Часто приходится слышать утверждение, что сельская школа несчастна, забита, что ей не под силу обучать своих учеников на таком же уровне, как это делается в школах городских. Все это по большому счету и так, и не так. Дело в том, хотят ли сельские педагоги не быть оторванными от лучших педагогических технологий обучения, ищут ли способы и возможности для их использования в своих учебных заведениях. В Московской области, скажем, учителя сельских школ этого захотели, и так был реализован проект дистанционного обучения.
Заказ на создание системы дистанционного обучения для сельских школ Московской области сформировался под влиянием следующих факторов. Во-первых, дефицит педагогических кадров приводит к тому, что иногда одному учителю приходится помимо собственного учебного предмета преподавать несколько других образовательных дисциплин, по которым он не имеет специальной подготовки.
Во-вторых, рост заболеваемости среди учащихся, особенно в период сезонных эпидемий, приводит к тому, что у школьников появляется серьезный дефицит знаний. Если ученик пропустил урок, то он вынужден либо обращаться за помощью к учителю, что осложняет его деятельность по причине чрезмерной загруженности; либо к одноклассникам, которые не имеют педагогической подготовки, позволяющей качественно объяснить материал. Можно, конечно, и самостоятельно изучать пропущенное, но это малоэффективно, потому что никто и никогда не обучал школьника методам организации самостоятельной познавательной деятельности, не рассказывал, какие средства следует использовать в процессе самообразования и как с ними работать.
Перечисленные факторы, с одной стороны, становятся объективными причинами снижения качества образовательных услуг, а с другой стороны, объективными условиями существования системы дистанционного образования – образовательной системы, в которой процесс обучения реализуется при условии пространственной удаленности ученика и педагога.
Разработка системы дистанционного образования для учащихся сельских школ Московской области проводилась в рамках областной программы развития образования компанией «Просвещение МЕДИА». При создании новой образовательной системы авторы исходили из того, что к настоящему времени сформировались две принципиально отличные одна от другой формы организации учебного процесса в системе дистанционного образования. В первом случае учащиеся периодически снабжаются электронными учебными пособиями и в автономном режиме занимаются самоподготовкой. Эта форма организации учебного процесса получила название «кейс-технология». Кейс-технология используется в случаях, когда ученики лишены доступа к сети «Интернет».
Во втором случае учащиеся получают доступ к учебным материалам, расположенным в интернете. Обучение осуществляется в автономном режиме. Периодически ученики обмениваются информацией с консультантом-предметником. Эта форма организации учебного процесса получила название «интернет-технология». Интернет-технологию целесообразно использовать при свободном доступе к интернету.
В сельских школах Московской области сложились следующие условия:
большинство учащихся не имеют собственных компьютеров и могут работать с электронными учебными пособиями только в компьютерном классе;
доступ к интернету ограничен, связь между учеником и консультантом может осуществляться через обмен короткими сообщениями.
Исходя из перечисленных условий, авторы проекта создали синтезированную технологию организации учебного процесса в системе дистанционного образования, которая учитывает позитивные стороны как кейс-технологии, так и интернет-технологии. Разработанная система прошла экспериментальную апробацию в Серпуховском и Коломенском районах Московской области.
Какой же была структура системы дистанционного образования, созданная, скажем, в Серпуховском районе Московской области? На базе районного ресурсного Центра дополнительного образования создан Центр дистанционного обучения. Рабочее место организатора учебного процесса располагается в центре дистанционного образования. На должность консультантов-предметников приглашены высококвалифицированные педагоги, работающие в сельских школах Серпуховского района. Рабочие места консультантов-предметников расположены в образовательных учреждениях по месту работы педагогов. Связь между всеми участниками образовательного процесса в системе дистанционного образования осуществляется с помощью программного средства организации учебного процесса Net Школа. С помощью этого электронного средства создается информационная среда в рамках системы дистанционного образования. Сервисное обслуживание работы учащихся в компьютерном классе было поручено учителям информатики экспериментальных школ.
Схематически структуру системы дистанционного образования можно представить следующим образом (см. рисунок).
В Коломенском районе Московской области система дистанционного образования организована иным образом.
Центр дистанционного образования действует на базе Хорошевской средней школы. На должность консультантов-предметников приглашены высококвалифицированные педагоги, работающие в Хорошевской школе. Рабочие места консультантов-предметников расположены в Центре дистанционного образования. Связь между консультантами и учениками осуществляется с помощью программного средства организации учебного процесса Net Школа. Техническое обслуживание реализуют преподаватели информатики.
Технология организации учебного процесса в разработанной системе дистанционного образования выстраивается таким образом:
учащиеся проходят подготовку к самостоятельной учебной деятельности под руководством консультанта-предметника;
учащиеся проходят входной контроль их способностей к самостоятельной познавательной деятельности;
учащиеся получают учебно-методический комплекс, в который входят электронное учебное пособие, интегрированное в систему Net Школы (сетевой вариант устанавливается в компьютерном классе их школы); методические рекомендации для ученика, содержащие темы занятий в компьютерном классе и задания, которые ученик должен выполнить на каждом занятии;
администрация школы представляет учащимся график работы в компьютерном классе;
организатор учебного процесса в системе дистанционного образования информирует учащихся о графике консультаций и контрольных мероприятий;
в соответствии с расписанием работы в компьютерном классе учащиеся выполняют задания, предложенные в методических рекомендациях, сведения о выполненных заданиях пересылаются консультанту-предметнику с помощью системы Net Школа;
учащиеся проходят контроль способностей к самостоятельной познавательной деятельности в соответствии с графиком, составленным организатором учебного процесса.
Принципиально важно, каковы функции каждого участника процесса обучения в системе дистанционного образования. Многим известно, что в системе дистанционного образования предусмотрены следующие функциональные места:
организатор процесса обучения;
консультант по учебному предмету;
ученик;
специалист, осуществляющий технический сервис.
У каждого из действующим лиц – свои функции.
Организатор процесса обучения в системе дистанционного образования отвечает за:
включение учебного процесса в системе дистанционного обучения в образовательную деятельность сферы образования;
нормативное обеспечение учебного процесса в системе дистанционного обучения;
ресурсное обеспечение учебного процесса в системе дистанционного обучения;
сервисное обеспечение учебного процесса;
организацию рефлексии деятельности исполнительского звена;
организацию рефлексии собственной деятельности.
Включение учебного процесса в системе дистанционного обучения в образовательную деятельность сферы образования в данном случае – представление органам управления сферы образования отчетных документов и инициирование разработки норм, регламентирующих взаимодействие системы дистанционного обучения с системами среднего образования:
структуры учебного года;
порядка приема учеников, которые изъявили желание обучаться в рамках системы дистанционного обучения;
привлечения педагогических кадров.
Кроме того, необходимы:
составление плана взаимодействия между учениками и педагогами;
распределение учеников в классы;
определение порядка проведения занятий на этапе очного обучения;
составление расписания занятий на этапе очного обучения;
распределение учеников каждого класса в уровневые подгруппы.
Разработка структуры учебного года – это:
определение граничных сроков учебного года (дата начала и дата завершения занятий);
определение периодов обучения;
разбивка учебного года на периоды;
определение учебных мероприятий, соответствующих завершению предыдущего периода и началу следующего.
В системе дистанционного обучения сроки учебного года совпадают со сроками учебного года в общеобразовательной школе. Рекомендуемый размер интервалов, на которые осуществляется разбивка учебного года, составляет 6 недель (семестр). Учебное мероприятие, соответствующее завершению интервала, – контроль способностей к самостоятельной учебной деятельности в рамках изучаемой дисциплины.
Ресурсное обеспечение учебного процесса – деятельность организатора по набору учащихся, подбору педагогических кадров, обеспечению учебного процесса средствами обучения и средствами контроля результатов обучения. К важнейшему виду деятельности по реализации рассматриваемой функции относится организация положительного самоопределения учащихся и педагогов к их деятельности в рамках системы дистанционного образования.
Самоопределение к некоторому виду деятельности предполагает сопоставление имеющихся у человека способностей с требованиями к нему внутри новой системы и формирование его отношения к новой деятельности. В процессе самоопределения человек получает информацию о требованиях, предъявляемых к нему со стороны новой системы деятельности; сопоставляет их с имеющимися способностями и формирует собственное отношение к возможности выполнения им новых требований; сопоставляет новую деятельность с системой ценностей и формирует отношение к желанию участвовать в новом виде деятельности. В результате самоопределения нужно ответить на вопросы: «Могу ли я выполнять предлагаемую деятельность? Хочу ли я выполнять эту деятельность?».
Так как в базовом процессе системы дистанционного обучения два основных участника: ученик и учитель, то имеет смысл подробно рассмотреть, как происходит процесс организации их самоопределения, в результате которого каждый из них скажет, что может и хочет осуществлять деятельность в новой системе.
В Коломенском и Серпуховском районах Московской области положительное самоопределение педагогов было организовано следующим образом. В конце учебного года на базе сформированных центров дистанционного образования были проведены совещания руководителей сельских школ экспериментальных районов. На этих совещаниях директорам, завучам и преподавателям была предложена программа эксперимента, объяснены функции организатора учебного процесса, педагогов-консультантов и учеников в рамках системы дистанционного образования, представлены электронные учебные пособия, которые будут использоваться в рамках эксперимента, согласованы формы взаимодействия между руководителями школ и организаторами эксперимента. Здесь же организаторы учебного процесса проводили согласование кандидатур на должности консультантов-предметников.
Курсовая переподготовка консультантов-предметников проводилась в два этапа. На первом этапе обучения учителя знакомились с электронными средствами обучения и с программным средством организации учебного процесса. Образовательная программа и расписание курсовой подготовки были разработаны силами методического отдела компании «Просвещение МЕДИА».
Самоопределение учеников экспериментальных сельских школ Коломенского и Серпуховского районов Московской области было организовано следующим образом. По поручению директоров школ классные руководители экспериментальных классов сообщили ученикам о том, что их школа участвует в разработке и экспериментальной апробации системы дистанционного образования. Ученикам рассказали о перспективах использования системы дистанционного образования и предложили желающим принять участие в экспериментальной апробации учебных пособий и их корректировке. В каждой параллели была сформирована экспериментальная группа учащихся из 10 человек. При этом предполагалось, что экспериментальная группа пятиклассников будет участвовать в экспериментальной апробации методического комплекса по курсу «История древнего мира»; экспериментальная группа семиклассников будет участвовать в экспериментальной апробации методического комплекса по курсу «Reward»; экспериментальная группа восьмиклассников будет участвовать в экспериментальной апробации методического комплекса по курсу «Химия 8»; экспериментальная группа десятиклассников будет участвовать в экспериментальной апробации методического комплекса по курсу «Все задачи школьного курса математики 10-11».
Учащимся экспериментальных групп сообщили дату проведения очного этапа обучения и расписание работы на очном этапе. Списки учащихся, которые пожелали принять участие в эксперименте, передаются организатору учебного процесса в системе дистанционного образования.
Сервисное обеспечение образовательного процесса – деятельность организатора по обеспечению функционирования всех элементов системы дистанционного образования, а рефлексивное обеспечение деятельности исполнительского звена – деятельность организатора учебного процесса:
по фиксированию затруднений в деятельности консультантов-предметников;
по выявлению причины возникшего затруднения;
по устранению причины возникшего затруднения.
В этом случае рефлексивное обеспечение собственной деятельности:
фиксирование затруднений в деятельности системы;
выявление причины возникшего затруднения;
устранение причины возникшего затруднения.
При реализации административных функций организатора учебного процесса в системе ДО также использовалась Net Школа.
Педагог-консультант в процессе дистанционного обучения занимается:
организацией диагностики актуального уровня способностей ученика (А);
организацией рефлексии А;
организацией обучения учащихся познавательной деятельности с помощью предлагаемых мультимедийных и полиграфических средств обучения;
организацией контроля деятельностных и образовательных способностей по итогам обучения на вводном этапе;
дифференциацией учащихся по степени сформированности деятельностных способностей;
разработкой индивидуальной образовательной программы для каждого ученика;
организацией консалтинговой деятельности в течение учебного периода;
организацией промежуточного контроля уровня способностей учащихся;
оценкой учебной деятельности обучающихся по результатам текущего контроля;
коррекцией организации учебной деятельности обучающихся;
организацией итогового контроля;
рефлексией собственной педагогической деятельности.
Функции ученика в процессе дистанционного обучения:
выполнение заданий входного контроля;
самоконтроль результатов входного контроля;
освоение основных этапов познавательной деятельности на учебном содержании мультимедийных и полиграфических средств обучения;
получение от учителя индивидуальной образовательной программы;
подготовка к занятиям в компьютерном классе с помощью методических рекомендаций для ученика;
работа по выполнению заданий, указанных в методических рекомендациях для ученика, в компьютерном классе;
подготовка к консультации, то есть выполнение заданий, предписанных консультантом-предметником, и составление вопросов на понимание нового учебного содержания;
участие в коммуникации «учитель – ученик», позволяющей уточнить понимание учеником основных теоретических положений курса и систематизировать знания по контролируемому разделу программы;
выполнение заданий для промежуточного контроля;
самоконтроль и самооценка результатов промежуточного контроля;
организация собственной учебной деятельности, направленной на устранение причин затруднений, выявленных педагогом в результате контроля;
выполнение заданий итогового контроля;
рефлексия собственной деятельности на основе результатов итогового контроля.
В силу специфики организации учебного процесса в системе дистанционного образования можно выделить следующие этапы деятельности ученика:
самоопределение к обучению в рамках системы дистанционного образования;
определение актуального уровня собственных способностей к познавательной деятельности;
формирование способностей к познавательной деятельности в процессе очного обучения;
организация самостоятельной познавательной деятельности в условиях дистанционного обучения;
рефлексия собственной учебной деятельности.
Специалисты технической службы обязаны:
подготовить оборудование и программные средства для их использования на этапе очного обучения;
обеспечить бесперебойную связь между учениками и консультантами в рамках Net Школы;
подготовить оборудование и программные средства для их использования в процессе самостоятельной работы учащихся;
консультировать учащихся по вопросам использования электронных средств обучения в процессе их самостоятельной познавательной деятельности.
Как же должен быть организован контроль качества образовательных услуг в рамках системы дистанционного образования? Это очень важная работа, потому что она позволяет определить, насколько успешен учебный процесс. Контроль в системе дистанционного образования, как и в любой другой системе деятельности, позволяет установить соответствие между целевыми требованиями к деятельности системы и реальными результатами ее деятельности. Так как система дистанционного образования по праву считается составным элементом сферы образования, то целевые требования, декларированные для сферы образования, рассматриваются как базовые целевые требования, предъявляемые к деятельности системы дистанционного образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» цель образования – формирование грамотного деятеля, который не разрушает своей деятельностью целостности гражданского общества и правового государства. Таким образом, основная цель деятельности системы дистанционного образования – формирование деятельностных способностей в процессе обучения.
К деятельностным способностям чаще всего относят такие, как
коммуникативные:
– способность к пониманию авторского текста;
– способность к формированию авторского текста (построение плана представленного текста) или его схематизация;
– способность к морфологизации по предложенной форме (плану) текста;
– способность к составлению предложений текста с системой критериев (критика);
рефлексивные:
– способность к моделированию ситуации;
– способность к соотнесению модели с системой критериев;
– способность к реализации заданного алгоритма;
– способность к построению алгоритма заданным методом;
– способность к построению алгоритма, если метод построения не указан.
Любая способность демонстрируется в деятельности, потому и проверить наличие способности можно только в процессе соответствующей деятельности. Поэтому средства контроля, используемые в системе дистанционного образования, должны содержать задания, требующие от ученика продемонстрировать коммуникативные или деятельностные способности.
Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к пониманию авторского текста, в список средств контроля должны быть включены задания, при выполнении которых у него будет возможность выбора. Например, ученику может быть предложен некоторый текст, скажем, текст определения окружности, после прочтения которого он должен продолжить предложение: «Правильно ли я понял, что окружность – это…». Варианты возможных продолжений могут быть предложены в тексте средств контроля, в этом случае процесс контроля может быть автоматизирован. Однако контроль будет объективнее, если ученик предлагает собственный текст. В этом случае проверку правильности этого текста должен проводить педагог.
Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к оформлению авторского текста, в список средств контроля должны быть включены задания вида: «Составь план предложенного текста». Далее следует текст, который может либо относиться к учебному содержанию по изучаемой дисциплине, либо носить надпредметный характер.
Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к морфологизации по предложенной форме, в список средств контроля должны быть включены задания вида: «Выбрать из числа предложенных текст, соответствующий указанному плану».
Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к соотнесению текста с системой критериев, в список средств контроля должны быть включены задания вида: «Выбрать задачи, которые решаются по следующему алгоритму… (приводится алгоритм решения задач и текст нескольких задач)», «Указать события, которые происходили в заданном временном интервале… (далее приводится интервал времени и перечисляются события)», «Указать химические реакции заданного типа… (указывается тип реакции и приводится несколько уравнений химических реакций)».
Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к выполнению заданного алгоритма, ему следует предложить задание вида: «Вычисли значение выражения в следующей последовательности… (далее перечислена последовательность операций, которые выполняются с заданными числами)», «Проведи химическую реакцию в следующей последовательности… (перечисляется последовательность действий, выполняемая учеником)», «Расположи исторические факты в следующей последовательности …(перечисляется последовательность операций по установлению порядка в перечисленном перечне исторических фактов)».
Для того чтобы ученик мог продемонстрировать способность к моделированию некоторой ситуации, средства контроля должны содержать задания вида: «Выбери из числа предложенных текст, в котором говорится… (приводится краткое изложение существа информации, передаваемой в тексте)», «Выбери задачу, соответствующую предложенной схеме… (указывается схема текста задачи)», «Из перечисленных веществ выбери те, строение которых соответствует заданной модели».
Для того чтобы ученик мог продемонстрировать способность к сопоставлению модели с системой критериев, в средства контроля должны быть включены задания вида: «Укажи схему выполнения задания, при решении которого используется формула тригонометрической единицы… (приводится схематическое описание алгоритма выполнения задания)», «Укажи модель вещества, заданного формулой».
Для того чтобы ученик мог продемонстрировать способность к построению алгоритма, указанным методом в средства контроля должны быть включены задания вида: «Вычислить значения числового выражения, используя распределительный закон умножения относительно сложения», «Расположи перечисленные исторические события в хронологической последовательности», «Расположи окислы в порядке возрастания валентности металла».
Для того чтобы ученик мог продемонстрировать способность к построению алгоритма, не указанным заранее методом в средства контроля должны быть включены задания, требующие решение задач, уравнений неравенств и т.д.
Применительно к химии в средства контроля должны быть включены задания вида:
решить задачу;
опытным путем установить состав предложенного вещества.
Применительно к истории в средства контроля должны быть включены задания вида:
указать основные причины отказа древней Руси от язычества;
указать положительные и отрицательные для древней Руси итоги правления Святослава Мудрого.
Во всех приведенных случаях ученику предстоит самостоятельно выбрать метод построения алгоритма, позволяющий выполнить предложенное задание. Алгоритм может быть знаком ученику, то есть ученик выполнял задания с применением этого алгоритма ранее, либо незнаком, что существенно осложняет выполнение предложенного задания.
Таким образом, теперь мы знаем все типы заданий, которые будут включены в средства контроля. Осталось поговорить об организации контроля в системе дистанционного образования. Контроль может быть разных видов:
Входной контроль – контроль деятельностных способностей учащихся, изъявивших желание обучаться в системе дистанционного образования. В средства контроля могут быть включены задания, не использующие учебного содержания по предмету, то есть задания, которые носят надпредметный характер.
Повторный контроль – проводится после завершения этапа очного обучения, здесь включены задания, диагностирующие только деятельностные способности, не затрагивая учебного содержания.
Текущий контроль – контроль деятельностных способностей в конце каждой шестой декады, при проведении текущего контроля педагог может использовать задания, связанные с учебным содержанием, для этого ему будут предложены образцы таких заданий в методических рекомендациях для проведения контроля.
Итоговый контроль – контроль деятельностных и образовательных способностей, который проводится в конце каждой двенадцатой декады, для его проведения используются средства контроля, предложенные внешним экспертом.
Эффективность деятельности системы дистанционного образования определяется следующим образом:
по результатам входного и повторного контроля проводится распределение учащихся по степени сформированности перечисленных деятельностных способностей. При этом выделяются три уровня их сформированности: низкий, средний, высокий;
по результатам текущего и итогового контроля определяется динамика изменения количественного показателя.
После определения эффективности учебной деятельности в системе дистанционного образования и структуры средств контроля, с помощью которых она измеряется, можно задать порядок подготовки учащихся к консультациям, текущему и итоговому контролю.
При подготовке к консультации ученику следует задавать педагогу-консультанту вопросы на понимание основных определений и алгоритмов. Перечень этих вопросов указан в методическом пособии для ученика, а правильные ответы на эти вопросы консультант по предмету сможет найти в методическом пособии для организации контроля.
При подготовке учеников к контрольным мероприятиям по текущему контролю консультант по предмету предлагает ученикам текст заданий, проверяющий деятельностные способности учащихся на основе учебного содержания. Текст этих заданий также предложен в методическом пособии по организации контроля. Как известно, итоговый контроль всегда внешний, то есть текст заданий итогового контроля определяется внешним экспертом. Основное требование к этому тексту – его соответствие описанию заданий, включаемых в средства контроля.
Сегодня чрезвычайно актуально рассмотрение правовых, образовательных и экономических особенностей системы дистанционного обучения, разработанной для Московской области.
С правовой точки зрения созданная система дистанционного обучения отличается от существующих тем, что она стала элементом сферы образования, выполняющим сервисные функции не только по отношению к учащимся и их родителям, но и по отношению к управленцам образовательных учреждений. Другими словами, созданная система дистанционного обучения:
включена в сферу образования;
подотчетна региональным управлениям образования;
реализует функции организации дополнительного образования;
реализует функции организации основного образования.
Итак, заказчиками на деятельность созданной системы становится, с одной стороны, государство, в лице соответствующих управленческих структур, а с другой стороны – учащиеся и их родители. Вследствие указанной особенности качество образовательных услуг, оказываемых системой дистанционного обучения, должно контролироваться государственными органами. Но следует отметить, что пока существующие системы дистанционного обучения ориентированы на организации дополнительного образования и качество их деятельности не контролируется государством.
Образовательные особенности подразделяются на организационные и содержательные.
Организация учебного процесса в системе дистанционного обучения предполагает формирование у учащихся способностей к самостоятельной познавательной деятельности. Для этого в учебном процессе предусмотрен этап обучения учеников самостоятельной работе с новым УМК, включающим в себя учебник по основному курсу, электронное пособие и методические рекомендации для ученика. Кстати, ныне существующие системы дистанционного образования не занимаются формированием деятельностных способностей учащихся, что негативно отражается на качестве обучения.
Остановимся на отличительных особенностях. Учебное содержание, используемое в системе дистанционного обучения, имеет отличительные особенности. При организации учебного процесса в системе дистанционного обучения наряду с основным курсом по изучаемой дисциплине используется электронное пособие (или электронные пособия), которое позволяет существенно расширить информационные рамки учебного содержания. Это обстоятельство особенно важно для учащихся сельских школ. В силу объективных причин эта категория учеников не может посещать музеи, театры, выставки и крупные библиотеки. Использование современных электронных пособий создает условия для преодоления объективных затруднений в возможности получения информации сельскими школьниками.
В отличие от существующих систем дистанционного образования, которые используют при организации учебного процесса, – в основном обмен заданиями и образцами их выполнения или информацию из интернета – в созданной системе используется информация, содержание которой и средства передачи отработаны опытными методистами и педагогами. Это обстоятельство позитивно влияет на восприятие учениками предлагаемой им информации.
Экономический и технический аспекты использования предложенной методики
Использование Net Школы и интегрированных в нее мультимедийных пособий для дистанционного обучения предполагает пересылку по интернету минимальных объемов информации, так как текстовая учебная информация, видеофрагменты, изображения, модели и другие элементы мультимедийных пособий не передаются по сети, а хранятся на дисках или на сервере в месте занятий учеников. Через интернет передается только кодированная информация для Net Школы с указанием заданий для ученика, информация о выполнении заданий, а также текстовые сообщения учеников и консультантов-предметников. Это обстоятельство позволяет свести к минимуму время работы и трафик в интернете. Используемые технологии позволяют также существенно повысить надежность работы и снизить зависимость от стабильности связи с интернетом, т.к. при сбоях или обрыве связи информация «запоминается» и пересылается при восстановлении связи.
Эти особенности определяют приоритетность использования данной системы в условиях сельских школ Московской области, в которых вопрос экономии финансовых ресурсов в настоящее время имеет существенное значение.
Кроме того, предложенная методика хоть и предполагает использование интернета, но позволяет в случае возникновения «нештатной ситуации» и долговременного отказа от доступа в интернет перейти на использование «кейс-технологии». Таким образом, разработанная система дистанционного обучения позволяет повысить качество образовательных услуг при минимальных капиталовложениях.
Олег ИСАЙКИН, заместитель директора компании РООС, Самара, Татьяна КУДРЯШОВА, консультант-методолог компании «Просвещение МЕДИА», Москва
Комментарии