search
main
0

Это вам не игрушки! Полноценное развитие детей вне игровой деятельности невозможно

В этом году на психологическом факультете Московского государственного психолого-педагогического университета стартовала уникальная магистерская программа “Игра и детство”. По замыслу разработчиков, она призвана научить взрослых тому, как правильно использовать игру для обучения, воспитания и развития школьников и дошкольников, возродить культуру игры в детском сообществе, а также рассказать о принципах и методах экспертизы игрушек и игровых сред. Об этом мы беседуем с руководителем Центра психолого-педагогической экспертизы игрушек МГППУ, профессором кафедры дошкольной педагогики и психологии Еленой СМИРНОВОЙ.

– Елена Олеговна, я слышал, эта программа пользуется большой популярностью, поскольку к вам пришли люди из самых разных вузов и с самыми различными дипломами. Чем, по-вашему, вызван столь явный интерес данной теме?

– Поделитесь секретом, чем вызван интерес к данной теме именно сейчас?

– Давайте определимся с понятиями. Что такое игра?

– А что такое игрушка? И чем игрушка отличается от не игрушки? Можно ведь взять любой предмет и играть с ним.

– Игрушки производили всегда. Но как проблему их качества решали в былые времена?

– Когда вы начинали эту работу, наверняка тщательно изучили и зарубежный опыт. Наверное, там-то этому уделяется особое внимание?

– А что особенного в их системе оценки игрушек?

– Итак, игра может быть без игрушек, а игрушки могут существовать в отрыве от игры. Верно?

– Иными словами, вы предлагаете всем нам вернуться во времена, когда у человечества не было никакой индустрии игрушек, уйти от сложных современных игрушек?

– То есть пистолет в виде деревяшки лучше, чем полная копия настоящего пистолета?

– Но ведь есть и эстетический момент. Куклу, идеально похожую на девочку, наверное, приятнее держать в руках, чем полено, завернутое в кусок рогожи.

– А как же прогресс? Вы предлагаете обратить эволюцию вспять, от усложнения игрушек, оснащения их разной компьютерной начинкой и искусственным интеллектом вернуться к добровольной примитивизации?

– Совсем недавно завершился форум «Город образования», и там было огромное количество самых разных игрушек, которые производители позиционировали как развивающие, предназначенные для детей различного возраста.

– Компьютер – это игрушка?

– Можно ли в этом винить именно игру и игрушки?

– Что бы вы предложили школе в плане решения проблемы игр?

– А почему у нас к игре возникло такое отношение? Может, педагоги просто боятся отпустить детей играть, чтобы те не ударились, не сломали чего, не дай Бог, не повредили себе что-либо? Ведь виноват будет в итоге именно учитель, а не ребенок.

– Я часто слышал от своих коллег скептические реплики, дескать, у этого педагога дети только играют, то есть ничего серьезного, потому что нельзя же все время играть! Если ли тут какая-либо крайность?

– А разве нельзя совместить два в одном – обучение и игру?

– Тогда проясните такой момент. Когда говорят, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является именно игра, следовательно, в процессе обучения надо именно ее и использовать, – неужели это ложная установка? Неужели можно либо учиться, либо играть?

– Любой УМК включает в себя целый комплект литературы – учебник, книгу для чтения, методические пособия, определители, карты и т.д. Может быть, имеет смысл дополнить каждый УМК определенным набором игр для развития школьника?

– И вот тут мы переходим к проблеме игромании. Как быть, если ребенку доставляет интерес продолжать, то есть рубиться в какую-то игру по многу часов подряд?

– Выходит, надо тестировать не только игры для детей, но и самих детей на предмет зависимости?

– И последнее. Дайте ответ на вопрос, который я вам не задал.

Реплика

Мария СОКОЛОВА, детский психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры дошкольной психологии и педагогики:

Декларация прав ребенка

Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года

Конвенция о правах ребенка

Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06.1990 №1559-I

Статья 31

1. Государства – участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте