search
main
0

Это судьба. Для того чтобы развиваться, надо учиться

Президент Академии социального управления профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ Вячеслав ИВАННИКОВ говорит, что задача школы – изменить мировоззрение ребенка. Тот, кто только начинает жить, убежден: истинно лишь то, что очевидно. Тот же, кто открывает для несмышленыша суть вещей и позволяет увидеть смысл познания, дает возможность не повторять ошибок прошлых поколений, а идти дорогой развития дальше. Следовательно, школа – это судьба общества, а учитель – самая важная профессия на Земле.

​- Вячеслав Андреевич, вы разработчик представления о потребностях как жизненных задачах, характеризующих отношения в системе «организм, субъект, личность – среда», когда мотивация рассматривается как особое внутреннее действие по созданию побуждения к действию. Какую роль ваша научная разработка играет в школе?- Да, я занимаюсь проблемами волевой регуляции, мотивации и потребности личности. У меня была дипломная работа в АСОУ по особенностям мотивации детей, ориентированных на продолжение обучения и на работу после окончания 11-го класса. И хотя я занимаюсь фундаментальными вещами – теоретическими вопросами, но мои студенты, аспиранты исследуют, как это применить на практике. Я занимался много лет организацией психолого-педагогической помощи детям. Это была целая концепция, которую Министерство образования еще СССР утвердило в 1991 году. Именно по ней создавалась вся психологическая служба в нашей стране. И в Чернобыле мы такую службу делали. Я всегда занимался социальной работой.Педагогика сама по себе не может предложить технологии, она может разрабатывать методику подачи чего-то, а вот оценить, как это скажется на людях, на детях, может только специалист по детскому развитию – возрастной психолог. Это должно быть все в содружестве. И это основная деятельность психолога в школе, а не разбирательства, почему ребенок конфликтует с учителем. Психолог должен вместе с педагогом заниматься разработкой новых технологий обучения, содержания и методов. Задача в том, чтобы ребенку было интересно учиться, когда его обучение происходит не из-под палки, а двоечник вдруг начинает интересоваться предметом, по которому он не тянул.На самом деле у нас в первый класс приходят 10 процентов детей, которым в школу идти рано. И не важно, что им исполнилось семь лет. Мы все с разной скоростью развиваемся, как и растем. В седьмом классе он был ниже всех, перешел в восьмой и оказался самым высоким. Вот такое же развитие мозга идет и в детском возрасте. Ребенку только семь лет, а по возможностям он тянет на девять, этому семь, а он пятилетка. И вот все, кому меньше реального возраста, не успевают, они не понимают того, что им пытаются втолковать в школе, они пока не созрели для этого. Их можно обучать, но индивидуально. Это не умственная отсталость, не какая-то задержка, это индивидуальный темп развития. Проводились проверки по невербальным тестам: двоечники и отличники оказались практически одинаковыми. Но двоечник педагогически запущен, учителю не до него, он ставит ему тройку и переводит в следующий класс. А он читать и считать не умеет.- То есть на кого ориентирован учитель?- На хорошиста, среднего ученика.- Отличник тоже ему не по зубам, слишком одарен?- К сожалению, часто это не одаренность, а опережение. Отличники в начальной школе в пятом часто становятся обычными детьми. Получают всякие оценки, не выделяются. Конечно, есть вундеркинды, но большинство – это те, кто опережает свой возраст. Таких детей надо отбирать, делать какие-то особые группы, а это хлопотно. Сейчас даже считают, что умственно отсталых надо учить со всеми. Путаются социальность детей, толерантность по отношению к ним и методы обучения. Не могут они быть одинаковыми. В одной школе можно, но только в разных группах, в разных классах. А фронтальное обучение приводит к тому, что к 5-му классу у нас 30 процентов детей педагогически запущены. Они не отсталые, не тупые, но для них все, что происходит, – китайская грамота. С ними никто не работает, а надо начинать с 1-го класса при отборе. Не отбор принять – не принять, а отбор, как учить первые годы. Они к 10 годам догоняют остальных. Но уже педагогически запущены. И к ним относятся с прохладцей не только учителя, дети тоже. «Этот мальчик маленький, некрасивый». – «Да как же, он выше многих, голубоглазый, симпатичный». – «Двоечник не может быть красивым!» Статус двоечника накладывает отпечаток и на внешнее восприятие.Это то, что предстоит школе осваивать. На это стоит посмотреть открытыми глазами, не делать из этого проблемы. А мы стараемся этого не замечать. И аттестат в конце не даем: он сам виноват. Не виноват! Среди двоечников бывают замечательные мастера. В каких-то таких видах работ, которые не требуют школьного образования. Лучше него никто не может этого сделать, он в этом талантлив…- Сейчас вообще модно говорить, что в школе был двоечником. Позиция такая.- Это бравада. Он не был двоечником, он не учился. Но когда надо было, все выучивал и мог сдать. Настоящие двоечники остаются в жизни, как правило, неудачниками. Бывает, это особая степень застенчивости. Бывает, склонность к чему-то определенному. Физическая одаренность не каждому дана. Спортивный талант. В генетике есть понятие «норма реакции». Это то, что человеку задано генетикой. Но бывает и так: тот, кому генетикой дано меньше, вырабатывает этот потенциал до отказа и опережает того, у кого данных больше, только использует он их чуть-чуть. И это довольно часто бывает. Видно, что человек одаренный, но в жизни не успевает. А он лентяй, его не приучили к главному – к труду. В школе проблем на самом деле много. И часто не тех, о которых мы кричим.У нас учитель идет наравне с инженером, медиком, трактористом. Конечно, все работники для государства нужны. Но без накопления знаний человечества и фиксации их во внешней форме развитие человечества и человека в отдельности невозможно. Сохраняются лишь те знания, которые можно передать руками по принципу «делай как я» или устные рассказы, легенды и предания. Но эти представления о мире такие примитивные, что с ними ничего сделать нельзя для прогресса. Надо научиться работать со словом, с теми знаниями, которые зафиксированы в слове. И вот эту миссию и должен выполнять и выполняет учитель в любом обществе, с этого начинается все, с письменности.Учитель не уникальная профессия, а уникальное место человека в обществе. К сожалению, мы об этом забываем, приравниваем учителя ко всем остальным практическим специальностям, которые у нас есть в мире. Ну и вообще начинает казаться, что он не нужен. Ну что он там приходит – грамоте научит и уйдет. К сожалению, непонимание этого приводит к такому отношению к школе, когда школа начинает оцениваться не как средство приобщения человека к обществу, культуре, включая науку, а как обучение профессиональным навыкам.- То есть это человеческий капитал?- Конечно, капитал, и мы гордимся профессиональным потенциалом человека, но это маленькая часть той социальной жизни, в которой мы живем. Ведь человек – это социальное существо, и он не может без учителя стать членом общества. Первым учителем являются родители – отец и мать, а дальше вот письменность, дальше науки, дальше мировоззрение. Мировоззрение ребенка формируется само по себе из его личного опыта. Я однажды попытался наивно объяснить пятилетнему ребенку, как устроена Солнечная система. Я взял большой шар, надул его, как мячик, приклеил пупочку и сказал: «Это наш домик». Включил настольную лампу – солнце светит, вот смотри: Земля крутится, вот рассвет, день, вечер, ночь». Ребенок сказал: «Очень интересно, только это все неправда». – «Почему?» – «Потому что если бы Земля крутилась, наш домик оказался бы внизу, и он упал!» Его личный опыт такую модель мироздания не приемлет, ведь ребенок приходит уже с определенным представлением о мире. Оно у него фиксированное из его личного опыта. Задача школы – изменить его мировоззрение. Не добавить что-то, что в школе проходят, а изменить его видение мира. Создать мышление, которое у него отсутствует. Это значит – социальное мышление, понимание социальной действительности, в которой мы живем.Учитель как воспитатель – это пример для детей. В свое время Лев Толстой написал замечательные слова, что проблема воспитания детей представляется просто нерешаемой, сверхтрудной задачей, но до тех пор, пока ты не решаешь, как тебе самому жить. И как только ты решил, как тебе жить, проблема воспитания решается автоматически. Дети повторяют родителей. Дети должны смотреть на учителей как на тех людей, которым надо подражать, но мы все люди, для этого надо людей не просто учить, а воспитывать определенным образом. Они должны, не побоюсь этого слова, как артисты, играть роль в жизни, играть роль перед детьми всегда, а на это у нашего учителя нет времени и возможности, его этому никогда не учили. Поэтому стоит проблема воспитания в школе, она открыта и будет открыта долго, пока мы не выделим воспитание как отдельную составляющую развития человека и не создадим технологии этого воспитания. А они на самом деле простые: надо жить так, чтобы дети с тебя брали пример. Нельзя воспитать словами, надо так организовать жизнь детей, чтобы они добровольно выбирали нравственное поведение. В нашей стране было несколько примеров, самый яркий – это работа Макаренко. Это настоящая система, когда дети ставятся в ситуацию нравственного выбора. И там простые результаты: либо ты уходишь, либо ты подчиняешься правилам. Все. И каждый человек должен сделать свой выбор.- Вы сотрудничаете с системой образования Подмосковья долгие годы. Здесь оценили ваше видение этих проблем?- В Подмосковье ведется большая работа и по развитию методик обучения, и по системе воспитания. Можно сказать, это научное сопровождение процесса образования в Московской области. Еще с 1990-х начались работы, в которых принимало участие много педагогов, психологов, социальных педагогов по организации помощи детям и родителям в обучении и воспитании, по преодолению тех трудных жизненных ситуаций, в которых они находятся. Возможностей было мало, но энтузиазма было много, и многие районы добивались очень хороших результатов. С приходом Бориса Всеволодовича Громова как губернатора и Лидии Николаевны Антоновой как министра стала меняться и ситуация в оплате труда учителей, в отношении к учительству. Я вот наблюдаю со стороны за этим процессом. Внимание к учителю, к школе со стороны губернатора очень большое. Ну а Лидия Николаевна на своем месте, как министр, она находит постоянно способы поддержать систему образования. Система образования Московской области построена достаточно прогрессивно, на сегодняшний день и вузы Московской области, включая Академию социального управления, очень активно участвуют в научном обеспечении всего процесса образования. Идет отслеживание всех тенденций, которые есть, и решения принимаются не просто на глазок, а на основе научных рекомендаций.Вообще школа – это судьба общества. Потому что если учителем не дорожить, то талантливо подготовленного поколения не получить. Нет ни одной профессии на Земле, которая могла бы сравниться с учительством!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте