Весной 2023 года в рамках проекта «Университетская среда» появилась прекрасная возможность для представителей академического сообщества пообщаться с учителями московских школ на актуальные темы, связанные с психологией. Благодаря совместным усилиям подобные проекты становятся площадками для открытого диалога профессионалов, призвание которых – образование и просвещение. Участие в такой деятельности не является для психологического факультета ИОН РАНХиГС чем-то совсем новым. Это часть системного подхода, включающего не только просвещение, профессиональный взаимообмен, но и внедрение академических стандартов, погружение в исследовательскую активность учительского сообщества школ.
К сожалению, часто передовые достижения психологической науки приходят в реальную практику с опозданием. Опыт участия и активность наших коллег, учителей говорят о длительном плодотворном сотрудничестве и востребованности данной тематики во многих образовательных проектах.
В Год педагога и наставника мы делаем особый упор на значимые и актуальные проблемы и форматы. Для нас это всегда вызов: важен интересный и полезный материал для профессионалов, находящихся на передовой борьбы с незнанием или ложным знанием, для учителей, которые не просто преподают по выученным за годы практики программам, а стремятся сделать свой труд современным, эффективным, экологичным и комфортным для всех.
Например, стало модным говорить про выгорание (эмоциональное, профессиональное), а пять или десять лет назад многие из нас думали, что просто устают, и это нормально, а выгорание было термином, которым пользовались ученые и психологи-практики. Несколько встреч были посвящены выгоранию как феномену, его отличию от простой усталости и истощения. Часто на наших занятиях поднимались вопросы, связанные с развитием и использованием эмоционального интеллекта, поведением в конфликтных ситуациях, помощью обучающимся в профориентации, экзаменационной тревогой, коммуникацией с коллегами и родителями.
Важно, что вместе с участниками занятий мы разбирали реальные ситуации, которые попадаются в их работе и личной практике, рефлексировали, снимали тревогу и фрустрацию. В этом, пожалуй, состоит особая ценность таких занятий – возможность для профессионалов из разных сообществ пообщаться напрямую. Это позволяет получить ответы на интересующие вопросы, приводит к новым целям и гипотезам, дает понять, что важно здесь и сейчас, на что должно быть направлено внимание педагогов-практиков и психологов-исследователей в настоящем и будущем. Неоднократно на занятиях поднимался вопрос ценности участия педагогов в профессиональных конкурсах и фестивалях. Принимая барьеры и психологические сложности профессиональной самореализации для учителей, анализировали личностные, социальные, профессиональные сопутствующие эффекты участия. Ставилась временная перспектива профессионального роста. Таким образом, менялись смыслы и ценности понимания деятельности учителя. Уход от стандартизации к творческому эксперименту, гибкости, расширению профессионального видения. Это уникальная возможность для социальной самоидентификации в профессиональном развитии, которую, к сожалению, многие коллеги не понимают. И не потому, что показать учителю нечего, а потому, что они либо недооценивают свои возможности, сопутствующие даже простому участию, а не только победе, либо избегают участия в конкурсах по внутренним психологическим причинам. Чтобы проработать все аспекты, были организованы встречи-диалоги.
Особый эффект имел формат круглого стола. Многие участники отмечали, что возможность встретиться на территории высшего образовательного учреждения порождает стремление изучать новые академические традиции, углублять знания и компетенции. Важно, что круглый стол позволил профессионалам из разных организаций услышать друг друга и поделиться не только опытом лучших практик, но и теми трудностями, которые возникают при решении производственных задач. Впоследствии это помогло приобщиться к академическим форматам понимания и культуре Президентской академии, включив это в свою работу. Поскольку учитель часто замыкается в своих проблемах, ищет и самостоятельно изобретает уже известные сообществу решения, ему нужны ориентиры, места силы, если хотите, где можно энергетически зарядить свой профессиональный потенциал. Опыт показывает, что в подобную ситуацию, как правило, попадают молодые педагоги, которым кажется, что возникающие в работе ошибки и трудности – признак низкого профессионализма. Встреча как диалог с более опытными коллегами, к которым можно обратиться за наставничеством и передачей опыта, была встроена в сами занятия. В рассмотрении и обсуждении кейс-пакетов, в контрольных вопросах обобщались реперные точки и значимые вопросы педагогической практики с учетом знаний психологической науки.
Еще одной важной ценностью, которую хочется отметить, является идея реализации непрерывного профессионального образования и личностного развития учителя, психолога, педагога, которую все мы разделяем. Приятно видеть, что те, кто обычно учит, готовы сами учиться новому. Мы полагаем, что московский педагог, который личным примером показывает своим ученикам ценность непрерывного образования, добивается не только высоких предметных, но и существенных личностных результатов.
Мы благодарим коллег за большой интерес к нашей работе в частности и к психологии в целом! А еще мы надеемся на продуктивную работу во время итоговой конференции «Психология и педагогика в современной школе» 28 августа 2023 года. Что касается дальнейших перспектив совместной работы, чем больше будет площадок для обмена опытом и профессионального развития, тем значительнее будут те профессиональные результаты, которых нам удастся достичь сообща.
Михаил КОНДРАТЬЕВ, заместитель декана факультета психологии ИОН РАНХиГС;
Елена УЛУНЯН, ведущий специалист ЦКРОО РАНХиГС
Статфакт
Благодаря уникальной возможности проанализировать степень заинтересованности учителей в процессе участия в проекте «Университетские среды» мы постарались сделать срез актуальных профессиональных запросов из заявленных тем и форматов, нужд и ожиданий педагогов, сотрудников образовательных учреждений. В профессиональном сообществе часто возникают вопросы, например: «Зачем учителям постоянно учиться?», «Важно ли высшее педагогическое образование?», «Что такое экстренная цифровизация?», «Можно ли говорить о таком новом явлении, как цифровая коммуникация?». Действительно, недавние события кардинально изменили компетентностную составляющую учительского труда, сделав акцент на дистанционных формах. Постепенно учителя освоили платформы для дистанционного обучения, рекомендованные Минпросвещения, экстренно приобрели путем проб и ошибок новые умения и навыки. Среди них стоит выделить:
– умение коммуницировать в цифровом пространстве. Эта способность позволяет осуществлять координацию и связь с использованием нескольких функций внутри одного сервиса, предполагает сочетание различных ресурсов, приложений, форматов. При этом важно быть органичным в кадре, привлекая и удерживая аудиторию;
– умение внедрять синхронный формат, сочетать различные ресурсы и приложения. При этом использование онлайн-режимов видеосвязи в сочетании с онлайн-доской, совместными экранами, чатами требует от учителя способности работать с аудиторией так, чтобы побуждать учащихся к обсуждению, избегая отвлечений;
– умение взаимодействовать со школьниками асинхронно, то есть давать обратную связь, предлагать проверочные задания в сочетании с индивидуальным консультативным режимом, что помогает учитывать особенности воспринятого материала и трудности понимания учащихся;
– умение комбинировать и моделировать виды работ, заданий, смену письменных и устных форматов учебной деятельности;
– умение управлять информацией, сохранять и оценивать работы учащихся в дистанционном варианте на облачных сервисах;
– правовые знания при использовании демонстрационных работ, сохранение персональных данных о паролях, кодах доступа учеников.
Эти умения неоспоримы, но выбор тематик для обучения учителей на «Университетских средах» показывает, что технологичность цифрового подхода породила дефициты реальных человеческих взаимоотношений. Для молодого социализировавшегося поколения этот уход дал массу несформированных социальных навыков и умений, касающихся совместной коммуникации и взаимодействия в реальном времени, умения объяснять свою позицию, корректируя ее с окружающими. Выявлена потребность учителей в развитии умений публичных выступлений, участия в профессиональных конкурсах, в формировании умений работать в конкурентной среде, позиционировать себя в группе или коллективе коллег. По сути, стоит говорить о потребности не только в психологическом сопровождении образовательного процесса непосредственно психологами в школах, но и в формировании умения оказать психологическую поддержку ученикам самим учителем на уроке, в процессе самостоятельной работы ученика, в общении со сверстниками, во взаимодействии с родителями. Можно отметить тенденцию необходимости психологического сопровождения профессиональной деятельности учителя (индивидуального и группового консультирования по сложным случаям, тренинговой развивающей работы).
Проект Департамента образования и науки города Москвы «Учительские среды» дал возможность РАНХиГС реализовать около 50 тематических встреч для педагогов, психологов, учителей. В проекте приняли участие более 2300 слушателей. Стоит проанализировать самые актуальные тематики, собравшие наибольшие аудитории.
В Топ-10 востребованных тематик вошли следующие (см. схему 1).
Контент-анализ показал, что интересны технологичные форматы (технологичный подход), однако содержание тематики заметно выделяет проблематику взаимоотношений в классах, с родителями, что было наиболее характерно для классных руководителей, а сейчас переросло в область предметного преподавания. Учителю недостаточно техник, ему необходимо самому разбираться в социально-психологической среде, ролевых, эмоциональных позициях, уметь сплачивать коллектив не хаотично, а со знанием индивидуальных возрастных особенностей, проблем социализации.
Если посмотреть на встречи, собравшие среднюю по численности аудиторию, то следует отметить, что привлекла внимание следующая тематика (см. схему 2).
Отметим, что в данной тематической аудитории преобладает потребность в психологической помощи и психологической безопасности, в умении работать со сложной аудиторией, проблемными случаями, когнитивными искажениями, агрессией.
Определился запрос на помощь в работе с исследовательскими и проектными работами учащихся, сопровождение участия в конкурсах и олимпиадном движении. Следует выделить отдельный блок самоопределения и саморазвития, где заявлена помощь в создании имиджа педагога, карьерном консультировании, участии в профессиональных конкурсах и публичном формате выступлений перед различной аудиторией. Данное направление актуально не только для молодых учителей. В связи с профессиональным и эмоциональным выгоранием педагогам все чаще приходится анализировать причины появившихся сложностей.
Выводы говорят о том, что деятельность педагога и учителя не упрощается, а требует не только мастерства, но и социальной и профессиональной зрелости. Учитель сегодня – это универсал, многогранный профессионал, сформированная личность, имеющая ценностный стержень, наработанный опыт коммуникационной деятельности. Современный учитель востребован как образ – ориентир, транслирующий смыслы, ценности и понимание молодому поколению. Хочется вспомнить великих учителей человечества, деятелей науки, искусства и образования, не только давших миру выдающихся учеников, но и указавших на самые главные духовные принципы гуманизма. Они актуальны и необходимы нам сегодня.
Внимание!
РАНХиГС приглашает вас принять участие в итоговой конференции в рамках проекта «Университетские среды» «Психология и педагогика в современной школе», которая пройдет 28 августа 2023 года дистанционно.
2023 год указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.
В период с марта по май 2023 года в РАНХиГС прошли просветительские и образовательные мероприятия для учителей в рамках проекта Департамента образования и науки города Москвы «Университетские среды». В этом году особое внимание было уделено тематикам, связанным с психологией и педагогикой.
Мероприятия, проводимые экспертами и преподавателями факультета психологии Института общественных наук, не только вызвали живой интерес среди педагогического сообщества общеобразовательных организаций, но и заставили задуматься об организации конференции, посвященной вопросам психологии и педагогики.
Ссылка на регистрацию и участие в мероприятии:
Комментарии