search
main
+1

Это все о любви, ни о чем, кроме

Российская «Одиссея», советский Шиндлер и эстетика постапокалипсиса

Одними из самых громких фильмов российского проката весны 2023‑го стали «Праведник» и «Поехавшая». «Учительская газета» решила разобраться в причинах коммерческих успехов и недостатках этих картин, а также в том, что объединяет их с популярным западным сериалом «Последние из нас». И вышло так, что в разных жанрах и разных странах, но все обязательно сводится к жажде показать любовь. Пусть и в разных аспектах…

В фильме «Поехавшая» рассказывается о реальном велопутешествии Анны Смолиной
Фото с сайта vk.com

Советский Шиндлер

На экраны кинотеатров вышел «Праведник» – фильм об исходе более 200 евреев с оккупированной территории Белоруссии под командованием советского партизана Николая Киселева. Перед Киселевым (Александр Яценко) ставится задача – перевести спасенных из фашистского плена евреев за линию фронта: их слишком много, не прокормить, да и раненые, старики и дети мешают партизанам. К делу советский офицер подходит не только как командир, но и как настоящий Человек. На протяжении пути Киселев будет оберегать своих подопечных и пробиваться сквозь все различия в мировоззрении и традициях.

В фильме нам преподносят как выдуманные истории – наподобие мытарств юного Моше Таля (Марк Эдельштейн), так и настоящие, как в случае со спасением Киселевым маленькой Берты, которую хотел топить отец, из-за того что девочка все время плакала и могла привлечь немцев. Некоторые из событий переработаны, впрочем, не в лучшую сторону: за романом простого парня по кличке Ферзь (Евгений Ткачук) и интеллектуалки Товы Липницки (Мария Золотухина), основанным на истории любви реальных Зямы Савиковского и Ривы Сосланд, было бы приятнее следить, не начнись он с домогательств. В результате история, которой достается много экранного времени, не вызывает того сопереживания героям, какого хотели создатели.

Персонажей в «Праведнике» много, и режиссер Сергей Урсуляк (сериал «Тихий Дон» и др.) сумел передать разнообразие характеров. Здесь нашлось место суровым, онемевшим от ужасов войны людям, тем, кто даже на мучивших их фашистов не может поднять руку, старикам, отвергающим традиции ради молодых, молодым, продолжающим мечтать и на грани смерти, мужчинам и женщинам, каждый из которых по-своему борется за следующий шаг. «Праведник» показывает взгляды разных людей на цену жизни – от самоотверженного еврея, который не случайно носит фамилию князя из романа Достоевского, до коллаборационистки Любы. При этом сценарий бесстрастен к героям: зрителю позволено судить самому.

Не обошлось и без ныне традиционного показа положительных образов представителей разных наций. Вместе бьют врага белорусы, русские, буряты, татары и евреи, а Моше Таля и маленькую Мириам спасают поляки. Евреи показаны с уважением к их культуре, хотя образ хитрых мудрецов, полных житейского опыта, никуда не исчез.

Лесные пейзажи фильма запоминаются, выбор освещения тонко соответствует настроению сцены, и саундтрек порой попадает в самую точку. А вот актерскую игру нельзя назвать сильной, и это главный минус: монотонные реплики некоторых актеров явно были рождены сценарием, а не мыслями и чувствами персонажей.

В общем и целом же картина делает то, ради чего снималась, – освещает историю о человеческой отваге. И срезы людских характеров оставляют достаточное впечатление, чтобы захотеть узнать больше о Николае Киселеве, его подвиге и евреях, чьи внуки до сих пор чтят память тех, кто спас их предков.

 

Ностальгия по постапокалипсису

Кончился первый сезон сериала «Последние из нас», получивший на Западе невероятно высокие рейтинги. Выпустил его запретный для нас HBO («Игра престолов»), но посмотреть сериал не составляет труда, в Сети есть даже русская озвучка.

Снят сериал по вышедшей в 2011 году видеоигре. По сюжету грибок кордицепс, умеющий захватывать и подчинять себе тела насекомых, мутирует в опасный для человека вид, после чего мир, каким мы его знаем, заканчивается. Главный герой Джоэл (Педро Паскаль) живет в новой реальности, где люди прячутся за стенами, а вокруг свободно бродят зараженные. Джоэл рисковый контрабандист, и его жизнь кончилась бы в очередной перестрелке, если бы судьба не свела его с девочкой Элли (Белла Рамзи), имеющей иммуннитет к грибку. После того как Джоэл согласится довезти Элли до больницы, где разрабатывают вакцину, главных героев ждет полный опасностей путь по руинам США.

В свое время видеоигра снискала любовь всего мира благодаря тому, как развивались отношения Джоэла и Элли. Поначалу считавший девочку лишь обузой, с течением времени Джоэл все больше и больше уважал ее отвагу и внутреннюю силу. Элли же после всех пройденных ими испытаний прониклась чувствами к Джоэлу, как к родному отцу.

Сериал стремится за 9 серий показать эту трансформацию, длившуюся много внутриигровых месяцев, и не может. Несмотря на хорошую игру Паскаля и Рамзи, им попросту недостает времени. В итоге в пути проходит полгода, а персонажи будто знакомы неделю: то ссорятся, то мирятся, затем вдруг ведут себя, будто породнились где-то за кадром, снова ссорятся и опять мирятся. Во всем виновато время, отданное флешбэкам и развитию второстепенных героев, которые умирают за одну серию. В итоге зритель следит за судьбами людей, которые особо не влияют на главных героев.

Несмотря на жажду соответствовать представлениям о здоровых отношениях и показывать любовь и доверие между самыми разными персонажами, у создателей сериала (Крейг Мейзин и Нил Дракманн) почему-то с этим очень плохо. Взаимодействия героев полны устаревших тропов, вырванных будто из дурных фанфиков. В связи с этим попытки сериала говорить о любви и привязанности часто выглядят нездорово, а порой попросту страшно, и неясно, создатели проглядели итоговый результат или вправду не поняли, что у них получилось.

Однако, несмотря на все проблемы, у «Последних из нас» нельзя отнять притягательную эстетику. Съемочная группа великолепно справилась с выбором пейзажей для руин такой разнообразной Америки, а саундтрек, написанный композитором оригинальной игры Густаво Сантаолалья, вызывает саднящую ностальгию по временам былого величия цивилизации. Стоит отметить и отказ от графики в пользу грима и костюмов для изображения зараженных. Благодаря отсутствию CGI-эффектов, которые в последнее время не блистают качеством, поверить в жестокий и опасный мир, стоящий на грани вымирания из-за страшной болезни, куда проще.

«Последние из нас» – достойный роуд-муви в плане физического путешествия в разрушенном мире, но не самый хороший в плане внутреннего путешествия героев. Однако если вы любитель жанра постапокалипсиса, имеете теплые воспоминания о видеоигре или следите за трендами, сериал нельзя пропустить. Каким бы ни было ваше итоговое впечатление, «Последние из нас» все же одно из главных кинособытий 2023 года.

 

Российская «Одиссея»

В кинотеатрах вышла «Поехавшая» – фильм о велопутешествии Анны Смолиной из Москвы в Магадан. Картина не документальная: настоящая Анна в своей группе ВКонтакте «А чего дома сидеть?» подтверждает, что «основа реальная, а 90% самого фильма – художественный вымысел».

Ане Смолиной (Ольга Лерман) исполняется 30 лет. Она давно переехала в Москву, снимает квартиру и работает SMM-щицей у крутой звезды. Когда на юбилей никто не приходит (по уважительным, впрочем, причинам), девушка понимает: пора что-то менять. Смотрит на старый велик и начинает собирать вещи. Так Аня отправляется на велосипеде в Нижний Новгород, к маме, которую не видела 13 лет, а оттуда в Магадан, когда выясняется, что мама переехала.

«Поехавшая» – завораживающий роуд-муви, от которого хочется бросить все и стать кочевником (ну или просто взять отпуск), чтобы самому увидеть эти густые поля, дикие леса, заброшенные карьеры и могучие горы. Помимо поиска себя поднимаются вопросы выхода из зоны комфорта и доверия к людям. В жанрах заявлены комедия и романтика – комедии мало, если вдуматься, то куда больше драмы. А вот романтика удалась, если вам по вкусу дорожные любовные истории. Анин случайный попутчик Валера (Виктор Хориняк) – пример поистине порядочного мужчины.

Однако, как только он закрепляется в сюжете, оказывается, что самостоятельная Аня больше всего мечтает о мужском плече. В этом не было бы ничего плохого, но, когда фильм показывает девушку некомпетентной по сравнению с мужчиной, это удручает. Мужчина может быть умным сам по себе, а не за счет женщины, например, поставить палатку, с которой месяцами борется главная героиня, смог бы и десятилетний ребенок. Как говорит сама Анна Смолина в своей книге: «Я много раз бывала в походах, но впервые… самостоятельно ставлю палатку, ничего сложного, разумеется, не было. Разобраться с механизмом сможет любой».

Аня показана бывшей велосипедисткой, однако в велосипедах почему-то не разбирается даже на базовом уровне, и ей, конечно, необходим мужской совет.

Так и получается, что во всем Аня на самом деле разбирается или плохо, или никак, зато ее попутчик блистает целым набором качеств: он и в великах шарит, и палатку ставит, и готовит, и играет на укулеле, и шутки шутит, и защитит в трудный час. А главная героиня – украшение истории. Она едет в Магадан и переживает. Причем если сначала кажется, что отсутствие любви для Ани важный вопрос, но не единственный, то в итоге создатели фильма указывают, что проблема исключительно в этом, а многолетняя ссора с мамой или работа с трудной звездой – это какие-то мелочи, не стоящие внимания.

Можно было бы отчасти закрыть на это глаза в угоду прекрасным пейзажам и красивейшим съемкам, если бы не итоговый вывод фильма. Когда Валере грозит расставание с Аней, из ниоткуда звонит Анина мама и призывает ее ехать за своей любовью. А мама сама приедет потом в Москву. Получается, Аня не была нужна маме тринадцать лет и понадобилась, когда у нее появились отношения? Мама следила за путешествием дочери через всю страну, где только в кадре ее один раз едва не изнасиловали, а второй чуть не убили, и ничего – не звонила, не беспокоилась. А проявилась только тогда, когда у дочери возник жених. Выходит, ценность жизни Ани измеряется наличием или отсутствием у нее мужчины?

Женские персонажи имеют личность, если хоть раз говорят между собой о чем-то, кроме мужчин. В «Поехавшей» много разных женщин, но они постоянно говорят только о мужчинах. Тема любви всегда будет стоять очень высоко в списке людских приоритетов, но когда женщинам нужна только любовь, а для мужчин это лишь приятный сюжетный довесок, испытываешь печаль.

Апогеем ситуации становятся отношения Аниной подруги Марины (Алина Алексеева) с курьером Алишером (Аскар Ильясов), которого Аня встречает на юбилее и оставляет жить в квартире вместо себя. Алишер – доброй души человек, и можно было бы поверить в историю его любви с девушкой из высокого общества, если бы хоть раз в российском кино был обратный пример. Но не припомнится, чтобы богатый москвич влюблялся в добрую приезжую девушку.

Так и получается, что «Поехавшая» пытается показать весь спектр мнений, положенный современному российскому обществу. Здесь и стремление влюбить в красоты Родины, и жажда демонстрировать равенство наций, и высмеивание жизни богатых блогеров, которые получают деньги из воздуха. И если мужчина, то обязательно умелый и твердый, а если женщина, то ранимая лань, которая ничего не стоит.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте