search
main
0

“Это такое чувство, когда дети слушают тебя…” Ученик года мечтает стать педагогом

… Все участники конкурса “Ученик года Иркутской области-2002” один за другим поднялись на сцену, и в зале осталась одна Ксюша. “А я? А меня почему забыли?” – девочку охватывала паника. И тут она услышала невероятное: “Ксения Хамова – ученик года-2002!” Оглушительно загремели аплодисменты, на Ксюшу нацелились все телевизионные камеры, она легко взбежала по ступенькам, получила из рук губернатора Бориса Говорина диплом, документы на компьютер и… схватилась за голову. До самого последнего момента она и не думала примерять на себя “корону” лучшего ученика, хотя и попала в десятку финалистов.
Мы беседовали с ней за несколько часов до церемонии закрытия. Мои попытки потихоньку разузнать у организаторов, кого же все-таки прочат в “самые-самые”, окончились полной неудачей. Пожимал плечами и лукаво блестел глазами главный организатор, Александр Костин. Члены детского жюри тоже стояли насмерть, и никакой авторитет прессы на них не действовал. Но когда я попросила сфотографировать Ксюшу, Александр Костин вдруг заволновался и стал спрашивать, а почему именно ее? Ну так это же было совершенно понятно почему – единственная из более чем тридцати участников, она сказала, что хочет стать учителем! Нынче Ксения заканчивает школу и собирается поступать в педагогический университет. Девчонка из далекого северного города Киренска говорила радостно и убежденно:
– Я уже сейчас руковожу в школе танцевальным ансамблем. Очень люблю детей! С ними надо быть ласковой, но иногда и строгой. Понимаете, это такое чувство, когда дети слушают тебя и у них горят глаза… Пойду работать в начальные классы, ведь там закладывается база для всей остальной учебы!
И надо же так случиться, что фотографирование будущей учительницы для “УГ” буквально оказалось пророческим!
– Ребята, вы все – сильное звено. А финалисты – это просто суперсильное звено! – с такими словами обратился к участникам начальник администрации Иркутской области Леонид Выговский. В суперсильном звене была ярко представлена глубинка – северные Усть-Кут, Бодайбо, Чуна, Киренск, а также Тулун, Ольхонский, Нижнеилимский районы… Леонид Выговский возглавлял взрослое жюри. Уже потом, когда все было позади, члены жюри чистосердечно признались, что у них от такой тяжелой работы волосы стояли дыбом. Ну как оценить лучших, каждый из которых уже стал победителем в своем городе и районе? Не легче пришлось и детскому жюри, которым руководил ученик года-2001 Данил Панасецкий. Дети работали на равноправных условиях с взрослым судейским составом.
Пять конкурсных дней в лагере “Космос”, что под Ангарском, пролетели как один миг. У организаторов была непростая задача – задания не носили учебного характера, нужно было увидеть в каждом участнике Личность и создать Команду. И эта задача была блестяще выполнена.
Самым легким конкурсом, говорят ребята, была самопрезентация. А когда грянул турнир эрудитов, ведущий Сергей Шмидт тут же стал кумиром всех участников, которые нарекли его “Клевый мэн”. Впечатления были полярными: “Что меня поразило и удивило, так это легкие вопросы. Неужели кто-то не знает, когда и на каком острове начали строить Петербург?” Или: “Этот конкурс выбил меня из колеи надолго. Таким глупым я не ощущал себя никогда…”.
Авторская группа, которая работала над программой конкурса, решила внести в него кардинальные перемены. Александр Костин, Маргарита Бужигеева, Сергей Шмидт и Инна Трощенко рискнули ввести для финалистов… урок-импровизацию. По их мнению, каждый человек хоть раз в жизни выступает в роли учителя. Он должен умело выражать свои мысли, владеть ораторским искусством, доброжелательно относиться к аудитории… “Это был самый интересный конкурс, настоящие уроки!”, “Я сама многому научилась от своих учеников за один-единственный урок”, “Это была проверка на стрессоустойчивость” – таков спектр откликов на этот интерактивный конкурс.
