Самое последнее дело – винить во всем других, в своих неудачах искать виновных среди третьих лиц. Но сейчас я не знаю, что и подумать. Началось все вроде бы с совершенно безобидной реплики…
– Тема сегодняшнего урока – «Млекопитающие», – внезапно, проходя по рядам, я вижу, как ребенок жирными буквами выводит фломастером МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ.- Разве трудно правильно списать с доски? – искренне расстраиваюсь. – К тому же я говорю по буквам. Почему же питающиеся?- А какая разница? Пресмыкающиеся, млекопитающиеся?.. – недоумевают дети.- Ну хорошо. Давайте вспомним, почему же русские люди назвали рептилий пресмыкающимися. Что означает этот глагол – «пресмыкаться»?Молчание, недоуменные взгляды.- Ладно! Найдите корень этого слова.- Смык? – робкая реплика из класса.- Правильно! А что это может означать? – я вижу, что не все потеряно, потому что сразу поднимается несколько рук.- Это что-то связано с едой: программа «Смак»!- Нет, что-то с замками: одного вора звали Гоп со смыком!- А может быть, что-то связано со словом «смысл»? – высказывают свои версии ученики.Такого оборота я не ожидал! Хочется взорваться. При чем здесь «смысл»? Вернее, где здесь смысл?- Когда о человеке говорят: «Он пресмыкается перед другими», стоит ли это рассматривать как комплимент или оскорбление? – пытаюсь я направить их в нужное русло.- Наверное, это оскорбление. Так говорят о мелких фирмах, которые, чтобы не разориться, вынуждены примкнуть к более крупным и сильным, войти в их подчинение.При всей абсурдности сказанного зерно здравого смысла здесь все-таки есть.- Ага! Оказывается, слова «пресмыкающиеся», «смыкаться», «примкнуть», «сомкнуться» однокоренные. Примкнуть – значит присоединиться. Ну после такой подсказки кто скажет, почему же…- Получается, эти животные к чему-то присоединяются, – логично рассуждают ребята. – Уж не к млекопитающимся ли? Ведь они же хищники!Я смотрю на детей с любовью. Какие милые ребятки! И шрамы от лоботомии их почти не портят. Один ноль в их пользу. Но игра еще не окончена.- Пресмыкаться – значит ползать, волочить брюхо по земле, смыкаться с нею. Ведь именно так передвигаются рептилии, касаясь животом поверхности почвы. Но вернемся к тому, с чего начали. Что означает частица «ся»?Снова недоуменное молчание. Я опять начинаю терять терпение.- Ну какая разница: вернуть или вернуться, кормить или кормиться, смотреть или смотреться? Питать или питаться?- Питать – это когда мы кормим, а питаться – когда кормимся.Я поражен такой жесткой логикой. Но, надо признать, что-то здравое есть и здесь.- Следовательно, млекопитающие что делают? Питают (кормят) млеком. А что такое млеко?Так вот где собака зарыта! Они и этого не знают!- Какие же железы называют млечными? Ну какие у зверей могут быть самые заметные железы?- Может быть, потовые? Ведь у птиц и рептилий кожа сухая…Важно не упасть на пол раньше звонка с урока. Потому что и в этой реплике есть своя логика, кстати, биологическая. Пора заканчивать, иначе я никогда не выпутаюсь из этой ловушки. Поймать бы сейчас того, кто сказал, что дети и так все знают, важно только помочь им вспомнить…- Млеко – это устаревшая форма слова «молоко». Млечными называются… (Кто-то шепчет: «Сиси!») Да-да, именно те самые железы. И если звери питают (кормят) кого-то молоком, значит, это их самая главная особенность, если следовать логике тех, кто придумал данное название. А кого они кормят?- Человека!- Да в гробу они видели этого человека! Очень-то он им нужен! Детенышей своих они выкармливают молоком!- А при чем здесь пресмыкающие и млекопитающиеся?- Если животное само ест молоко, его можно назвать питающимся. Но если оно кого-то кормит им, то это уже млекопитающее. Рептилии никого не пресмыкают, они сами ползают на брюхе, то есть пресмыкаются. Теперь понятно?!…Вот вам и терминологическая работа на уроке. И коснулись-то не какого-нибудь древнегреческого, а нашего, русского языка. Скажете, дети не обязаны знать устаревшие формы современных слов? Что ж, очи, уста, ланиты, власа, брег – все это можно оставить филологам. Но нам-то что делать?И как может повернуться язык у человека, утверждающего, что биолог должен учить своему предмету, а филолог – своему? И какой из них главнее? И можно ли сравнивать эти понятия?
Комментарии