Идеи не рождаются на пустом месте. Самые смелые проекты имеют под собой реальные основания. Предпосылками для создания проекта «Школа будущего – школа информатизации» стал колоссальный опыт работы в ГЭП «Школьное информационное пространство».
Вместо эпиграфа:ИКТ сегодня влияют на все сферы деятельности человека во всем мире.ИКТ стремительно меняют мир и часть его – школу.ИКТ создают новые, открытые среды обучения, более чем любые предшествующие технологии обеспечивают доступ к обширнейшим массивам информации.ИКТ – инструмент создания новых знаний, обработки информации, фиксирования ситуаций, происходящих в мире.
Предпосылкой к осмыслению идей будущего и построению новых проектов было информационное пространство ЦО, в котором ИКТ (и это не ноу-хау для московских школ) используется во всех сферах школьной жизни: от учебного процесса и управления до обеспечения безопасности и мониторинга здоровья. Отмечу только, что мы практически не используем готовые программные продукты. Оригинальные авторские программы, адаптированные к условиям нашего образовательного учреждения, созданы сотрудниками ЦО.
Развитие ИКТ – процесс стремительный и безграничный. От того, насколько активно и эффективно школа научится использовать этот чудо-инструмент, во многом зависит ее будущее.
ИКТ не создают новую образовательную структуру, они раздвигают рамки образовательного пространства, значительно активизируя и стимулируя творческое участие в образовательном процессе всех его участников. Меняется, причем не принудительно («так требует методика»), а естественным образом («иначе не получится»), роль учителя и ученика. Ученик – не пассивный получатель информации, а активный участник учебного процесса. Уже сейчас многие ученики значительно мобильнее в поисках необходимой информации и осведомленнее в возможностях технической ее обработки. Роль учителя не умаляется. Учитель – партнер, наставник, соученик, гид в нарастающем потоке информации, он учит анализировать информацию, ориентироваться в ней и получать необходимые знания. Создание собственного программного продукта, в котором учитель воплощает свои творческие идеи, – серьезный стимул, мощная мотивация профессионального роста учителя.
С применением ИКТ существенным образом меняется и методика обучения. Метод проектов, предполагающий деятельностный подход к обучению, в Школе информатизации вытесняет репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы, превалирующие в массовой учебной практике сегодня. Чем активнее включен ученик в учебный процесс, тем эффективнее результат.
По самым скромным прогнозам, в ближайшем будущем обучающие презентации, мультимедийные учебники уступят место сетевым обучающим программам (аналог сетевых игр) с трехмерным изображением, возможностью кинестетического восприятия, где ученик становится участником мультимедиасюжета: персонажем литературного произведения, рыцарем средневекового города, инженером сталеплавильного производства, то есть погружается в среду (эпоху), моделируя процесс, принимая решения.
Школа информатизации – адаптивная образовательная среда. В ней предоставляются равные возможности в получении образования детьми с различными способностями, с ограничениями здоровья, из различных социальных групп, независимо от места их проживания.
Но даже процесс дистанционного образования обретает в Школе будущего новый смысл. Это не только возможность максимальной индивидуализации процесса обучения, который строится по схеме «учитель – ученик», это и обучение в Сети, когда дети из разных школ становятся, например, слушателями одного спецкурса. Говоря о сетевом взаимодействии в Школе будущего, мы выходим на понятие «Школа информатизации – школа мира», поскольку Глобальная сеть позволяет в режиме реального времени обучать детей, живущих в разных странах.
ИКТ позволяют сделать постоянным в образовательном процессе присутствие родителей, которые осознают необходимость построения новых отношений с ребенком, получающим благодаря ИКТ высокий уровень самостоятельности и информированности. Школьный портал позволит родителям в любое время не только получить детальную информацию об успехах собственного ребенка, но и непосредственно участвовать в жизни школы.
Школа во все времена готовила ученика к жизни в обществе. Взаимодействие «ученик – среда» включает в себя множество каналов, каждый из которых подразумевает определенный язык, на котором ученик «разговаривает» с окружающим его миром. Язык этот должен быть адекватен сферам, с которыми он взаимодействует. Жизнь в условиях многомиллионного столичного города многомерна и специфична. ИКТ – современный инструмент, язык которого дает возможность оптимизировать связи образовательного пространства, частью которого является ученик, с социокультурной средой (в овладении новой профессией, новыми средствами коммуникации, видом культурно-досуговой или художественной деятельности и т.д.).
Самуил ГОРЛОВСКИЙ, директор центра образования №1828
Комментарии