Трудным и интересным оказалось задание создать социальный проект по проблемам страны: “Работать в группе сложно. Потому что люди – это индивидуальности и один и тот же вопрос понимают по-разному. И отвечают на него по-разному. Получается, что каждый тянет одеяло на себя. А это плохо!” И все же конкурс помог “по-взрослому” взглянуть на проблемы и поискать эффективные решения, а потому общий вывод ребята сделали такой: “Социальные проекты – это классная идея. Мы смогли хотя бы попробовать решить проблемы страны! И в будущем нам пригодятся навыки разработки социальных проектов”.
Очередным конкурсным заданием для ребят стала и большая коллективная пресс-конференция, во время которой журналисты от легких и приятных вопросов быстро перешли к заковыристым и серьезным.
– Вы знаете, что сейчас идет реформа российского образования. Нужна ли она? Что не устраивает вас в вашей школе, что бы вы хотели изменить? – так звучал вопрос корреспондента “УГ”. За столом взрослого жюри, кажется, даже перестали дышать…
– В нашей школе нужно изменить подход к ученику, сделать ставку на индивидуализацию образования…
– Понять, что образование – это не способ усреднять личность и убивать таланты…
– Изменить модель взаимоотношений “учитель – ученик”: в нашей школе очень удивляются, когда ученик спорит с учителем по предмету, имеет другое мнение…
– Изменить пятибалльную шкалу оценок, она давно устарела! Нужно ввести десятибалльную систему…
– Пораньше вводить профильные классы…
– Добавлять новые предметы – психологию, политологию, больше уроков по искусству…
– Не устраивает несбалансированность образования – у выпускников школ возникает много проблем…
– В школе нужно организовать хорошее питание!
Школьники заявили, что их волнуют проблемы защиты прав ребенка, беспризорности, большого числа разводов, абортов, брошенных детей. И, кстати говоря, юные граждане Приангарья, столь ответственно и серьезно относящиеся к жизни, скоро получат реальный инструмент для выражения своих взглядов. Как рассказал Александр Костин, в “Космосе” было решено создать в Иркутской области детский парламент. Детский – не значит игрушечный. Члены парламента будут встречаться с руководителями исполнительной и законодательной власти, депутатами различных уровней, искать решения проблем. Никакой говорильни – только реальные дела! Какие? Поиск спонсоров для помощи детям и престарелым, сотрудничество с центрами занятости – идей масса…
Пожалуй, только ожидание будущей “парламентской” встречи и совместной работы спасло миг расставания от океана слез. “Главное, что мы познакомились с новыми интересными и очень разными людьми, детьми и взрослыми. Теперь мы – команда, у нас есть сила, когда мы вместе”… “Всегда думал, что соревнование – это турнир против друг друга… А оказалось, что главное – чувство единства с друзьями!”
Конкурсантов наградили фотоаппаратами, десятку финалистов – видеокамерами. Ксении Хамовой вручили компьютер последнего поколения вместе с принтером, а фирма “Байкалвестком” – учрежденный ею приз для победителя: сотовый телефон. И каждый участник бережно прижимал к груди прощальный номер “ЛУГовых новостей” (ЛУГ – Лучший Ученик Года) и лазерный диск с видеороликами самых ярких мгновений конкурса.
… Мама, работающая в банке, отговаривала Ксюшу от решения стать учителем. Но в конце концов сказала: “Тебе самой предстоит решать, какую профессию выбрать. Главное, чтобы была по душе!” Бабушка же была педагогом – и через поколение внучку потянуло в школу. Ксения уверена, что с ученической скамьи она пересядет на студенческую, потом войдет в класс с малышами… По душе!

Элеонора КЕЗ
Иркутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте