэтому хочется быть готовой реагировать на изменения и чувствовать себя при этом комфортно. Если урок пошел не по моему плану, то мне интересно, какой я найду способ исправить ситуацию, что придумаю, как поступлю. Мне кажется, участие в конкурсе поможет научиться импровизировать, жить и эффективно взаимодействовать здесь и сейчас со своими учениками. Конечно, участие в конкурсе – событие волнительное, и мне любопытно, как я преодолею этот страх и соберусь.
Как заметила Вероника Валивахина, можно найти много эпитетов, характеризующих стиль работы будущего учителя, наделить его рядом необходимых компетенций, но лично для нее, как и для многих ее однокурсников, главным являются чуткость и душевность, которые педагог проявляет по отношению к ребенку. Если учитель создает ученику ситуацию успеха, то это стимулирует, двигает вперед, придает сил. Многие из студентов знают это, исходя из собственного школьного опыта, и они всегда будут стремиться следовать таким примерам.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Фото Светланы Кожары
Комментарии