search
main
0

Это страшное слово “планирование”

Как классный руководитель я дважды в год сдаю администрации план воспитательной работы в классе на грядущее полугодие. Каюсь: не всегда мои идеи впоследствии воплощаются в жизнь. Многие мероприятия проваливаются, другие хоть и проводятся, но большой воспитательной ценности не имеют. А иногда, спонтанно возникнув, являясь живым откликом на нечто происходящее в классе, в стране и в мире, они проходят ярко и результативно с точки зрения воспитательного момента, так как побуждают учеников моих формировать свою (надеюсь, приемлемую для общества) точку зрения на основные аспекты бытия. Так можно ли все это спланировать заранее? Можно и нужно – уверены авторы книги “Планирование воспитательной работы в классе”. (“Планирование воспитательной работы в классе”. Методическое пособие. Под редакцией
Е.Н.Степанова. ТЦ “Сфера”, Москва, 2001). Создателями этого пособия стали профессионалы самых разных направлений педагогики, что позволило им рассмотреть различные аспекты планирования – теоретические, методические и практические. Предлагаемое пособие состоит из трех глав: в первой дана характеристика сущности, назначения, принципов и функций планирования, описан алгоритм действий классного руководителя. Во второй главе достаточно подробно изложены представления авторов о содержании, форме и структуре плана воспитательной работы в классе. В третьей главе предложены различные формы, приемы и методы моделирования образа класса и планирования воспитательной работы в нем. В последний раздел пособия включены также полностью или фрагментарно несколько реальных планов воспитательной работы в классе, разработанных реальными классными руководителями, что является, на мой взгляд, наиболее ценной составляющей данного пособия. Также очень полезны для работы с классом описанные деловые и ролевые игры, представленные в третьей главе данного пособия. Их можно использовать для того, чтобы лучше понять свой класс и сплотить его, а также чтобы привлечь внимание детей к определенной проблеме.
Некоторая же, на мой взгляд, перегруженность научными обоснованиями может быть очень даже полезна студентам при написании курсовых работ или же методистам при подготовке к проведению семинаров. И так как данное пособие адресовано авторами “классным руководителям и воспитателям, студентам педвузов и слушателям ИПК, научным и методическим работникам”, каждый может найти в нем что-либо полезное для себя.
И все-таки я считаю, что запланировать в такой тонкой сфере, как воспитательная работа, можно только очень общие мероприятия (в чем хорошим подспорьем будет это пособие). Основная же воспитательная работа – это чуткое ежесекундное реагирование на поведение детей, на их реакцию на происходящее вокруг, не организованные и подготовленные диспуты, а спонтанные разговоры на болевые темы, иногда просто откровенная провокация их на спор, умение этот спор вести, не подавляя детей своим авторитетом, но находя убедительную аргументацию. Можно ли это спланировать? Нет, конечно же. И действовать нужно, опираясь на свой жизненный опыт и интуицию, а не на план. А написание наукообразных планов воспитательной работы, равно как и столь же наукообразных отчетов о проделанной воспитательной работе, – это самообман. Или просто обман.

Наталья ФЕДОТОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте